Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) Социальная сфера жизни общества.




Философское понятие социальной сферы фиксирует ту область деятельности и отношений в обществе, которая связана с существованием больших и малых групп людей, их интересами и взаимодействиями, ролью в общественной жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – это система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами социальных общностей людей.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ – целостная совокупность людей, которой присущи общие коренные интересы и сфера деятельности, психологические характеристики и образ жизни, отношение к другим общностям.

Социальные общности являются исходными «единицами» социальной сферы общества.

Основные типы социальных общностей: - естественно - исторические (раса, пол, поколение);
- этноисторические (род, народность, нация, этнос);
- социально – исторические (сословия, касты, классы, страты).

Основной формой социальной общности, несущей в себе характеристики естественно -, этно- и социально – исторических общностей, является семья.

СЕМЬЯ – общность супругов и их потомства, предполагающая половое и возрастное разделение труда.

Благодаря семье ребёнок впервые включается в систему социальных и культурных связей, вступает в общение, формируется как полноценная личность. Главная функция семьи – воспроизводство человеческого рода.

Основой для формирования семьи является брак.

БРАК – это санкционированные обществом отношения мужчины и женщины.

Семья и брак развиваются одновременно с развитием общества и последовательно приобретают различные формы.

Первые формы брака: - групповой брак – исторически первая форма брака, при котором все мужчины одного рода являются потенциальными мужьями всех женщин другого рода. При этом супруги остаются жить в своих родах, а рождающиеся дети принадлежат роду матери;
- парный брак – более поздняя форма брака. Это относительно устойчивый союз мужчины и женщины, не предполагающий совместного ведения хозяйства.

 

Данные формы брака характерны для эпохи матриархата, поэтому ведущую роль в таких союзах играли женщины. С возникновением патриархата меняются формы семьи и брака. Главенство мужчин приводит к возникновению моногамии. Моногамная семья – общность не только биологическая, но и экономическая, выполняющая как функцию воспроизводства, так и функцию наследования собственности.

Естественно – исторические общности: - раса -группа людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически: цвет кожи, цвет и разрез глаз, очертания головы, форма носа, структура волос, т.е. несущественные физические характеристики; - биологические черты, определяющие сущностные видовые признаки человека: объём и строение головного мозга, особенности скелета, характер мышц – у представителей разных рас одинаковы; - социокультурные реалии жизни представителей разных рас также являются общими и не связаны с физическими различиями; - выделяют три типа рас: европеоидную, монголоидную, негроидную. Расовые различия можно определить только среднестатистически, т.к. у отдельного представителя той или иной расы могут присутствовать характеристики другой расы. Кроме того, существуют смешанные расовые типы: метисы – потомки представителей европеоидной и монголоидной рас (индейцев) и мулаты – потомки представителей негроидной и европеоидной рас.
- пол - также складывается на основе биологического различия людей; - различие социокультурных условий существования разных полов следует считать историческим, преходящим фактором, задаваемым особенностями культурного развития человечества. Те эмоциональные и интеллектуальные характеристики, которые традиционно приписывают одному полу, вполне могут быть свойственны другому; - в современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечёт за собой и изменение традиционных социо – культурных ролей;
- поколение – естественно – историческая общность, выделяемая во многом условно; - предлагаются разные критерии определения границ между поколениями. Так, одни авторы выделяют поколения по принципу отцы – дети, т.е. устанавливают разницу примерно в 25 лет, другие – в 15 или 10 лет; - безусловно, возрастные различия между людьми определяют разницу в их социокультурном положении, однако связывать это только с возрастом нелепо. Многое зависит от других факторов, напрямую не сводимых к возрасту и не выводимых из него: ценностных, мировоззренческих, профессиональных, этнокультурных и т.п.

 

Этноисторические общности: - род –первобытное объединение кровных родственников; - несколько родов, проживающих на одной территории, составляют племя; - в своём развитии род прошёл два этапа: материнский род (матриархат) и отцовский (патриархат);
- народность – образуется на этапе патриархата в результате смешения племён, вытеснения кровнородственных связей иными; - народность определяется как языковая, территориальная и культурная общность людей;
- нация – появляется по мере становления и развития капитализма, в ходе экономической интеграции; - она характеризуется общностью территории, экономической жизни, единством языка, культуры и ментальности; - ни одна из характеристик нации, взятая в отдельности от других, не является достаточной для выделения этого типа общности. Существуют нации, которые не проживают на одной территории; и, напротив – в рамках одного территориального единства сосуществуют различные нации; представители различных наций могут говорить на одном языке, но есть полиязыковые нации; в условиях нынешнего процесса глобализации экономическая жизнь становится единой для представителей многих наций, при этом различия, связанные с особенностями языка, культуры, ментальности, не устраняются;
- этнос – понятия «этнос» и «нация» взаимозаменимы, их изначальные смыслы тождественны. Нация – слово латинского происхождения, этнос – греческого, смысл этих слов одинаков – народ; - данный термин употребляется при необходимости подчеркнуть ментальные, языковые или культурные различия между людьми.

 

В интерпретации социально – исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и социальной мобильности.

Классовая теория была предложена К.Марксом и напрямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности была разработана известным социологом П.А.Сорокиным.

Классовая теория: - «Классами называются большие социальные группы, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства», - В.И.Ленин; - в классическом марксизме дано социально – экономическое обоснование происхождения классов. Был выдвинут и обоснован тезис о том, что существование классов связано с определёнными историческими фазами развития материального производства. Классы появились в период разложения родового строя на почве развития технологических и экономических предпосылок, глубоких изменений в способе производства. Возникновению классов предшествовало ряд крупных разделений общественного труда: - выделение земледелия и скотоводства как специальных видов хозяйственной деятельности людей; - отделение ремесла от земледелия; - отделения труда умственного от физического. Основным итогом этих объективных процессов стала социальная неоднородность (неравенство) общества, что и означало рождение классов. Это означало переход к сложной социальной структуре, становление принципиально нового социального пространства в обществе, что оказало огромное воздействие на человеческую историю; - в обществе появилась классовая борьба, которая стала важным фактором общественной жизни. Она повлияла практически на все стороны жизни общества – на экономический строй, политику, право. Она стала одним из важнейших источников развития общества, тем импульсом, который вносит постоянное беспокойство и повышенную динамику в общественную жизнь: крестьянские бунты и войны, революции. Противоречия между классами естественны и неустранимы, но они могут быть опасны, поэтому общество должно уметь находить эффективные средства и механизмы для их своевременного обнаружения и разрешения. В противном случае они непременно приведут к острым и грубым конфликтам, к разрушению самих основ общественного организма.
Концепция социальной стратификации и социальной мобильности: - основная форма социально – исторической общности – стратагруппа людей, объединённых общим социально – экономическим статусом, уровнем культуры и образования, групповым самосознанием, политическими ориентациями, особенностями быта и досуга; - «Любая организованная социальная группа всегда… стратифицирована. Общества без расслоения, с социальным равенством их членов – миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества», - П.А.Сорокин. Расслоение существует даже в самых демократических обществах, в конституциях которых написано, что все люди равны. Есть расслоение в семье, в церкви и даже в банде разбойников. Стратификация неуничтожима, являясь постоянной характеристикой любого общества; - социальная стратификация – это естественная дифференциация населения общества на различные слои, которые образуют определённую иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются права и привилегии, обязанность и ответственность, власть и влияние в обществе; - основным критерием для выделения старты является социально – экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохода, местом в социальной иерархии; - теория социальной мобильности описывает возможности перемещений из одной страты в другую внутри социальной структуры. Выделяют: - горизонтальную мобильность – изменение положения в социальной структуре без качественного изменения социально – экономического статуса: смена места жительства или рода занятий; - вертикальную мобильность – изменение положения в социальной структуре с заметным качественным изменением социального статуса – переходом из одной страты в другую. Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называют открытым, с ограниченными – закрытым.

 

Классовая теория, предложенная К.Марксом, была адекватна той социальной и экономической реальности, в которой она создавалась, - середина XIXв. Однако выделение классов как основных социальных единиц современного общества нельзя считать удачным. Теория социальной стратификации и социальной мобильности более приемлема для описания социальной структуры общества конца XX – начала XXIв.

В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие социальной структуры общества без катастрофических, революционных преобразований. В открытых обществах человек имеет возможность перемещаться из страты в страту без кардинального переустройства всего общественного целого.

Т.о., общество – многоцветная картина социальной жизни. Каждая «клеточка» этой сферы выполняет ту или иную функцию, роль. Каждый человек принадлежит к конкретной социальной группе, имеет соответствующий социальный статус, выполняет те или иные социальные роли. Занимает определённое место в социальном пространстве.

Социальная сфера отражает и аккумулирует интересы групп людей, вытекающие из их объективного положения в обществе. В этой сфере всегда имеет место «производство человека», т.е. его рождение и социализация в качестве представителя конкретной социальной группы, формирование социального типа личности.

В) Политическая сфера жизни общества.

Политическая сфера возникла естественным образом, как результат усложнения общественной жизни, развития в ней социального неравенства и социальной дифференциации. Её содержанием является всё многообразие форм деятельности людей, связанное с их борьбой за обладание государственной властью и её применением в своих интересах.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти.

Слово «политика» происходит от греческого – politike «искусство управления». Основателем политической науки принято считать Аристотеля. По его убеждению, политика должна служить общему благу, и это есть её основное предназначение. Сам же человек является существом политическим, общественным.

Политическая жизнь общества – явление многомерное.

Политическая жизнь: - это сфера деятельности индивидов и социальных групп, где имеет место борьба за завоевание, упрочение и использование власти в своих интересах. Эта деятельность представляет собой сплав интересов и воли, эмоций и разума людей. Политика есть борьба за власть – так формулируется основная аксиома социально – философской теории политической жизни общества;
- это сфера взаимодействияиндивидов и социальных групп, где состязаются, соперничают их имущественные, правовые, нравственные и иные интересы, соответствующие им взгляды и жизненные позиции. По своей природе политика предполагает конкуренцию людей с разными интересами, и поэтому она всегда запутана, динамична и во многом непредсказуема, чревата конфликтами;
- это искусство управления государством и обществом, и поэтому она есть сфера сознательных решений. Вместе с тем в ней всегда существует и иррациональное (неразумное, стихийное) начало, которое проявляется в различных формах – в виде необузданных страстей и инстинктов, агрессивных влечений и т.п.

 

Из истории известно, что политическая жизнь появилась в результате распада общества на социальные группы с несовпадающими и даже противоположными интересами. Общество резко усложнилось, и поэтому появилась политика как деятельность по согласованию социальных интересов. В итоге всё население общества разделилось на управляющих (элита) и управляемых (масса). Основной функцией политики стало управление обществом с помощью государства в интересах наиболее влиятельных классов и слоёв общества.

Сфера современной политической жизни включает в себя всё многообразие явлений и процессов, так или иначе связанных с борьбой за обладание государственной властью и её применение.

Важнейшие проявления политической жизни общества: - побудительными мотивами деятельности людей в сфере политики являются ихпотребности и интересы. Это могут быть имущественные и иные интересы людей, их честолюбие, нравственные соображения и идеалы. В интересах проявляются разнообразные потребности людей, т.е. то, что им недостаёт в реальной жизни. Неудивительно, что политика вовлекает в свой бурный поток не только людей с совестью, но также негодяев и проходимцев, корыстных людей;
- духовной стороной политической жизни общества являетсяполитическое сознание. Оно включает в себя как чисто житейские представления о политике и государстве, так и специальные учения и теории. Если нет политического сознания, то нет и полнокровной политической жизни в целом. Имея знания и представления о политике, люди получают возможность участвовать в ней сознательно, давать оценки фактам и политическим явлениям, делать выбор в собственных интересах и целях;
- субъекты политической жизниеё участники. Это конкретные индивиды и группы, которые являются носителями интересов, сознания и практических действий. Особую роль в обществе играет политическая элита – наиболее активная и влиятельная часть населения, которая обладает реальной властью и имеет возможность принимать властные (управленческие) решения;
- для борьбы за власть и её применение существуют специальные «инструменты» - институты политической жизни. Это политические партии, различного рода движении, ассоциации и иные объединения, СМИ. Основной институт политики – государство как воплощение официальной власти в обществе;
- между индивидами и группами людей в ходе их борьбы за власть складываются связи и зависимости – политические отношения. Они проявляют себя в формах солидарности, сотрудничества, компромисса. Но эти отношения могут существовать и в формах соперничества, конфронтации и даже конфликта сторон;
- в политической сфере проявляют себя типичные для данного общества и исторического времени образцы мышления и практической деятельности людей – политическая культура. Она представляет собой единство политического сознания и практических действий, их синтез. Это прежде всего способы и формы участия человека в политике (мирные или насильственные действия, активное участие или неучастие в политике). Политическая культура является инструментом для сознательного включения человека в политику. Она помогает интеллектуальному развитию человека путём освоения им существующих в обществе форм политического мышления и знаний о политике. Через политическую культуру передаются опыт, традиции и способы деятельности в политике от поколения к поколению. Она может способствовать стабильности в обществе, а может разрушать её, благоприятствовать объединению людей на почве общих интересов или разъединять их, вносить вражду и неприязнь друг к другу;
- политическая жизнь общества предполагает наличие в ней принципов и норм – систему правил, запретов и ограничений для деятельности. В политике должна быть своя мера, т.е. разумный предел допустимого, что вытекает из интересов безопасности и стабильного развития общества. Важно принимать в правительстве такие решения, которые бы своевременно разрешали назревающие социальные противоречия и конфликты. Во время избирательной компании её участники должны знать и соблюдать установленные законом правила и процедуры. Принципы и нормы – это «правила игры» в политике;
- в рамках политической сферы протекает политическое времясобытийный ряд, наполненный действиями индивидов и социальных групп, политических институтов. Это время течёт в рамках политического пространства, которое определяет границы политической сферы общества, сосуществование субъектов, процессов и институтов в ней.

 

Особое место в политической сфере общества занимают её институты, которые люди создают и используют в целях реализации своих интересов и потребностей в ходе политической деятельности.

Основным институтом политической жизни является государство. Оно возникло из потребности координировать различные процессы в обществе, придавать ему упорядоченность и согласованность. Основной признак государства – наличие публичной власти, особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции. Ф.Энгельс называл государство «публичным дирижёром», «связующей силой цивилизованного общества».

Атрибутивные признаки государства: - территория;
- население;
- публичная власть;
- суверенитет;
- организация жизни общества на основе права;
- право на взимание налогов и сборов с населения.

 

Функции государства: - внутренние: - регулирование всей системы отношений в обществе; - предотвращение, разрешение социальных конфликтов; - осуществление курса развития во всех сферах.
- внешние: - защита государственного строя; - реализация внешнеполитических интересов страны; - оборона страны.

 

Формы государственного правления: - монархия – государственная власть осуществляется одним лицом и передаётся по наследству;
- республика – государственная власть осуществляется группой лиц – выборным органом.

 

Формы государственного устройства: - унитарное государство – единое, при наличии централизованной власти;
- федеративное государство – союз относительно самостоятельных государственно-административных образований;
- конфедерация – союз полностью самостоятельных государств.

 

Выделяют различные типы политических режимов, или методов осуществления государственного руководства.

Основные типы политических режимов: - тоталитаризм от латинского слова totalitas - «цельность», «полнота»;
- авторитаризм от латинского слова autoritas – «власть», «влияние»;
- демократия от греческих слов demos – «народ» и kratos– «власть».

 

Термин «тоталитаризм» был введён Бенито Муссолини для характеристики созданного им в Италии политического режима.

Характерные признаки тоталитаризма: - основной – растворение индивидуальности в тотальных политических институтах, отсутствие границ вмешательства государства в частную жизнь граждан;
- государство главенствует над правом, верховным правом является воля самого государства;
- массовая идеологизация всего общества. В качестве единственно верной принята политическая идеологи, представляющая собой род религии;
- все властные функции выполняет одна партия, срастающаяся с государством. Партия выступает носителем и выразителем государственной идеологии. Правящая партия и её вождь являются объектами религиозного почитания;
- власть создаёт мощный аппарат подавления инакомыслия, используя для этого террор. Политическая и любая другая оппозиция уничтожается, гражданское общество ликвидируется через огосударствление общественных организаций и подавление частной инициативы граждан;
- в экономической сфере на смену частной инициативе приходят командные методы управления;
- внешняя политика агрессивна, сопровождается непомерными геополитическими притязаниями, что провоцирует милитаризацию внутригосударственной жизни.

 

Английский экономист Ф.Хайек связывает генезис тоталитаризма с развитием во второй половине XIXв. антилиберальных социалистических движений, отрицавших ценность личности и рассматривавших её как инструмент достижения коллективных внеличностных ценностей.

Авторитаризм определяется как режим личной власти.

Характерные признаки авторитаризма: - граждане являются только объектом властного влияния и ни прямо, ни косвенно не участвуют в принятии решений;
- могут сохраняться представительные, выборные органы власти, но их роль сведена к минимуму;
- возможна политическая оппозиция, но она как правило «карманная» и выполняет функцию обслуживания существующего режима;
- существует единая идеология, признанная официальной, а любая критика действующей власти или идеологии расценивается как подрыв существующего общественного строя;
- нарушаются основные принципы демократического правления: принцип подчинения меньшинства большинству, защиты гражданских прав меньшинства и плюрализма мнений;
- нет тотального контроля за частной жизнью граждан, допускается проявление частной инициативы в экономической сфере;
- гражданское общество либо отсутствует, либо его роль сведена к минимуму, поэтому никакого диалога между властью и гражданами не происходит.

 

Английский политик Уинстон Черчиль говорил, что демократиясамый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучшего.

Характерные признаки демократии: - основной принцип – подчинение меньшинства большинству, дополняется другим – право большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности. Любая личность, независимо от того, относится она к большинству или к меньшинству, имеет возможность для выражения и отстаивания своей позиции. Права меньшинства не отменяются волей большинства, защищены законом и правовыми институтами;
- принцип плюрализма. Источник плюрализма – наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных или политических групп. Поскольку любое меньшинство имеет право на выражение и отстаивание своих интересов, плюрализм является нормой существования демократического государства. Следствием плюрализма является свобода слова;
- многопартийность. Соперничество партий за власть осуществляется без разрушения существующей социально-политической системы в соответствии с заданными правилами политической игры, конфликты между различными политическими субъектами не носят катастрофического характера. Правилами политической игры предполагается борьба за голоса граждан, которые предпочитают ту или иную партию в качестве правящей, предполагается смена различных партий у власти, что препятствует срастанию какой-то одной партии с государством;
- деидеологизация частной жизни граждан. Не существует единой государственной идеологии, претендующей на статус единственно верной.

 

Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что государство, даже если оно демократическое, является правовым.

Основной характеристикой правого государства является главенство закона над властью. Нормы права обязательны для всех субъектов политической или социальной систем, в том числе и для государства. Т.о., правовое государство, предполагает наличие своеобразного договора между всеми субъектами социально-политической системы о подчинении нормам права и верховенстве закона.

Основой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество определяется Г.Гегелем как объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребности, особенных и общих интересов для обеспечения безопасности и собственности. Гражданское общество возникает в эпоху становления капиталистических отношений как промежуточное звено между государством и гражданами и выполняет функцию посредника между ними. Основа гражданского общества – средний класс.

Современная социальная наука и философия настаивают на необходимости самостоятельности гражданского общества по отношению к государству. Для современной России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.

Т.о., политическая жизнь – это сфера взаимодействия и борьбы социальных интересов. Ядро мира политики – деятельность государства как средоточия публичной власти. Политическая сфера всегда многогранна, в ней сочетаются динамика и застой, конфликт и согласие, индивидуальные, групповые и общечеловеческие начала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...