Анализ распределения и использования прибыли предприятия.
Прибыль до налогообложения, заработанная коммерческой организацией за какой-либо период и отражающая совокупный финансовый результат от всех операций, распределяется по следующим направлениям. • Часть прибыли направляется в бюджеты соответствующих уровней в форме налога на прибыль и используется на государственные нужды. • Оставшаяся часть представляет собой чистую прибыль организации и решения о ее расходовании принимаются акционерами (собственниками), которые определяют, какая ее доля будет изыматься в форме дивидендов (процентного дохода на вложенный ими капитал) и сколько должно оставаться на развитие компании и премирование персонала. Конкретные направления использования прибыли на внутренние нужды организации определяются бизнес-планами в соответствии с уставными требованиями, стратегическими и текущими целями развития. Аналитическое обоснование распределения прибыли должно строиться на результатах оценки сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и потенциальных угроз (5УОТ-анализ), а также технологического уровня и конкурентоспособности производимых товаров. Необходимые для этого конкретные аналитические процедуры изложены в гл. 7. Основными задачами анализа распределения прибыли являются: • оценка экономической целесообразности сложившейся структуры распределения прибыли, имея в виду в первую очередь соотношение между уровнями изъятия прибыли и ее использования на развитие коммерческой организации; • анализ обоснованности структуры распределения прибыли, остающейся в распоряжении руководства компании; • оценка эффективности использования прибыли по основным направлениям ее расходования внутри предприятия.
При проведении анализа распределения прибыли следует учитывать, что экономически целесообразная ее структура индивидуальна для каждого предприятия и определяется множеством факторов. Ключевыми из них являются организационно-правовая форма организации и стадия ее жизненного цикла, конкурентоспособность продукции (товаров, работ, услуг), степень соответствия ее организационно-технологического уровня современным моделям инновационного развития. Пример Таблица 11.13. Структура распределения прибыли анализируемой организации
Практика зарубежных компаний и коммерческих банков при оценке ими кредитоспособности организаций свидетельствует, что изъятие более 50% прибыли из оборота предприятий в течение нескольких лет приводит к отрицательным последствиям: снижаются темны роста источников "самофинансирования" (дохода до вычета амортизации, процентов и налога на прибыль — EBITDA); замедляется рост собственного капитала; повышается доля долгового финансирования и, как следствие, его стоимость. Данные табл. 11.13 позволяют сделать вывод, что доля изымаемой из оборота анализируемой коммерческой организации прибыли менее 50% и с формально-логической точки зрения экономическая рациональность ее распределения не вызывает вопросов. Но более внимательный подход к оценке дает основания отметить некоторые тревожные признаки. В частности, в условиях заметного невыполнения планов прибыли и се уменьшения по сравнению с предшествующим годом дивидендная политика предприятия не менялась — удельный вес чистой прибыли, расходуемой на выплату процентного дохода акционерам, оставался неизменным на уровне 30%, но при этом объем самофинансирования за счет чистой прибыли весьма существенно сократился по отношению к предыдущему году на те же 30%. Возможно, акционерам стоило бы в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры отказаться от выплаты дивидендов в текущем году.
Оценка эффективности использования прибыли по основным направлениям ее расходования внутри предприятия предполагает выделение четырех наиболее крупных направлений: 1) инвестиции в развитие продуктовой линейки и повышение конкурентоспособности производимых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), позволяющие коммерческой организации увеличить объем продаж и расширить свою долю рынка; 2) повышение технологического потенциала компании и увеличение производственных мощностей, технически обеспечивая возможности наращивания продаж, роста производительности труда, снижения себестоимости производства и, как следствие, роста прибыльности деятельности; 3) премирование персонала и повышение его квалификации, что, с одной стороны, позволяет формировать специфические целевые ориентиры деятельности для каждой из категорий трудовых ресурсов компании, а с другой — создавать конкурентные преимущества в сфере управления; 4) увеличение собственного капитала компании в виде отчислений прибыли в резервный капитал и капитализации остатков нераспределенной прибыли. Эффективность расходов инновационно-инвестиционного характера оценивается с помощью финансовых (динамических) методов, базирующихся на концепциях изменения стоимости денег во времени, соотношения рисков и доходности, денежных потоков, прибыльности альтернативных возможностей и процедурах дисконтирования. Вложения прибыли в развитие персонала и его мотивацию целесообразно оценивать с использованием показателей капитализации компании как наиболее интегрального индикатора эффективности управления организацией, ее конкурентоспособности и реализации возможностей созданного потенциала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|