Таким образом, процессы сохранения памяти в значительной степени связаны с функциями гиппокампа, амигдалы и височной коры.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Оглавление Вопрос №1. Предмет психофизиологии. Направления психофизиологии: дифференциальная психофизиология, возрастная и педагогическая психофизиология, психофизиология профессиональной деятельности, сравнительная психофизиология, клиническая психофизиология, социальная психофизиология, экологическая психофизиология. 2 10. Психофизиология памяти. Нейрофизиологические механизмы научения. Виды памяти. Временная организация памяти. Объем и быстродействие памяти. Формирование энграммы. Нейронные механизмы оперативной памяти. Молекулярные механизмы памяти. Особенности формирования имплицитной и эксплицитной памяти. Системы памяти: роль коры, гиппокампа, амигдалы и мозжечка в процессах памяти. Антероградная и ретроградная амнезия. Методы восстановления энграммы. 2 Вопрос 8. Психофизиологические процессы внимания. Виды и характеристики внимания. Автоматические и контролируемые процессы селекции информации. лектроэнцефалографические корреляты внимания. Модели внимания. Система компонентов ориентировочной реакции. Роль модулирующих систем мозга в процессах внимания. Корковые системы внимания. 2 9 вопрос. Психофизиология эмоций. Теории происхождения эмоций. Классификация эмоций. Способы определения эмоциональных состояний. Когнитивные и вегетативные компоненты эмоциональных переживания. Функции эмоций. Нейроанатомия эмоций: роль лимбической системы, амигдалы, коры. Связь эмоций с функциональной асимметрией мозга. Эмоциональный стресс и функции гипоталамогипофизарно-надпочечниковая системы. 2 6. Зрительная система и зрительное восприятие, зрительные иллюзии. Слуховая система, механизмы слуховой рецепции, анализ акустической информации. Вкусовое и обонятельное восприятие. Соматосенсорная система, болевая рецепция. Вестибулярная и висцеральная системы.. 9
Зрительное восприясти коры. 9 Акустический анализ информации. 9 Висцеральная сенсорная система. 9 3. Психофизиология сна. 9 7. Психофизиология движений. . 9 4. Функциональные состояния мозга. Модулирующая система мозга: стволо-таламо-кортикальная система, базальная холинергическая система, каудо-таламо-кортикальная система. Тоническая и фазическая активация коры. Генерация быстрых и медленных ритмов мозга. 9 2. Методы исследования психофизиологических процессов, возможности их применения. Регистрация импульсной активности нервных клеток. Метод вызванных потенциалов. ЭЭГ: картирование электрической активности разных участков коры, функциональное значение биопатенциалов частотных диапазонов. Магнитоэнцефалография. Измерение локального мозгового кровотока. Томографические методы: рентгеновская и позитронно-эмиссионная томография мозга, метод ядерно-магнитного резонанса. Дополнительные методы: термоэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, электроокулография, регистрация кожно-гальванического потенциала. 10
Вопрос №1. Предмет психофизиологии. Направления психофизиологии: дифференциальная психофизиология, возрастная и педагогическая психофизиология, психофизиология профессиональной деятельности, сравнительная психофизиология, клиническая психофизиология, социальная психофизиология, экологическая психофизиология. Психофизиология — наука, изучающая физиологические механизмы субъективных психических явлений, состояний и индивидуальных различий. Предмет психофизиологии: физиологические и нейронные механизмы психических процессов, состояний и поведения. Педагогическая психофизиология – изучает закономерности и условия эффективной передачи знаний, умений и навыков с учетом психологических и физиологических характеристик обучающихся, экологической обстановки и экономического прессинга.
Социальная психофизиология – исследует процессы и состояния успешной или неуспешной социализации личности через ее индивидуальные адаптационные психологические и физиологические характеристики. Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга и использует разработанное И. П. Павловым учение о свойствах н. с. и типах высшей нервной деятельности. Возрастная физиология представляет собой раздел физиологии человека и животных. Он изучает закономерности становления и развития физиологических функций организма на протяжении онтогенеза, начиная от оплодотворения яйцеклетки и заканчивая завершением жизни. Данная область знаний призвана рассматривать проблемы, которые относятся к биологическим закономерностям и механизмам роста и развития, особенностям функционирования организма, включая его системы, органы и ткани на разных возрастных этапах. Среди основных задач возрастной психофизиологии необходимо выделить исследование следующих аспектов: · Возрастные особенности мозговой организации психических процессов, · Механизмы, которые лежат в основе психических процессов, · Динамика становления и развития психики человека, · Влияние врожденных детерминант, воспитания и социума на психику человека. Рассматривают отдельно психофизиологию новорожденных детей, психофизиологию детства, дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Определяются в рамках науки и психофизиологические особенности подросткового возраста, особенности взросления. Наконец, выделяют психофизиологию среднего, пожилого и старческого возраста. Психофизиология профессиональной деятельности — научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда.
Предметом психофизиологии профессиональной деятельности являются прежде всего психофизиологические (или психические) состояния человека, развивающиеся в процессе трудовой деятельности под влиянием разнообразных факторов трудового процесса Задачи психофизиологии профессиональной деятельности 1) разработка рекомендаций и организация проведения профессионального психофизиологического отбора • 2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособности. • 3) психофизиологическая коррекция и реабилитация • 4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников • 5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. • 6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. • 7) психофизиологическое обоснование эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека, его возможностей и ограничений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах специалистов модернизируемых и новых образцов техники. Сравнительная психофизиология – наука, нацеленная на установление закономерностей и выявление различий в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных разных видов, в том числе и у человека. Сравнительный метод позволяет оценить филогенетическую близость видов и, тем самым, способствует разработке представлений об эволюции мозга, психики и поведения. Клиническая психофизиология представляет собой психофизиологическое обоснование мероприятий, связанных с диагностикой заболеваний, выбором способов и программ лечения, оценкой его эффективности, а также с реализацией программ реабилитации больного и мероприятий по профилактике заболеваний. Теоретически в основе клинической психофизиологии лежат представления об определяющем значении функций и состояний ЦНС для обеспечения полноценной психической деятельности и поведения.
Экологическая психофизиология занимается изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека. В сферу ее интересов входят: · разработка методов диагностики нарушений психических функций и состояний, возникающих под влиянием разл ного рода экологических факторов, с использованием при этом объективной регистрации различных физиологических реакций организма; · создание системы психофизиологического мониторинга функциональных состояний и психических функций человека с учетом норм допустимых отклонений в психическом здоровье; · разработка мер профилактики и коррекции психофизиологических нарушений, вызванных экологическими факторами; · выяснение роли различных индивидуальных свойств, как усиливающих защитные функции организма, так и делающих его уязвимым к воздействию вредных средовых факторов.
2. Методы исследования психофизиологических процессов, возможности их применения. Регистрация импульсной активности нервных клеток. Метод вызванных потенциалов. ЭЭГ: картирование электрической активности разных участков коры, функциональное значение биопатенциалов частотных диапазонов. Магнитоэнцефалография. Измерение локального мозгового кровотока. Томографические методы: рентгеновская и позитронно-эмиссионная томография мозга, метод ядерно-магнитного резонанса. Дополнительные методы: термоэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, электроокулография, регистрация кожно-гальванического потенциала.
2. неинвазивный способ измерения локального кровотока - человек вдыхает
5. Психофизиология сенсорных процессов. Структура сенсорных систем и их общие свойства. Классификация рецепторов, их характеристики. Принципы кодирования информации в сенсорных системах. Нейроны детекторы, микро-, макро- и гипермодули. Гностические нейроны. Информационный синтез в структурах мозга.
10. Психофизиология памяти. Нейрофизиологические механизмы научения. Виды памяти. Временная организация памяти. Объем и быстродействие памяти. Формирование энграммы. Нейронные механизмы оперативной памяти. Молекулярные механизмы памяти. Особенности формирования имплицитной и эксплицитной памяти. Системы памяти: роль коры, гиппокампа, амигдалы и мозжечка в процессах памяти. Антероградная и ретроградная амнезия. Методы восстановления энграммы.
Особенности формирования имплицитной и эксплицитной памяти: Системы памяти: роль коры- способствуют запоминанию определенной сенсорной информации; височная кора участвует в запечатлении и хранении образной информации, гиппокампа- играет важную роль в консолидации памяти, участвует также в извлечении информации из энграмм памяти, амигдалы(миндалевидное тело)- Разрушение амигдалы у обезьян само по себе не нарушает процессов запоминания, однако если это разрушение добавляется к имеющемуся повреждению гиппокампа, то наблюдаются расстройства кратковременной памяти более выраженные, чем при разрушении только гиппокампа и мозжечка- играет важную роль в хранении автоматизированных двигательных навыков Таким образом, процессы сохранения памяти в значительной степени связаны с функциями гиппокампа, амигдалы и височной коры.
Методы восстановления энграммы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|