Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторный анализ рентабельности продукции




Руководству предприятия необходимо иметь информацию о рентабельности не только единицы продукции отдельных видов изделий, но и всей реализованной и произведенной продукции. Для проведения такого анализа создаются табл. 4.1 и табл.4.2.

Показатели рентабельности произведенной продукции Произведено продукции в оптовых ценах Себестоимость произведенной продукции, руб. Рентабельность продукции в % (руб.1/ руб.2) Факторы изменения рентабельности
Структура продукции Отпускные цены на продукцию Цены на сырье и материалы Уровень затрат
А              
1.По плану Qо*Pо Qо*Zо Qо*Pо/ Qф*Zо план план план план
2.По плану на фактический выпуск в ценах плана Qф*Pо Qф*Zо Qф*Pо/ Qф*Zо факт план план план
3.При фактическом выпуске, фактических ценах на продукцию в плановой цене на сырье и материалы и плановом уровне затрат Qф*Pф Qф*Zп Qф*Pф/ Qф*Zп факт факт план план
4.Фактически при плановом уровне затрат Qф*Pф Qф*Zп Qф*Pф/ Qф*Zп факт факт факт план
5.Фактически. Qф*Pф Qф*Zф Qф*Pф/ Qф*Zф факт факт факт факт

Исходные данные для расчета влияния факторов на рентабельность товарной продукции

Таблица 4.1

 

Используя исходные данные выше приведенной таблицы и метод цепных подстановок расчет влияния факторов указанных в графах 4,5,6,7.

Соответственно фактор изменения структуры рассчитывается: стр.2гр.3 – стр.1гр.3.

Факт влияния отпускных цен на продукцию:стр.3гр.3 – стр.2гр.3

Фактор влияния изменения цен на сырье и материалы: стр.4гр.3 – стр.3гр.3.

Фактор влияния изменения уровня затрат на единицу продукции: стр.5гр.3 – стр.4гр.3

Сумма всех выше перечисленных значений должна быть равна общему объему изменения уровня рентабельности: стр.5гр.3 – стр1гр.3.

Исходные данные для анализа рентабельности реализованной продукции

Показатели рентабельности реализованной продукции Выручка от реализации продукции, грн. Себестоимость реализованной продукции, грн. Уровень рентабельности в % Факторы, влияющие на изменение рентабельности реализованной продукции
Структура реализованной продукции Себестоимость реализованной продукции Отпускные цены на реализованную продукцию
А            
1.Плановая величина Qо*Pо Qо*Zо Qо Pо/ Qо Zо План План План
2.По плану при фактическом объеме и структуре РП Q1*Pо Q1*Zо Q1*Pо/ Q1*Zо Факт План План
3.При фактическом объеме структуры реализации, фактической себестоимости и плановых ценах на продукцию Q1*Pо Q1*Z1 Q1*Pо /Q1*Z1 Факт Факт План
4.Фактически Q1*P1 Q1*Z1 Q1*P1/ Q1*Z1 Факт Факт Факт

Таблица 4.2

Используя исходные данные выше приведенной таблице и метод цепных подстановок расчет влияния факторов указанных в графах 4,5,6.

Соответственно фактор изменения структуры рассчитывается: стр.2гр.3 – стр.1гр.3.

Фактор влияния изменения уровня затрат на единицу продукции: стр.3гр.3 – стр.2гр.3

Фактор влияния отпускных цен на продукцию: стр.4гр.3 – стр.3гр.3

Сумма всех выше перечисленных значений должна быть равна общему объему изменения уровня рентабельности: стр.4гр.3 – стр1гр.3.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции

Пример анализа факторов изменения рентабельности единицы изделияе приведен в табл.4.3.

Анализ рентабельности единицы изделия

Наименование изделий (шифр изделий) Реализация, тыс. грн Себестоимость изделия Уровень рентабельности Отклонение от плана
по плану фактически по плану фактически по плану [(гр.2 / гр.4) - 1]х 100 по фактической цене и плановой себестоимости [(гр.3 /гр.4)- 1] х х 100 за отчетом [(гр.3/гр.5)- 1] х 100 всего (гр.8 - гр.6) вт.ч. за счет
цены (гр.7-гр.6) себестоимости (гр. 8-гр.7)
          б          
А         17,64 47,05 19,04 + 1,4 +29,41 -28,01
Б         12,06 25,17 15,23 +3,17 +13,11 -9,94
В         9,09 7,57 11,63 +2,54 -2,33 +4,06
Г         7,91 9,37 6,06 -1,85 +1,46 -3,31

Таблица 4.3

Данные таблицы свидетельствуют, что плановые показатели рентабельности относительно изделий А, Б иВ перевыполнении, относительно изделия Г рентабельность снизилась (гр. 9). Относительно изделий АиБ перевыполнение достигнуто за счет цены, а относительно изделия В - за счет снижения себестоимости. Относительно изделия Г, то за счет цены рентабельность повысилась, но увеличение себестоимости повлияло отрицательно на рентабельность и перекрыло положительное влияние цены. Такое всестороннее рассмотрение влияния факторов на смену рентабельности дает возможность планировать оптимальное производство разной продукции, его затратный механизм, связывая это с прибылью, конъюнктурой рынка.

Влияние факторов второго порядка на смену уровня рентабельности рассчитывается с помощью способа долевого участия. Для этого используется информация об изменении цены на продукцию в абсолютном размере (изделие А):

=> изменение качества продукции +10 тыс. грн

=> изменение спроса на продукцию +15 тыс. грн

=> изменение показателя инфляции +12 тыс. грн

Всего 37 тыс. грн

Коэффициент частичного участия будет составлять 0,757 (28,01:37).

Влияние факторов второго порядка на смену уровня рентабельности изделия А за счет цены будет таким:

— изменение качества продукции 10 х0,757 = 7,57 %

- изменение спроса на продукцию 15х0,757 = 11,355 %

- изменение показателя инфляции 12х0,757 = 9,084 %

Всего 28,01 %

Расчеты фактора изменения себестоимости продукции проводятся так же.

Важное значение для предприятия имеет изучение рентабельности реализованной продукции через отношение валовой прибыли к выручке от реализации.

Рентабельность реализованной продукции целесообразно анализировать, учитывая влияние таких факторов:

-изменение структуры и ассортименты продукции;

-изменение себестоимости продукции;

-изменение отпускных цен на продукцию.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...