Общество – это объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты и которая несводима к простой сумме составляющих общество индивидов.
Понятие «общество» обычно раскрывается в сопоставлении с понятием «природа». Под природой в наиболее общем смысле мы понимаем окружающий нас мир в целом, под обществом– обособившуюся часть природы, условие и результат деятельности человека.
Характерные признаки общества:
- оно проявляется как особое пространство надприродной (отличной от биологической) деятельности;
- оно не возникает спонтанно, а создаётся как результат специально организованной человеческой деятельности;
- человек – не только творец, но и продукт общества.
Такое понимание общества является наиболее широким, т.к. включает в себя всё человечество, т.е. всех без исключения людей, а также разнообразные социальные группы и общественные институты, связи между ними и формы их деятельности.
В истории философии существуют различные варианты понимания природы общества. Условно их можно разделить на две группы:
Представители первой группы:
- считают решающим в развитии общества материальные факторы – природу, экономику, технику;
Представители второй группы:
- считают решающими в развитии общества духовные факторы – религию, науку, политику.
Самые первые представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь общества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.
Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания.
Философия Востока: Древняя Индия и Древний Китай
- существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли государства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом и государством;
- общество рассматривалось как одна большая семья, где роль отца выполняет правитель (император);
Философия Античности:
Древняя Греция
- зарождается научный подход к изучению общества(Геродот, Фукидид);
- античная философия уже изучала общество с разных сторон:
- Демокрит пытался рассмотреть происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей;
- Сократ положил начало исследованию темы человека как субъекта общественной и нравственной жизни;
- Диоген и Эпикур обратили внимание на различные формы образа жизни человека в обществе;
- Платон разработал учение об «идеальном» государстве, где будут представлены три социальные группы – производители, воины и правители, а формой государственного устройства станет аристократическая республика;
- Аристотель создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе – аристократию, республику, демократию, политию и др.;
Философия Средневековья:
- сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества и его структуры:
- подчёркивалась идея сотворённости человека и общества Богом (А.Августин, Ф.Аквинский);
- общественные институты и общественный строй установлены свыше Творцом;
- церковь – высший институт власти в обществе, духовенство – особая социальная группа со специфическими функциями;
- Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся история общества – это история грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла;
- отдельные мыслители полагали, что в развитии общества, как и в жизни человека, тоже есть свои периоды – рождение, расцвет, смерть. Они считали, что финалом истории общества будет победа сил Добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец;
Философия эпохи Возрождения и Нового времени:
- общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной;
- общество – это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответственности людей;
- государство было создано людьми путём взаимного согласия в целях обеспечения безопасности их существования;
- основная движущая сила общества – Разум – знания, ремёсла, культура людей, а религия и церковь – основные препятствия прогресса;
Немецкая классическая философия:
- утверждается принцип историзма в понимании общества:
- И.Гердер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда неуклонно движется к «гуманному» состоянию;
- Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия «абсолютной идеи» (мирового духа). История начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и заканчивается в христианском мире, в котором якобы уже все люди свободны;
- И.Кант, И.Фихте, Л.Фейербах обратили внимание на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание;
Классическая марксистская философия:
- К.Маркс и Ф.Энгельс сформировали материалистическое понимание общества и его истории:
- субстанцией (основой) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство;
- характер и способы материального производства оказывают определяющее воздействие на все стороны общественного организма, включая духовную жизнь в нём;
- история – это естестественно - исторический процесс, который имеет свои законы и логику развития;
- идеал и цель истории – коммунизм – некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников;
Зарубежная философия XX века:
- учения об обществе были во многих течениях, но единой концепции возникновения и развития человеческого общества нет. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепция истории и т.д.;
Русская философия:
- традиционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российского общества и социального идеала, тема социализма и коммунизма.
Т.о., тема общества традиционно присутствует в философии и занимает в ней значительное место.
Раздел философии, в котором рассматривается общество, называетсясоциальной философией или философией общественной жизни.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – это всеобщая теория общественной жизни, её основ и важнейших форм проявления в действительности.
Социальная философия исследует субстанцию и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нём, отношения между людьми и социальными группами, формы деятельности человека в обществе, механизмы развития общества.
Она призвана дать ответ на важный мировоззренческий вопрос – что такое общество как специфическое явление мироздания и мир бытия человека.
С точки зрения социальной философии ОБЩЕСТВО – это высшая ступень эволюции мира, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности людей и их отношений друг к другу.
Основные характеристики общества:
- это высшая форма движения материи среди всех известных современной науке. Началом и решающим фактором этого движения является труд, который представляет собой орудийную деятельность человека. Благодаря труду человек смог постепенно создать принципиально иную, чем природа, реальность. Этот новый мир, созданный человеком, и есть общество. Труд – есть начало и субстанция общества. По словам К.Маркса, вся всемирная история – это не что иное, как «порождение человека человеческим трудом», становление человека в качестве творческого деятеля. Всё, что есть в обществе, - в конечном счете, создано в ходе трудовой деятельности человека;
- это сверхсложный организм.Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он – творец общества и его истории, центральная точка в пространстве и времени общественной жизни. Общество – очень пёстрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и форм деятельности, социальных институтов. Оно есть единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, противоречивое единство политики и экономики, науки и религии, морали и права. Общество – это всегда единство своего прошлого, настоящего и будущего, грядущего состояния.
- это целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми.Сущность общества заключается во взаимодействии людей: общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения – наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному. Как системе обществу присущи:
- самовоспроизводство;
- взаимодействие с внешней средой;
- расширение степени своей свободы;
- нарастание творческого начала в своём развитии.
В структуре общества выделяют несколько сфер, каждая из которых удовлетворяет определённые потребности человека:
- экономическая сфера удовлетворяет потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования;
- политическая сфера удовлетворяет потребности человека в организованности;
- социальная сфера удовлетворяет потребности человека в общении;
- духовная сфера удовлетворяет потребности человека в самореализации и развитии своих способностей.
- т.к. общество – целостная система, то все его элементы тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненормальное или слабое функционирование одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы;
- общество – органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества следует в свою очередь рассматривать как целостную систему со множеством элементов;
- общество – это открытая система. Она испытывает на себе большое влияние со стороны природной среды, а природа подвергается активному воздействию со стороны общества;
- для общества характерно многообразие источников и движущих сил развития:
- творчество народных масс, классов и слоёв;
- деятельность политических партий и движений, общественных организаций и коллективов людей;
- деятельность выдающихся личностей в истории (по определению Г.В.Плеханова: «Такой человек есть герой, который способен сознательно и свободно выразить в своих действиях ход истории»).
Т.о., общество – это необходимая и естественная форма совместной жизни людей, вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни, воспроизводство основных отношений и связей между людьми, а также средств удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Общество – это объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты и которая несводима к простой сумме составляющих общество индивидов.