Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность результативности деятельности государственных служащих




Содержание

 

Введение

1. Понятие и сущность результативности деятельности государственных служащих

. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в России

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед государственной службой новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности и комплексности с задачами государства в XX или, тем более, в XIX веке. Для того чтобы дать достойный ответ на эти вызовы, органы государственной власти и государственные служащие вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности.

Повышение эффективности деятельности, качества реализации государственных функций и внедрение новых методов управления стали лейтмотивом всех крупных реформ государственной службы, осуществлявшихся за последние 30 лет в различных странах. Как показывает практика, в значительной степени успех проведения реформ зависит от создания эффективной системы показателей результативности деятельности госслужащих, от их заинтересованности в достижении общественно значимых целей и задач.

Ключевым аспектом повышения результативности деятельности государственных служащих во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание госслужащих на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели результативности.

Цель работы - рассмотреть понятия эффективности и результативности деятельности государственных служащих.

 


Понятие и сущность результативности деятельности государственных служащих

 

Под показателем результативности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели.

Показатели результативности могут служить как для оценки деятельности органа власти в целом, так и для оценки деятельности государственных гражданских служащих. Основное направление совершенствования систем показателей результативности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и гражданских служащих и установления тесной взаимосвязи между ними.

В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели результативности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности, которые затем декомпозируются на уровень структурных подразделений, и, наконец, доходят до уровня гражданских служащих. Методов декомпозиции и способов построения систем показателей результативности существует достаточно много, тем не менее, наибольшую известность получили принципы построения «сбалансированной системы показателей» и определения «ключевых показателей результативности». Если в системе BSC больше внимания уделяется взаимосвязи отдельных показателей результативности между собой с целью максимизации оценки их совокупного влияния на конечный эффект, то система KPI построена на выборе наиболее важных показателей результативности, в максимальной степени характеризующих конечный эффект.

Тем не менее, одна из самых больших трудностей при построении комплексных систем показателей результативности состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффекте, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого государственного служащего в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели. Также следует отметить, что показатели результативности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственной служащий не может оказать значительного влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности государственных служащих в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов. Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели результативности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного государственного служащего по отношению к определенному фактору.

Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки результативности деятельности государственных гражданских служащих. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный эффект от практического применения показателей результативности. Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может проявиться «эффект искажающего поведения» со стороны гражданских служащих, когда они переносят все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях.

Таким образом, показатели результативности для государственных гражданских служащих должны отвечать следующим основным критериям:

быть четко увязаны с целями и задачами органов государственной власти;

отражать степень вклада каждого государственного служащего в достижение целей и задач;

полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей государственного служащего;

быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние государственного служащего на динамику показателей результативности.

Показатели результативности деятельности государственных гражданских служащих могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям результативности. В большинстве практических руководств по разработке показателей отмечается, что они должны удовлетворять основным критериям «4С»:

- Четкость (Clearness),

Полнота (Completeness),

Комплексность (Complexity),

- Непротиворечивость (Consistency).

Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Как правило, при постановке качественных показателей органами власти издаются гиды, в которых четко определяются критерии качественной деятельности.

Также показатели результативности должны соответствовать концепции «SMART» и обладать пятью следующими свойствами. Показатели должны быть:

Конкретными (Specific);

Измеримыми (Measurable);

Достижимыми (Achievable);

Релевантными (Relevant);

Привязанными к определенному периоду времени (Time-certain).

Одной из самых сложных проблем является квантификация и формализация показателей результативности. Этот процесс важен как для целеполагания и планирования деятельности государственных гражданских служащих, так и для проведения оценки результативности и определения уровня вознаграждения. Количественные показатели результативности легче оценивать при проведении мониторинга, кроме того, они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.

Также одним из важных аспектов является разделение результатов деятельности гражданских служащих на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты деятельности государственных служащих выражаются, как правило, в количественных характеристиках объема проделанной работы, а конечные - в достижении социально значимых целей и задач органов власти. При этом достижение конечных результатов показывает результативность деятельности государственного служащего с точки зрения общества, а достижение непосредственных результатов характеризует насколько эффективно и рационально государственный служащий осуществлял свою деятельность с точки зрения органа власти.

С точки зрения оценки рациональности использования ресурсов при достижении или не достижении запланированных результатов выделяются показатели, характеризующие затраты на осуществление определенной деятельности, а также личностные и профессиональные характеристики. Кроме того, обычно в особую группу выделяют показатели, характеризующие процесс выполнения должностных обязанностей государственным служащим. Обычно такие показатели обусловливают сроки или нормативы осуществления определенного рода действий. И, наконец, последняя группа показателей результативности деятельности государственных гражданских служащих, которую выделяют отдельно, это показатели влияния, характеризующие эффект воздействия гражданского служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу.

Наиболее распространенная классификация и типы показателей результативности деятельности государственных гражданских служащих представлены в нижеследующей таблице.

 

Таблица 1

Виды показателей результативности деятельности государственных гражданских служащих

Тип показателя результативности Описание Примеры
Показатели входящих ресурсов (Input measures) Показатели, характеризующие затраты на осуществление определенной деятельности и (или) набор требований к профессиональным и личным навыкам государственного служащего - Объем финансовых средств, выделенных на реализацию программы - Наличие сертификатов, оценивающих знание иностранного языка - Затраты на командировки
Показатели процессов (Process measures) Показатели, характеризующие сроки и нормативы выполнения определенной деятельности - Средняя продолжительность согласования одного проекта нормативного правового акта/документа - Количество дней отклонения от графика проведения проверок - Среднее время ожидания потребителя услуги в очереди
Показатели непосредственных результатов (Output measures) Показатели, характеризующие объем проделанной работы (оказанных услуг) - Процент рассмотренных жалоб - Число активных проектов на текущую дату - Доля проектов документов, оформленных с нарушением установленных требований
Показатели конечных эффектов (Outcome measures) Показатели, характеризующие степень достижения целей и задач органов власти и (или) изменение в состоянии целевой группы потребителей услуг - Число погибших в автокатастрофах на дорогах, прошедших инспекцию не более года назад - Сокращение числа совершенных преступлений на 10 тыс. жителей - Доля инвалидов, прошедших программы социальной реабилитации
Показатели влияния (Impact measures) Показатели, характеризующие эффект воздействия государственного служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу - Сумма средств, сэкономленных при внедрении предложения - Число граждан, удовлетворенных качеством и своевременностью оказания услуги - Процент принятых поправок в законопроект

 

Более чем десятилетний опыт таких стран, как США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия показывает, что при оценке результативности деятельности государственных гражданских служащих различным группам вышеприведенных показателей необходимо придавать разную значимость. Например, показателей непосредственных результатов (outputs) государственным служащим проще достичь, чем показателей конечных эффектов (outcomes), поэтому значимость последних должна быть большей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...