Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиск формы на основе пространственной перекомпоновки прототипа




 

 

Одна из типичных ситуаций, где морфологический подход проявляется с особой очевидностью, - это перекомпоновка прототипа. Функции здесь в значительной степени заданы, и основные задачи, которые приходится решать дизайнеру, обычно связаны с поисками более совершенной пространственной компоновки объекта – взаимного расположения конструктивных частей в пространстве.

Перекомпоновка, как правило, предполагает пространственные действия с фигурами и величинами, а также влияет на изменение функционально-технической структуры объекта. Покажем это на примере дизайнерского проекта модернизации токарного гидрокопировального станка с программным управлением фирмы «Утита» (Италия), выполненного группой дизайнеров ВНИИТЭ.

Отправными точками в работе дизайнеров стали следующие вопросы:

- что нужно изменить в прототипе?

- что можно изменить в прототипе?

- каким образом можно произвести эти изменения?

Наибольший интерес представляли для дизайнеров те морфологические особенности станка, которые непосредственно были связаны с деятельностью рабочего оператора. Были выделены элементы станка, которые информируют оператора о ходе выполнения операций; органы управления, к которым он должен прикладывать физические усилия; общие контуры пространственной конфигурации станка, которые предопределяли траекторию перемещения его в пределах рабочего места. Иными словами, преобладающим направлением поисков стал антропоцентричный принцип построения объемно-пространственной структуры станка.

Существенное место в анализе функционально-конструктивных свойств объекта принадлежит эргономике. Для проведения эргономических исследований были изготовлены специальный стенд и макет станка-прототипа в натуральную величину. На стенде и макете имитировались рабочие и наладочные операции, и более детально изучалась компоновка станка и его узлов.

Эргономический анализ выявил наличие в станке ряда зон, где работа оператора сопровождается особенно высоким уровнем мышечных и зрительных напряжений и нагрузок. Зоны эти возникли в результате неправильной, с точки зрения эргономики, компоновки органов управления и средств индикации на пульте станка, неоправданно далекого разнесения зон выполнения мускульных и зрительных операций, из-за неудобной формы рукояток, неудачной конструкции защитных экранов и т.д. Так, одновременно с высокой концентрацией внимания на зоне резания, рабочий должен другой рукой воздействовать на рукоятку, расположенную на пульте управления, для сообщения резцу поступательного движения. Происходит совмещениезрительных и моторных операций, однако зоны их выполнения далеко разнесены в пространстве. На пульте отсутствует единый принцип группировки органов управления, часть органов расположена ниже оптимальной зоны. Затруднена, а в ряде случаев невозможна установка деталей значительной длины при не снятых экранах.

Эффективным средством поиска компоновочных решений является объемное макетирование в натуральную величину. На макете можно проследить межузловые и зональные связи изделия, пластически объединить все его элементы, добиться композиционной целостности. Макетирование позволяет моделировать ситуации взаимодействия оператора с машиной, а также проверять реакцию зрителя (заказчика, потребителя, проектировщиков и др.) на «живую» вещь.

 


Именной указатель

Б

Беренс, Петер

Behrens, Peter

1868–1940

Крупнейший немецкий архитектор и дизайнер, признанный мастер строгого модерна, один из основоположников современного дизайна. Был одним из основателей германского «Веркбунда», ассоциации художников и ремесленников, ориентированных на крупно-серийное промышленное производство.

Бернштейн, Николай Александрович

1896–1966

Российский психофизиолог, создатель концепций «физиологии активности» и уровней построения движений. Автор трудов по проблемам психофизиологии трудовых, спортивных и др. движений и действий в норме и патологии, психологии труда, кибернетики и др.

Берн-Джонс, Эдвард Коли

Burne-Jones, Edward Coley

1833–1898

Английский художник, благодаря которому, влияние «прерафаэлитов», связанное с именем Уильяма Морриса, было длительным и породило другое течение — «Высокое искусство», которое обратилось к сюжетам древней английской истории.

Браун, Форд Мэдокс

Brown, Ford Madox

1821–1893

Английский художник. Был тесно связан с течением «прерафаэлитов» как первый наставник и друг двух его лидеров — Д. Г. Россетти и У. Х. Ханта.

Брейер, Марсель

Breuer, Marcel

1902–1981

Венгерский архитектор и дизайнер. В возрасте 22 лет стал деканом факультета мебели школы «Баухауз», где основал массовое производство мебели, используя стальные изгибы труб в качестве каркаса.

В

Вальднер, С

Ван де Вельде, Анри

Van de Velde, Henry

1863–1957

Лидер модерна в Бельгии, яростный критик эклектики. Добивался стилистического единства архитектуры, мебели и убранства. Автор многочисленных интерьеров в Германии. Основал Веймарскую школу искусств и ремесел и Высшую национальную школу архитектуры и прикладного искусства. Автор «Формул современной эстетики».

Васнецов, Виктор Михайлович

1848–1926

Российский художник, делавший упор на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. Член Товарищества передвижников. Своей живописью в зрелый период Васнецов предвосхитил получивший позже распространение в России стиль «модерн».

Веснины, Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович

1880–1933 (Леонид)

1882–1950 (Виктор)

1883–1959 (Александр)

Российские архитекторы, братья. Возглавляли направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы.

Врубель, Михаил Александрович

1856–1910

Российский художник, наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике. В искусстве серебряного века представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение не только идеи модерна и символизма, но и зачатки новых художественных направлений.

Г

Гаккель, Яков Модестович

1874–1945

Российский инженер. Спроектировал и построил ряд самолетов, тепловозов. Предложил ряд изобретений в области тепловозной и электрической тяги. В ЛИИЖТ был деканом механического факультета. Удостоин звания Заслуженного деятеля науки и техники России.

Гропиус, Вальтер

Gropius, Walter

1883–1969

Немецкий архитектор. Работал в мастерской Петера Беренса. Вместе с Адольфом Мейером работал над дизайном фабрики Фагус в Альфельде. Эта конструкция из стекла и стали сейчас считается одним из ранних примеров поистине современной архитектуры. Был директором школы «Баухауз». Работал в соавторстве с английским архитектором Максвеллом Фраем.

Д

Долматовский, Юрий Аронович

1913–1999

Российский дизанер и конструктор. Основатель отечественного автомобильного дизайна, автор десятков книг по истории автомобиля, переведенных на языки народов мира. Известен как автор советских концепт-каров, в частности, он создал первый отечественный минивэн.

З

Зайцев, А И

К

Кандинский, Василий

1866–1944

Российский художник, один из основателей абстрактного искусства. Был активным сторонником авангарда. Создал объединение «Синий всадник». Преподавал в школе «Баухауз», после чего его живопись стала более геометрической.

Клее, Пауль

Klee, Paul

1879–1940

Швейцарский художник миниатюрист. Один из лидеров экспрессионизма, входил в объединение «Синий всадник». Тяготел к абстрактному искусству, к музыкальности колористичных созвучий. Преподавал в школе «Баухауз».

Л

Лисицкий, Лазарь Маркович

1890–1947

Российский архитектор и художник, известный под псевдонимом Эль Лисицкий. Был членом группы еврейских художников (в которую входил и Шагал), поставившей целью создание национального еврейского искусства в России. После встречи с Малевичем отдал предпочтение конструктивизму. Работал главным образом в промышленном дизайне и топографии.

Леонидов, Иван Ильич

1902–1959

Российский архитектор. Представитель конструктивизма, разрабатывал формы, отвечающие социальным задачам архитектуры.

М

Мальдонадо, Томас

Maldonado, Tomas

г. р. 1922

Итальянский педагог, живописец и дизайнер, публицист. Автор большого числа картин, дизайнерских разработок, статей и книг по вопросам теории культуры и дизайна. Мальдонадо ввел и развил принцип системного подхода в дизайне. Известен проектами в области дизайн-графики, и особенно разработки визуальных символов для электроники.

Малютин, Сергей Васильевич

1859–1937

Российский художник, академик. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Талант Малютина своеобразно проявился и в архитектуре. Во всех своих работах художник проявил редкую самобытность. Все, что было сделано Малютиным, заложило хороший фундамент для дальнейшего развития русской художественной промышленности.

Мамин, Яков Васильевич

1873–1955

Российский конструктор-механик. Изобретатель в области дизелестроения и тракторостроения. Изобрел 2-лемешный плуг, пожарный насос, 1-й в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия и мн. др. Открыл свою мастерскую.

Мейер, Ганнес

Meyer, Hannes

1889–1954

Швейцарский архитектор. Был близок к голландской группе «Де-Стейл» и к Ле Корбюзье, активно пропагандировал принципы функционализма. Стремился к аналитически чёткому построению объёмно-пространственной композиции здания, логически следующей из системы функциональных процессов. Был директором школы «Баухауз».

Мис ван дер Роэ, Людвиг

Mies van der Rohe, Ludwig

1886–1969

Наряду с Гропиусом и Ле Корбюзье,— ведущая фигура современной архитектуры XX в., в равной степени немецкий и американский архитектор. Работал в мастерской Петера Беренса. Выступил с проектом стеклянных небоскребов. Сменил Гропиуса в роли директора «Баухауза». Был деканом архитектурного факультета и автором кампуса Иллинойского технологического института. Автор жилых небоскребов на Лейк Шор Драйв в Чикаго и Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке.

Моголи-Надь, Ласло

Moholy-Nady, Laszlo

1895–1946

Венгерский мастер фотоискусства, художник и скульптор. Создавал экспрессивные фотопортреты, политические фотомонтажи, пространственные композиции, оказавшие влияние на практику дизайна.

Мондриан, Пит

Mondrian, Piet

1872–1944

Датский художник. Его ранние пейзажи были выдержаны в реалистической манере. Позднее стал использовать яркие краски и пришел к символизму. Развивал идеи кубизма в абстрактной манере. Вместе с Десбургом основал «Де-Стейл». Развивал радикальный абстрактный стиль, который принёс ему наибольшую известность.

Моррис, Уильям

Morris, William

1834–1896

Английский поэт, художник, декоратор и отчасти — социальный реформатор. Инициатор создания компании, в которой Моррис (совместно с Д. Г. Россетти, Берн-Джонсом и др.) руководил созданием рисунков для обоев, обивки и драпировок, гобеленов и образцов книжного оформления. Компания оказала огромное влияние на художественную культуру конца XIX в., создавая основу становления стиля «модерн». Основал Общество сохранения древних построек. Как организатор Социалистической лиги, Моррис сыграл существенную роль в формировании социальной ориентированности архитектурного авангарда, хотя сам художник видел цель в преодолении разрыва между трудом и искусством посредством возрождения средневекового ремесла. Был ведущим организатором английского Движения искусств и ремёсел, под влиянием которого в Германии возник «Веркбунд».

Мутезиус, Герман

Muthesius, Hermann

1861–1927

Немецкий архитектор. Теоретик архитектуры рационалистического течения. Был близок идеям Движения искусств и ремёсел, основанного У. Моррисом. Основал союз «Веркбунд», целью которого были поддержка и развитие прикладного искусства, художественных ремесел и нового «промышленного искусства», или дизайна, призванного повысить качество массовой промышленной продукции.

Н

Нельсон, Джордж

Nelson, George

1907–1986

Американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизайна. Для его работ характерны цельность формы, обобщенное решение деталей с использованием модульных элементов, яркие локальные цвета. В своих теоретических работах Нельсон отстаивал широкие позиции дизайна как гуманитарной и художественной профессии. Он подчеркивал, что основные силы дизайнеров должны быть сосредоточены на задачах, диктуемых социальной необходимостью, и что цели дизайна находятся в тесной зависимости от уровня развития культуры и цивилизации.

П

Понти, Джио

Ponti, Gio

1891–1979

Итальянский дизайнер и архитектор. Отстаивал идею «суперискусства», объединяющего все виды деятельности в создании искусственной среды. Его работы отличаются лаконизмом, экономичностью.

Попова, Любовь Сергеевна

1889–1924

Российская художница, одна из самых ярких фигур русского художественного авангарда, активная сотрудница Инхука, прошла путь от постимпрессионизма и кубизма к конструктивизму, от картины к театрально-декорационному искусству и дизайну (рисунки для тканей). Её манера выделяется монументальной строгостью ритмического построения форм, впечатляющей внутренней дисциплиной линий и колорита.

Р

Рёскин, Джон

Ruskin, John

1819–1900

Английский писатель, теоретик искусства. Его романтический протест против современного общества обусловил его призыв к возрождению средневековых форм организации художественного творчества и ремесел. Идеолог «прерафаэлитов». Произведения Рёскина о проблемах культуры отличаются изысканностью слога.

Родченко, Александр Михайлович

1891–1956

Российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Входил в объединение Левый фронт искусства (ЛЕФ), представитель конструктивизма и производственного искусства, оформитель книги, один из зачинателей рекламы в СССР, фотомонтажа.

С

Салливен, Луис

Sullivan, Louis

1856–1924

Американский архитектор, ведущая фигура Чикагской школы. Работал в сотрудничестве с Данкмаром Адлером и впервые освободил высотные здания со стальным каркасом от ранее считавшегося необходимым классицистского декора. Высказывание Салливена «форма следует за функцией» стало крылатым, однако в собственной практике Салливен отнюдь не стремился к отказу от декора и всю жизнь разрабатывал оригинальные и сложные орнаменты.

Самойлов, Вениамин

Страхов, П

Т

Татлин, Владимир

1885–1953

Российский художник, изобретатель, ведущая фигура конструктивизма. Автор модели «Башни III Интернационала», включавшей в абстрактную ажурную скульптуру вращающиеся с разной скоростью объемы. Наряду с рисунками Сант-Элиа, макет Татлина чрезвычайно мощно повлиял на воображение художественного авангарда XX в.

Ф

Фенингер, Лионель

Feininger, Lyonel

1871–1956

Немецкий и американский художник. Примыкал к экспрессионизму, активно сотрудничал с школой «Баухауз». В его живописи и графике, для которых характерны мотивы полуфантастической архитектуры удлиненных, «готических» пропорций, авангардные поиски тесно переплетаются с традициями романтизма.

Ш

Шехтель, Федор Осипович

1859–1926

Российский архитектор, ведущая фигура русского модерна. Автор реконструкции и оформления МХАТ, особняка Рябушинского, здания Ярославского вокзала, конторских и промышленных зданий, десятка особняков, включая собственный дом-мастерскую. Отличался как богатством пластической фантазии, так и глубокой проработанностью функционального решения, подчиненного идее комфорта.

Шухов, Владимир Григорьевич

1853–1939

Российский инженер, изобретатель, ученый. Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в т. ч. высотой 148,3 м в Москве) и т. д.

 

 


Заключение

Перечень ссылок

  1. Квасов А.С. Основы художественного конструирования промышленных изделий Учеб. Пособ.-М., Гардарики, 2006
  2. Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование: современные методы проектного анализа. пер. с англ. Т.П. Бурмистровой и И.В. Фриденберга под ред. ВД. Венды и В.М. Мунипова М.: «Мир», 1976.
  3. Гущин В.Ф. Художественно-конструкторская проработка изобретения Л., Лениздат, 1975
  4. Даниленко В. Дизайн, -Х., 2002
  5. Краткая методика художественного конструирования. М., 1966
  6. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе, М., «Искусство» 1970
  7. Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования: учебник – К., Вища школа, 1991
  8. Динамическая и кинетическая форма в дизайне. М. ВНИИТЭ, 1989
  9. Методика художественного конструирования. М. ВНИИТЭ, 1989
  10. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М. Машиностроение, 1987
  11. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. Учебник. Быков З.Н., Минервина Г.Б., Высш. Школа, 1986
  12. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. К.: Выща школа, 1989.
  13. Кеплер И. О шестиугольных снежинках. – М., 1982.
  14. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты – Л., М., 1957.
  15. Цеков-Карандаш Ц. О втором золотом сечении. – София, 1983.
  16. Стахов А. Коды золотой пропорции.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...