Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав, структура и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

 

Состав годовой бухгалтерской отчетности российских организаций, как единой системе данных об их имущественном и финансовом положении, и результатах хозяйственной деятельности, которая формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм:

1. Бухгалтерский баланс – форма №1;

2. Отчет о прибылях и убытках – форма №2;

3. Отчет об изменениях капитала – форма №3;

4. Отчет о движении денежных средств – форма №4;

5. Приложения к бухгалтерскому балансу – форма №5;

6. Пояснительная записка;

7. Итоговая часть аудиторского заключения (если организация в соответствии действующим законодательством должна пройти обязательную аудиторскую проверку).

Содержание форм годовой бухгалтерской отчетности меняется периодически, с изменением ПБУ. С 1 января 2003 г. рекомендуются Министерством финансов РФ применение новых бланков для годовой отчетности российских организаций (приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».).

Случаи, когда организация обязана проводить обязательную аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, приведены в статье 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» в частности, так должны поступать открытые акционерные общества.

Особенностью составления бухгалтерской отчетности является отказ от ее типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при соблюдении общих требований к отчетной информации, как полнота, существенность, нейтральность, изложенных в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Необходимо руководствоваться также Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и иными положениями, рекомендациями и указаниями, регламентирующими вопросы составления отчетности. При этом в индивидуальных формах должна быть соблюдена кодификация образцов.

Можно выделить три варианта формирования отчетности:

1) упрощенный – для субъектов малого предпринимательства;

2) стандартный – для средних и крупных организаций;

3) множественный – для крупнейших, осуществляющих несколько видов деятельности организаций.

Бухгалтерский баланс (форма №1) – старейшая форма отчетности (его составляли ещё итальянские купцы эпохи Возрождения) является главным источником информации об имущественном положении организации. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами. Состав имущества организации (в активе) и источники его формирования (в пассиве). В активе показатели группируются по составу и размещению финансовых средств предприятия или по направлениям использования; в пассиве – по источникам их образования или финансирования. Статьи актива и пассива в свою очередь делятся на разделы, отражающие наличие и использование средств, которыми располагает предприятие, и источники формирования этих средств за счет финансирования.

Каждый отдельный показатель в балансе, по которому проставлена сумма, называется статьей. Познакомимся со структурой баланса российской организации.

В разделе I «Внеоборотные активы» актива баланса представлены следующие группы статей:

· нематериальные активы;

· основные средства;

· незавершенное строительство;

· доходные вложения в материальные ценности;

· долгосрочные финансовые вложения;

· отложенные налоговые активы;

· прочие внеоборотные активы.

Сумма перечисленных статей показывается в итоге раздела I актива баланса.

Раздел II «Оборотные активы» актива баланса состоит из большого числа подразделов:

· запасы;

· налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;

· дебиторская задолженность;

· краткосрочные финансовые вложения;

· денежные средства;

· прочие оборотные активы.

По второму разделу актива баланса подсчитывается итог, который в сумме с итогом первого раздела составляет итог актива баланса.

Сама величина актива, показывающая общую сумму имущества, не дает представления о том, за счет каких источников это имущество было сформировано. Ответ на этот вопрос можно найти в пассиве баланса.

Раздел III «Капитал и резервы» пассива баланса объединяет собственные источники, т.е. предоставленные учредителями или полученные в ходе работы самой организации:

· уставный капитал;

· собственные акции, выкупленные у акционеров;

· добавочный капитал;

· резервный капитал;

· нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Алгебраическая сумма всех статей отражается как итог раздела III и показывает величину собственного капитала организации.

Раздел IV «Долгосрочные обязательства» предоставлен следующими статьями:

· займы и кредиты;

· отложенные налоговые обязательства;

· прочие долгосрочные обязательства.

Достаточно ясные уже по названию, эти статьи кредиторской задолженности наряду с основным долгом включают проценты, начисленные по кредитам и займам.

Общая сумма непогашенной долгосрочной кредиторской задолженности показывается в итоге раздела IV пассива баланса.

Раздел V «Краткосрочные обязательства» пассива баланса объединяет статьи различной кредиторской задолженности, срок погашения которой находится в пределах 12 месяцев после отчетной даты, а также некоторые другие статьи:

· займы и кредиты;

· кредиторская задолженность;

· задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;

· доходы будущих периодов;

· резервы предстоящих расходов;

· прочие краткосрочные обязательства.

По разделу V пассива баланса подводится итог, который вместе с итогом разделов III и IV пассива баланса показывает общий итог пассива баланса или сумму всех источников средств. Итоги актива и пассива баланса должны быть равны и отражают величину имущества, принадлежащего организации. За балансом, в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, показываются арендованные основные средства, в том числе по лизингу, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, товары, принятые на комиссию, обеспечения обязательств, полученные и выданные, списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов, износ жилищного фонда, нематериальные активы, полученные в пользование.

Бухгалтерский баланс подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. В нем проставляется дата, а также указывается номер квалификационного аттестата профессионального бухгалтера для организаций, чья отчетность должна подписываться профессиональным бухгалтером.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчет о прибылях и убытках показывает результаты деятельности организации за отчетный период (год, квартал, месяц) и то, каким образом она получила прибыли и убытки, т.е. путем сопоставления доходов и расходов. В этом отчете предприятие показывает свои доходы за определенный период и представляет полный отчет о факторах, оказавших влияние на доходы в течение отчетного периода. Также предприятие производит увязку доходов с расходами за весь отчетный период и показывает разницу между ними как чистый доход предприятия, именуемый чистой прибылью или чистой прибылью после уплаты налогов.

Структура отчета о прибылях и убытках:

I раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»:

· выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

· себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

· валовая прибыль;

· коммерческие расходы;

· управленческие расходы;

· прибыль (убыток) от продаж.

Раздел II «Прочие доходы и расходы»:

· проценты по получению;

· проценты к уплате;

· доходы от участия в других организациях;

· прочие операционные доходы;

· прочие операционные расходы;

· внереализационные доходы;

· внереализационные расходы.

Раздел III «Прибыль (убыток) до налогообложения включает:

· отложенные налоговые активы;

· отложенные налоговые обязательства;

· текущий налог на прибыль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...