Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На многих языках бумага до сих пор называется папирусом: по-немецки «папир», по-французски «папье», по-английски «пэйпер». Наше слово «папка» - тоже потомок папируса.




Древний Египет

 

Древний Египет с его пирамидами и сфинксами, папирусом и иероглифами, всемогущими фараонами, таинственными божествами и мумиями в течение нескольких тысяч лет до Рождества Христова занимал одно из ведущих положений в мире.

Идея вечной жизни в Древнем Египте

 

Вся жизнь древних египтян представляла собой подготовку к вечной жизни. Своим «вечным пристанищам» — гробницам — египтяне уделяли гораздо больше внимания, чем земным жилищам (гробницами фараонов были пирамиды – огромные каменные сооружения пирамидальной формы).

 

Египетские пирамиды

 

Ка, невидимый двойник человека, не умирал вместе с его смертью, а продолжал жить рядом с телом человека в месте его погребения. Жизнь Ка зависела от степени сохранности тела. Поэтому труп превращали в мумию и заботливо прятали в закрытое помещение гробницы.

 

Фрагмент мумии

 

Возможность случайного разрушения мумии также была предусмотрена. Для этого в гробнице устанавливалась статуя, близко передававшая черты покойного.

Статуя души Ка фараона Гора-Ауибры

 

Вполне понятно, почем ваятелей (скульпторов) в Древнем Египте назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Воссоздавая образ умершего, они как бы воссоздавали саму жизнь.

Но жизнь Ка зависела не от одной только целости мумии — он мог умереть от голода и жажды. Поэтому вместе с мертвецом в могилу клали всю принадлежащую ему недвижимость.

Наряду с Ка в религии Древнего Египта большое внимание уделялось душе – Ба. Ба представляли в виде сокола с человеческой головой. Она не была связана с могилой и могла свободно удаляться, подниматься в небо и жить там среди богов.

 

Ба

В Древнем Египте богом-повелителем царства мертвых был Осирис. Согласно преданиям, правление Осириса в Египте славилось силой и справедливостью. Однажды его брат Сет обманом устроил Осирису западню и убил его. Жене Осириса – Изиде удалось забеременеть от мертвого Осириса. Похоронив его тело, она бежала в Дельту; там, скрывшись в зарослях папируса, она родила сына Гора. Когда Гор вырос, решил отомстить за отца.

Сначала Сету удалось вырвать у Гора один глаз, но борьба всё равно завершилась победой Гора. После своей победы Гор спустился в страну мертвых, нашёл Осириса и оживил его.

Смерть и воскресение Осириса стали символом преодоления смерти. Теперь каждый египтянин, не зависимо от своего социального положения, уподоблялся в своей смерти Осирису и тем самым обретал веру в воскресение.

 

Гор, Осирис, Изида

 

Мумификация

 

Оплакав усопшего и облачившись в голубые траурные одежды, родственники относили тело в «Дом Золота» — в мастерскую бальзамировщиков.

Ровно семьдесят дней бальзамировщики изготавливали мумию. Сперва они омывали тело водой из Нила, после чего оно становилось священным и называлось Сах. После того как парасхит делал надрез на животе, бальзамировщики извлекали внутренности и опускали их в специальные погребальные сосуды — канопы. Их доверху наполняли специальными настоями из трав и наглухо закрывали крышками.

Закрыв канопы, бальзамировщики обрабатывали тело различными смолами, снадобьями из благовоний и трав (при бальзамировании использовалось 36 различных веществ) и туго пеленали тело матерчатыми бинтами. Между слоями ткани укладывались обереги — египетские кресты (анки), являвшиеся в Древнем Египте символом жизни, и амулеты в виде скарабея.

Потом приступали к мумифицированию головы умершего. Её обмазывали специальным составом и после этого также оборачивал льняной тканью.

Бальзамировщиков было пятеро. Самый главный из них надевал маску шакала и становился богом Анубисом.

 

 

 

На этом обряд мумифицирования завершался, над телом усопшего произносилась молитва, и тело помещалось в гроб, а затем – в саркофаг (саркофаг – внешняя оболочка горба, выполненная из камня).

 

Гробы Древнего Египта

 

 

 

Саркофаг

 

Древние египтяне верили в загробную жизнь, которую они называли Иным миром, что представлялся им счастливой страной где-то на дальнем западе. Поэтому Иной мир египтяне часто называли еще и Царством Запада.

После смерти умерший подвергался целому ряду испытаний. Прежде всего умерший должен был умилостивить старика-перевозчика, чтобы тот перевез его через реку Мертвых. Затем он должен был пройти через Двенадцать врат, охраняемых стражами. Умершему давали особые амулеты и «Книгу мертвых», содержащую тексты, сведения, которые должны были помочь ему избежать различных опасностей. Перебравшись через Огненное озеро, он представал перед 42 судьями, читавшими ему список 42-х грехов. Умерший должен был поклясться в том, что никогда не совершал их. Если он выдерживал все испытания, его допускали в Зал Суда Осириса, где его сердце взвешивалось на весах. На одну чашу весов клали сердце, а на другую – Перо, символ богини истины Маат. И если усопший вел грешную жизнь, его сердце перевешивало. В этом случае ему выносили обвинение и отдавали на растерзание чудовищу по имени Аммит. Если же сердце не перевешивало Перо Истины, ему разрешали присоединиться к предкам в Царстве Запада.

 

Погребальная процессия

 

Погребальная процессия, оглашая окрестности плачем и стонами, переправлялась на лодках через Нил. Часто для оплакивания богатых вельмож специально нанимали плакальщиков.

На западном берегу процессию встречали жрецы, облаченные в маски богов Преисподней. Они вели родственников к гробнице (гробницу покойный заказывал еще при жизни).

У входа в пирамиду погребальная процессия останавливалась. Гроб опускали на землю, и жрецы совершали над мумией обряд «отверзания уст». Этот обряд символизировал приход Гора к мумии отца и воскресение Осириса. Совершался он так: жрец в маске сокола, изображавшей Гора, касался жезлом губ покойного и клал ему на грудь амулет в виде глаза. Это означало, что Гор принес свой глаз и дал его проглотить Осирису. Обряд «отверзания уст», согласно верованиям, возвращал умершему способность есть, пить, дышать и, самое главное, говорить. Ведь по пути в Великий Чертог Двух Истин ему придется заклинать загробных стражей, чтоб они пропустили его.

Закончив ритуал, жрецы относили гроб в усыпальницу и ставили в каменный саркофаг. Вход в гробницу опечатывали печатью некрополя (города мёртвых), тщательно заваливали камнями и щебенкой

 

Папирус

По берегам реки Нил растет странное растение (до 4-5 м) с длинным голым стеблем треугольной формы и кистью наверху. Называется это растение – папирус. Цветёт папирус в конце лета. Плоды коричневого цвета, напоминают орехи.

Из папируса делали бумагу, его ели, его пили, в него одевались, обувались. Из одеревенелого корня изготовляли чаши и другие кухонные принадлежности, использовали в качестве топлива.

Из стеблей сооружали тростниковые ладьи, паруса, мачты, изготовляли ткань, плели верёвки, сандалии, корзины.

Из соцветий изготавливали гирлянды в подношение богам.

 

 

 

Стебли папируса

 

Лучший папирус для письма делался из сердцевины ствола. Египтяне называли такой папирус «священным», потому что писали на нем свои священные книги или рисовали богов и фараонов.

 

 

Сохранившийся папирус

 

Книга древних египтян

Рисунки на папирусе

Кошка Египетские женщины

 

Люди и корова Конница

При изготовлении писчего материала стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса отбивали молотком и выглаживали. Затем получившиеся листы папируса приклеивали один к другому; передний из них назывался протоколон. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках. Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой.

Когда основной текст становился не нужен, обратная сторона могла быть, например, использована для записи литературных произведений (часто, впрочем, ненужный текст просто смывали). На папирусах записывали сакральные тексты египетскими иероглифами или наносили рисунки.

На многих языках бумага до сих пор называется папирусом: по-немецки «папир», по-французски «папье», по-английски «пэйпер». Наше слово «папка» - тоже потомок папируса.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...