Калькуляция в сложных производствах.
Аналитический учет затрат в сложных производствах ведут по видам ремонта и ремонтируемым объектам, по видам или группам изготовленных инструментов, оснастки, моделей. На каждый объект учета (калькуляции) открывают ведомость или карточку аналитического учета, в которой показывают остатки незавершенного производства, затраты за текущий месяц, списание в порядке уменьшения учтенных затрат (возврат материалов, отходов производства), оприходование готовой продукции или списание стоимости выполненных работ, услуг, оснастки, незавершенного производства на конец месяца. Карточка-калькуляция фактической себестоимости заказа № 77 на капитальный ремонт штамповочного пресса (тенге).
Табл. 4. Карточка-калькуляция фактической себестоимости заказа № 77 на капитальный ремонт штамповочного пресса (тенге).
Принятые к исполнению индивидуальные заказы цех записывает в книгу заказов и следит за их выполнением в установленные сроки. В требованиях на материалы, в рабочих нарядах и других документах указываются номера заказов. Это необходимо для отнесения расходов на соответствующий заказ. Материалы выписываются со склада только в пределах потребности на выполнение одного заказа. Неизрасходованные материалы после выполнения заказа возвращаются на склад и на их стоимость уменьшаются затраты на данный заказ. Себестоимость заказа исчисляется бухгалтерией после получения уведомления цеха об окончании заказа. На основе карточек-калькуляций себестоимость законченных заказов ежемесячно списывают со счета 920 на соответствующие счета потребителей. В примере, работники ремонтно-механического цеха оказывали услуги по ремонту оборудования основных цехов: вырубочного и закройного; осуществляли текущий ремонт парокотельного цеха, ремонт автотранспортных средств и изготавливали инструмент для нужд предприятия. На основании нарядов и требований, сгруппированных по заказам, открываемым по потребителям и видам работ, расходы ремонтно-механического цеха были распределены следующим образом:
Табл. 5. Расходы ремонтно-механического цеха.
Услуги вспомогательных производств, оказанные ремонтно-механическому цеху парокотельным цехом и автотранспортным цехом, отражены по учетной стоимости принятых встречных услуг, определенной на основании данных о фактической себестоимости услуг за прошлый месяц: — себестоимость одного тонно/километра - 193 тенге; — себестоимость одной тонны пара - 185 тенге. Для правильного исчисления себестоимости продукции, работ и услуг в сложных и вспомогательных производствах большое значение имеет точное определение размеров незавершенного производства. Его оценивают двумя способами: по фактической себестоимости и расчетным путем.
Табл. 6. Таблица распределения услуг вспомогательных производств. I. раздел. Расчет фактической себестоимости продукции (услуг) и материальных ценностей, выпущенных вспомогательными производствами и их плановая (учетная) себестоимость
При оценке незавершенного производства по фактической себестоимости подсчитывают затраты, относящиеся к заказам на ремонтные работы либо к изготовлению отдельных видов продукции. Затраты по статьям "Основные материалы", "Вспомогательные материалы", "Заработная плата основная и дополнительная" и другие находят прямым путем на основании данных первичных документов. Накладные расходы относят на незавершенное производство в установленных размерах в порядке их распределения. При оценке незавершенного производства расчетным путем по данным инвентаризации определяют количество объектов незавершенного производства и степень их готовности в нормо/часах. Подсчитав количество нормо/часов и зная плановую себестоимость одного нормо/часа, находят заработную плату с отчислениями в незавершенном производстве. Стоимость материалов определяют по данным нормативных калькуляций, накладные расходы - в процентном отношении к заработной плате. Сумма затрат по этим статьям составит стоимость незавершенного производства. Фактическая себестоимость продукции, работ и услуг в сложных вспомогательных производствах определяется по каждому аналитическому счету (заказу). Для этого к остатку незавершенного производства по каждому заказу прибавляют затраты, учтенные за месяц по этому счету, и вычитают незавершенное производство на конец месяца. Разница составит фактическую себестоимость выпущенной продукции, работ и услуг.
Итого
| 14397 | 3167949 | 18957 | 3668100 | 1543906 | 8379955 | 7865977 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Из них по основным потребителям | 13057 | 16454 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Выпущенные материальные ценности | 114400 | 114400 | 115000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Фактическая себестоимость единицы услуг, оказанных основным потребителям (гр. 6 раздела 1 / стр. 12 раздела II) | =223,64 (2920049 / 13057) | =193,57 (3185021/ 16454) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Всего | 3167949 | 3668100 | 1658306 | 8494355 | 7980977 |
Табл. 7. Таблица распределения услуг вспомогательных производств. II раздел. Распределение затрат поставщиков услуг
В нашем примере остатков незавершенного производства на конец и на начало месяца не было.
Для распределения услуг вспомогательных производств составлена таблица 6 "Таблица распределения услуг вспомогательных производств".
При составлении таблицы распределения услуг вспомогательных производств в первом разделе определена фактическая себестоимость услуг, оказанных основным потребителям (к сумме собственных затрат каждого из вспомогательных цехов прибавляется плановая (учетная) себестоимость принятых встречных услуг и вычитается плановая (учетная) себестоимость оказанных встречных услуг). Во втором разделе сначала были записаны количественные данные по оказанию услуг, рассчитано количество услуг, потребленных основными потребителями (строка 12), а затем исчислена себестоимость единицы услуг путем деления фактической себестоимости услуг, оказанных основным потребителям, на количество (объем) услуг, потребленных основными потребителями. При умножении количества вспомогательных услуг и работ на себестоимость единицы, была получена сумма фактической себестоимости оказанных основным потребителям услуг. По цехам вспомогательного производства указана плановая (учетная) себестоимость услуг.
|
|
Минимизация издержек.
Одной из разновидностей абсорбционного учета является ABC (activity based сosting) - учет затрат по процессам. Эта система построена на отслеживании причин возникновения косвенных расходов и их распределении между объектами учета на основании, как правило, естественных физических измерителей. Главная задача здесь - определить, каким образом основные производственные процессы влияют на величину конкретных видов косвенных расходов [17, с.9]. Кулагин В. Включать или не включать? Абсорбционный учет затрат против маржинального // «Двойная запись», №7, 2005. – С.9-14. Проще говоря, ABC помогает оценить влияние, которое оказывает выпуск разнообразной продукции в тех или иных объемах на уровень косвенных затрат компании. В основе системы поиск, оценка и учет технических, физических или иных параметров производственных процессов, применяемых для корректного отнесения или распределения косвенных расходов на отдельные виды продукции или иные объекты учета. В этой разновидности абсорбционного учета используется большее количество критериев для распределения накладных расходов, а сами критерии подобраны более объективно. В итоге себестоимость продукции по системе АВС меньше зависит от объемов выпуска по сравнению с общей системой абсорбционного учета. [3, с.20]. Байкалова С. Управленческий учет надо подгонять «по фигуре» // «Бухгалтер», № 4, 2005. – С.19-23.
На практике АВС применяют для обоснования цен на основе уточненного расчета полной себестоимости по видам продукции и анализа фактической рентабельности; для обоснования долгосрочных решений по номенклатуре и объемам выпускаемой продукции; для факторного анализа и контроля себестоимости продукции; для контроля затрат вспомогательных подразделений и прочих косвенных производственных расходов.
Из характеристики участков, приведенной в Табл. 8., мы видим, что участок электроснабжения занимает гораздо меньше площади и на 50 процентов дороже участка теплоснабжения. Но при этом он является более производительной и его обслуживает меньше рабочих.
Показатель | Участок электро-снабжения | Участок тепло-снабжения |
Площади производственного участка, кв.м. | 40 | 90 |
Производительность линий, ед. продукции в мес. | 250 000 | 150 000 |
Численность рабочих на линиях, чел. | 15 | 25 |
Амортизация производственных линий, тыс.тенге в мес. | 3 000 | 2 000 |
Табл. 8. – АBC-костинг энергетического цеха.
Если названные характеристики производственных линий положить в основу более тщательного распределения цеховых расходов и расходов вспомогательных производств, вполне логично проверить следующие рабочие версии отнесения косвенных расходов.
1. Не требует ли оборудование электропроизводства большего внимания, например, главного технолога и главного механика? Если да, то в какой пропорции по сравнению с теплопроизводством?
2. Персонал какого из вспомогательных цехов требует большего внимания руководства цеха и по какой причине (большая или меньшая квалификация, потребность в обучении, соблюдение техники безопасности)?
3. Электроснабжение при имеющейся производственной программе является гораздо более материалоемким. Что здесь сказывается: стоимость сырья и материалов или их количество? При любом ответе целесообразно проверить объем задействованных мощностей для выявления пропорции разнесения затрат последних.
Система АВС как разновидность абсорбционного метода не предназначена для обоснования краткосрочных управленческих решений. Метод сложен и дорог, поскольку требует тщательного анализа деятельности компании на момент своего внедрения, учета и контроля дополнительных небухгалтерских параметров. Он предполагает постоянный мониторинг различных процессов, влияющих на косвенные расходы.
Заключение
Бухгалтерский учет сегодня занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия и служит основой для принятия управленческих решений. В Республике Казахстан бухгалтерский учет строится на основе общих принципов и положений, закрепленных в Стандартах бухгалтерского учета и Генеральном плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов, позволяющих организовать учет так, чтобы он соответствовал специфике, формам организации, структуре деятельности и всем требованиям, предъявляемым пользователями к получаемой информации.
Вспомогательное производство входит в структуру производства практически каждого крупного предприятия; число таких производств, виды продукции, производимой ими, и организация бухгалтерского учета затрат на них зависит от отраслевой принадлежности и производственных особенностей предприятия. При этом выделяют вспомогательные производства, характерные для большинства предприятий: энергетическое, транспортное, ремонтно-механическое.
Особенностью учета затрат вспомогательного производства является его экономическая сущность, определяемая отношением к продукции основного производства. Расходы вспомогательных производств являются косвенными или накладными по отношению к продукции основного производства, даже если они являются прямыми по отношению к продукции цеха, в котором они производятся. Например, амортизация склада автотранспортных средств или электротепловой линии – это прямые расходы для соответственно автотранспортного и энергетического цехов, однако по отношению к продукции основного производства они должны распределяться в соответствии с определенной базой распределения.
Например, вспомогательные производства: энергетическое (которое, в свою очередь, включает электроснабжение, теплоснабжение и газоснабжение), автотранспортный цех, ремонтно-механический цех. Учет затрат этих производств осуществляется на счете 213 «Вспомогательное производство» с подразделением на соответствующие субсчета. Учет всех затрат осуществляется по плановой и по фактической себестоимости, база распределения расходов вспомогательных производств зависит от вида расходов.
Расходы распределяются по статьям затрат, к которым относятся: оплата труда с отчислениями на социальные нужды, основные материалы (топливо и энергия, нефтепродукты, запчасти), содержание основных средств, работы и услуги, прочие затраты.
Распределение затрат по энергетическому и автотранспортному цехам производится ежемесячно, по первому – пропорционально количеству потребленной энергии и ее плановой себестоимости, по второму – пропорционально объему работ в тонно-километрах и их плановой себестоимости.. В конце года после исчисления фактической себестоимости произведенных услуг их плановая оценка корректируется до фактической.
Расходы ремонтно-механического цеха списываются ежемесячно в плановых размерах на себестоимость выполненных работ пропорционально прямой заработной плате рабочих – более традиционный способ, используемый также для распределения общепроизводственных и общехозяйственных рабочих. В конце года плановый размер цеховых расходов корректируется до фактических затрат, при этом часть их относится на незавершенное производство.
Для контроля затрат вспомогательных подразделений и прочих косвенных производственных расходов используется ABC-анализ, широко применяемый в западном управленческом учете.
В рамках данной курсовой работы произведен ABC-анализ расходов энергетического производства (сравнение затрат участка электроснабжения и участка теплоснабжения), по результатам которого сделан вывод о том, что участок электроснабжения в целом более выгоден в экономическом плане, то есть более рентабельным, чем участок теплоэнергии. Однако, руководству предприятия следует обратить внимание на амортизационные расходы этого цеха, его повышенную материалоемкость. Более детальный ABC-костинг как метод управления затратами является достаточно дорогостоящим.
В работе рассмотрено, что входит в понятие вспомогательного производства, хозяйственные операции, осуществляемые во вспомогательных производствах, а также порядок ведения бухгалтерского учета вспомогательного производства.
От того, насколько рационально будет организован учет и верно выбраны его способы и методы, зависит финансовое положение организации.
Вспомогательные производства не только обеспечивают стабильность и бесперебойную работу организации путем ее обеспечения необходимыми услугами и материальными ресурсами по их себестоимости, но и приносят дополнительный доход за счет продажи продукции и услуг подразделений вспомогательных производств сторонним организациям и физическим лицам. Чтобы формировать достаточную информацию, необходимую для подготовки и принятия эффективных управленческих решений в области оптимизации финансового результата, следует вести раздельный учет по расходам и доходам организации, связанным со вспомогательными производствами.
Калькуляция себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств нужна не только для целей анализа и системы внутреннего контроля деятельности этих подразделений, но и для правильного распределения затрат по отдельным объектам производства и исчисления себестоимости работ по данным объектам.
Когда продукция вспомогательного производства передается в основное производство организации, это является внутренним перемещением материально-производственных запасов. В связи с этим многие организации не прилагают должные усилия в направлении правильной организации бухгалтерского учета на данном участке. Они ошибочно считают, что если это не приводит к определенным налоговым последствиям, то не стоит тратить средства на формирование соответствующих показателей.
Такая позиция неверна по следующим причинам:
- при отгрузке продукции из подразделений вспомогательного производства в основное производство меняется материально-ответственное лицо;
- для осуществления внутреннего контроля необходимы достоверные данные о деятельности каждого подразделения, в том числе и подсобных производств;
- отсутствие аналитической информации в нужных разрезах по подразделениям вспомогательных производств лишает руководство организации возможности анализа выбора альтернативных вариантов;
- не формируются данные для оценки деятельности менеджеров вспомогательных производств, что препятствует применению такой функции управления, как стимулирование;
- продукция вспомогательных производств, как правило, реализуется сторонним организациям и физическим лицам, что непосредственно влияет на величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, а также налогу на добавленную стоимость.
В случае реализации продукции вспомогательных производств на сторону организация должна отразить в бухгалтерском учете финансовый результат по данным хозяйственным операциям в момент их отгрузки, если иное не предусмотрено законодательством. Кроме того, реализация продукции вспомогательных производств сторонним организациям увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Бухгалтерский учет вспомогательного производства — очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе развития рыночных отношений.
В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.
Законодательные органы стараются помочь предприятиям в учете вспомогательного производства. Совершенствование системы учета вспомогательного производства будет продолжено и в дальнейшем. Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т. п.
К вспомогательным производствам промышленности относятся энергетические хозяйства, ремонтно–механические и ремонтно–строительные мастерские, жестяно-баночное производство, цех производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др.
Учет вспомогательных производств осуществляется на активном синтетическом счете 213 «Вспомогательные производства».
В дебет счета 213 в течение месяца относятся все затраты вспомогательных производств с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «общехозяйственные расходы» 28 «Потери от брака», счетов 02, 05, 11, 12, 13, 14, 16, 21, 23, 31, 40, 46, 50, 60, 63, 67, 69)
По окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяют пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции в соответствующих единицах измерения.
При журнально–ордерной форме учета учет затрат по каждому цеху вспомогательных производств осуществляют в ведомости учета затрат обслуживающих производств и хозяйств. В них затраты учитывают по отдельным видам продукции и статьям затрат. Месячные итоги ведомостей переносят в журнал – ордер № 10.
Фактическую себестоимость произведенной продукции выполненных работ и оказанных услуг списывают со счета 23 в дебет счетов:
20 «Основное производство» - при отпуске продукции основному производству или основному виду деятельности;
46 «Реализация продукции» - при выполнении работ и услуг для сторонних предприятий;
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при отпуске продукции обслуживающим производствам и хозяйствам.
Процесс производства – основной в хозяйственной деятельности предприятия, а значит, и учет затрат на производство – ответственный участок работы бухгалтерии. Цель производства – изготовление продукции, удовлетворяющей потребности общества в средствах производства и предметах потребления.
Также одной из важных задач является поиск путей совершенствования бухгалтерского учета вспомогательного производства.
Список используемой литературы
1) Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) от 1 июля 1999 года N 409-1//Казахстанская правда от 13 июля 1999 г.
2) Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 г. N 155-II //Казахстанская правда от 13 февраля 2001г.
3) О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс Республики Казахстан) от 12 июня 2001 года N 209-2//Казахстанская правда от 17 июня 2001 г.
4) Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007г. за №234-III.
5) Стандарты бухгалтерского учета. Нормативные акты – Алматы: Каржи-Каражат методические рекомендации – Алматы, 2005.
6) Радостовец В.К., Радостовец В.В. Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии: Изд. 3. доп и переработ.- Алматы: Центраудит- Казахстан, 2002
7) Назарова В. Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов – Алматы: Каржы- Каражат, 2003.
8) Самоучитель по бухучету и налогообложению. Выпуск 3 – Алматы: Бухгалтер, 2004.
9) Лашун Л.Г. Бухучет на практике, Центральный дом бухгалтера – Алматы 2005.
10) Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. Издание 4-е, переработанное и дополненное.- М.: ИНФРА-М 2002.
11) Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг, Библиотека бухгалтера и предпринимателя – Алматы, 2002
12) Кабылбаев Г. Библиотека бухгалтера – строительство, Алматы 2004
13) Учет горюче-смазочных материалов – проблема в правильном оформлении документов, Библиотека бухгалтера и предпринимателя – Алматы 2005
14) Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности: Учебн. пособие. /К.Ш. Дюсембаев, С.К. Егембердиева, З.К. Дюсембаева. — Алматы: «Каржы-каражат», 1998. — 512 с.
15) Учетная политика предприятия, Бухгалтер – Алматы 2004.
16) Нурсеитов Э.О. Финансовая отчетность, Бухгалтер – Алматы 2002.
17) Методические рекомендации по применению типового плана счетов: Бюллетень бухгалтера – Алматы, 2004.
18) Радостовец В.В., Шмидт О.И. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета – Алматы: «Центраудит –Казахстан», 2000.-496с.
19) Нурсеитов Э.О. Особенности национального отчета и МСФО, БИКО – Алматы 2004.
|
|