Классификация цен по способам и степени регулирования
По степени и способу регулирования цены разделяются на группы: жёсткофиксированные(назначаемые);регулируемые(изменяемые);договорные(контрактные);свободные(рыночные). Жёсткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами. Их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса или предложения товара. Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющий акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, котором оговаривается уровень цен. Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Но реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.
Другие способы классификации цен В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют совой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. Часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют следующие виды цен: · биржевые цены; · аукционные цены; · комиссионные цены. Мировые цены складываются под влиянием экономических, природно-климатических, политических и других факторов. Поэтому мировая цена на один и тот же товар может быть разная в разных районах земного шара. Применяются также демпинговые цены. Это искусственно заниженные цены, применяемые как средство для вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж.
Способы ценообразования
Среди наиболее распространенных в рыночной экономике методов ценообразования следует выделить: · Прайсинговые методы; Основаны на различных способах расчета составляющих цены – затрат и прибыли. Среди них выделяется 1) метод полных затрат – основывается на полных издержках производства и реализации продукции, и прибыли; 2) метод усредненных затрат – основывается на расчете затрат как составляющей цены; 3) метод предельных затрат – применяется при предполагаемом расширении производства и сбыта.
4) метод стандартных издержек – основывается на калькуляции себестоимости продукции; 5) метод целевой прибыли – предполагает использование заранее определенного размера прибыли. · Методы поэлементного расчета цены; · Методы, основанные на установлении фиксированной цены; К ним относятся: 1) метод твердой фиксированной цены – предполагает ее неизменность вне зависимости от фактических издержек продавца при исполнении контракта. 2) метод фиксированной цены с возможностью ее последующего пересмотра; 3) метод фиксированной цены по скользящей шкале – предполагает соответствующую фиксацию цен по периодам времени. · Метод определения цены, основанные на компенсации издержек производства; Предусматривает обязательства производителей выполнять условия контракта при условии возмещения всех издержек. · Поощрительные методы определения цены. Предполагает особый учет в цене вознаграждения для исполнителя работ. Среди этих методов следует отметить: 1) метод фиксированной цены с поощрением – предусматривает поощрение в цене. Устанавливается в пределах 7,5 – 15 %. 2) метод издержек производства с поощрительным вознаграждением – размер вознаграждения поставлен в зависимость от соблюдения сроков и качества выполнения работ. 3) метод возмещения издержек с премиальным вознаграждением – используется в проектировании и предусматривает определения цены проекта исходя из минимального уровня издержек и премии за качество работы. Установление окончательной цены товара производится производится с учетом большинства факторов приведенных выше. В ценах на каждом этапе их формирования учитываются издержки организации, прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС). На ряд товаров в цены также включаются суммы акцизов по установленным ставкам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|