Правовой статус депутата парламента
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Как представитель народа в органах государственной власти народный депутат является общественным, политическим деятелем, призванным выражать и защищать интересы общества и интересы своих избирателей. Вместе с тем он является государственным деятелем, членом парламента, парламентарием, который активно участвует в осуществлении законодательной, контрольной и других функций парламента и тем самым функций государства. Общая характеристика статуса депутата парламента: 1. Императивный депутатский мандат. В своем избирательном округе он обязан, в частности, поддерживать тесные связи с избирателями, информировать их о своей работе и работе парламента и его органов, а также о реализации своей предвыборной программы. Избиратели имеют право давать приказы своим депутатам. Если депутат не оправдывал доверие избирателей, он может бать отозван ими. -ДНР Конституция Украины в 1996 г. внесла изменения в статус народного депутата Украины. В настоящее время парламентарий имеет свободный депутатский мандат. Он наделен правом поддерживать тесные связи с избирателями, информировать их о своей работе в Верховной Раде и ее органах, о реализации своей предвыборной программы и осуществлять другие депутатские функции в избирательном округе. 2. Депутат осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Его депутатский мандат несовместим с другими видами деятельности, а именно, он не имеет права: быть членом правительства, руководителем центрального органа исполнительной власти; иметь другой представительский мандат или одновременно находиться на государственной службе; занимать должность городского, сельского, поселкового головы; заниматься какой-либо, кроме депутатской, оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности. Кроме того, депутат не может привлекаться в качестве эксперта органами досудебного следствия, прокуратуры, суда, а также заниматься адвокатской деятельностью; входить в состав руководства, правления или наблюдательного совета предприятия, учреждения, организации, имеющих целью получение прибыли.
3. Депутату парламента гарантируется депутатская неприкосновенность на весь срок осуществления полномочий. Он не может без согласия парламента привлекаться к уголовной ответственности, быть задержанным или арестованным, или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Полномочия депутата как члена парламента начинаются после принесения им присяги и скрепления личной подписью под ее текстом. Для осуществления своих функций депутат наделен широким кругом полномочий в парламенте. Прежде всего, он имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях парламента и его органов, в состав которых он входит. Каждый депутат имеет один голос. 4. Депутатский индемнитет. Следует отметить, что депутаты парламента не несут юридическую ответственность за результаты голосования, за исключением ответственности за оскорбление или клевету. 5. Одним из основных его прав является право законодательной инициативы, которое состоит в предусмотренной законом возможности вносить в парламент законопроекты, обязательные для рассмотрения. 6. В соответствии с Законом «О статусе депутата Верховного совета ДНР» (ст.16), депутат вправе направить обращение Председателю Совета Министров, членам Правительства, Генеральному прокурору, руководителям иных органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
Должностное лицо, которому направлено обращение, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее, чем через 15 дней или в иной, согласованный с инициатором обращения, срок. В случае несвоевременного реагирования на депутатское обращение или формальный ответ, не отвечающий сути обращения, депутат имеет право обратиться за поддержкой в парламент, который должен проголосовать за депутатский запрос и взять его на парламентский контроль. Депутатский запрос —это исключительное по правовому содержанию официальное обращение депутата парламента к предусмотренному Конституцией или законом кругу органов государственной власти и должностных лиц с требованием дать ответ по любым вопросам, отнесенным к их компетенции. Должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, должно дать ответ в письменной форме, не позднее, чем через 10 календарных дней после обращения депутатского запроса на сессии парламента.
В соответствии с Законом «О статусе народного депутата Украины» (ст. 15),народный депутат имеет право на сессии Верховной Рады Украины обращаться с запросом к Президенту Украины, органам Верховной Рады, Кабинету Министров Украины, руководителям других органов государственной власти и местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и формы собственности. Депутатский запрос —это требование народного депутата, народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, заявляемое на сессии Верховной Рады к указанным выше органам и должностным лицам, дать официальный ответ по вопросам, отнесенным к их компетенции. Субъекты, к которым направлен депутатский запрос, обязаны сообщить народному депутату Украины о результатах его рассмотрения и дать официальный письменный ответ в 15-дневный срок со дня получения запроса или в другой срок, установленный парламентом. Если запрос по объективным причинам не может быть рассмотрен в установленный срок, то орган или должностное лицо обязаны в письменном виде сообщить об этом Председателю Верховной Рады Украины и народному депутату. При этом этот срок не должен превышать один месяц. По результатам обсуждения ответа на депутатский запрос Верховная Рада Украины принимает соответствующее решение.
Наряду с этими полномочиями народные депутаты обладают также и иными правами, в частности процедурного, контрольного, информационного и иного характера. Они могут ставить вопрос о проверке деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, в отношении которых имеются данные о нарушении ими действующего законодательства и т.п. От депутатского запроса следует отличать институт депутатского обращения. Депутатское обращение —это изложенное в письменной форме предложение народного депутата, обращенное к органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям предприятий, учреждений и организаций, объединениям граждан, осуществить определенные действия, дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, отнесенным к их компетенции. Депутатское обращение должно быть рассмотрено в течение десяти дней с момента его получения с последующим письменным ответом.
7. Депутат парламента пользуется правом безотлагательного приема по вопросам депутатской деятельности руководителями и другими должностными лицами государственных органов и органов объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций. Депутат при предъявлении своего удостоверения пользуется правом беспрепятственного доступа на все предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Украины независимо от их подчинения, формы собственности и режима секретности. В соответствии с законодательством, предусмотрены следующие основания досрочного прекращения полномочий депутатов парламента ДНР: 1) письменное заявление депутата о сложении своих полномочий; 2) избрание или назначение депутата должностным лицом иного органа государственной власти, или а иную государственную должность, либо поступление депутата на государственную или муниципальную службу;
3) участие депутата в коммерческой деятельности организаций; 4)получение, в связи с осуществлением депутатских полномочий, вознаграждения (ссуды, денежное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц; 5) выезда, в связи с осуществлением депутатских полномочий, за пределы ДНР за счет средств физических или юридических лиц, за исключением служебных командировок; 6) использование в целях, не связанных с осуществлением депутатских полномочий, средств материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенных для служебной деятельности; 7) разглашение сведений, отнесенных к сведениям ограниченного доступа или служебной информации; 8)открытие или владение счетом, вкладом, хранением наличных денежных средств или ценностей в иностранном банке; 9) отзыва депутата избирателями; 10) отказ от присяги народу; 11) смерть депутата, признание его недееспособным.
В соответствии с украинским законодательством, случаями досрочного прекращения полномочий народного депутата являются: 1) сложение полномочий по его личному заявлению; 2) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении него; 3) признание его судом недееспособным или безвестно отсутствующим; 4) прекращение его гражданства или его выезд на постоянное проживание за пределы Украины; 5) его смерть. Нарушение прав депутата парламента влечет юридическую ответственность. Должностные лица, нарушающие депутатскую неприкосновенность, препятствующие в любой форме осуществлению депутатских полномочий, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Украины. Вопросы для самоконтроля 1. В чем проявляется приоритетная роль парламента в системе органов государственной власти? 2. Какова структура парламент? 3. Укажите основные функции парламента. 4. Охарактеризуйте компетенцию парламента. 5. Дайте определение понятия «законодательный процесс» и проанализируйте его стадии. 6. Охарактеризуйте правовой статус депутата парламента.
Термины: 1. Парламент 2. Промульгация 3. Обнародование 4. Счетная палата 5. Сессия 6. Депутатский индемнитет; 7. Депутатская неприкосновенность; 8. Депутатский запрос; 9. Депутатское обращение; 10. Законотворчество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|