Результаты 1 этапа логопедической работы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Логопедическая работа с безречевыми детьми
Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учётом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, что мотивировано общностью тенденции речевого развития детей разных категорий, выявленных исследованиями Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А. М. Шахнарович, Д.Б. Эльконина. Работа с безречевыми детьми строится с учётом дидактических принципов: 1)комплексности, 2)максимальной опоры на полимодальные афферентации; 3)опоры на сохранные звенья нарушенной функции, 4)поэтапного формирования умственных действий; 5)учёта зоны ближайшего развития; 6)усложнения материала; 7)онтогенетический; 8)функционально-семантический.
Направления, задачи и приёмы логопедической работы с безречевыми детьми Этап логопедической работы (подготовительный) На данном этапе проводится дополнительное изучение безречевых детей. Уточняется речевой диагноз, после оценки комплекса факторов определяется прогноз. Задача- развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения. Основные направления работы на подготовительном этапе: 1)установление зрительного и эмоционального контакта; 1)подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции; 3)настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание; 4)повышение уровня общей активности ребёнка; 5)организация произвольного внимания- развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания. Этап логопедической работы (начальный) Задачи: Выработка языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности Каждое занятие состоит из 3 частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.
Вводно-мотивационная (1-3 мин) включают ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок и на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность Исходя из особенностей речевого дефекта детей, приёмы логопедической работы могут варьировать. Так, в работе с детьми с сенсорной алалией воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур. Взрослым необходимо избегать хлопков в ладоши, топанья, стуков, так как в этих случаях детьми воспринимаются колебания, вибрация, а не звучания. В работе с детьми с моторной алалией важны формирование мотивационной основы высказывания, развитие психической активности и отражённой речи. В работе с детьми с нарушениями слуха большое значение имеет подражание, широко используется предметная деятельность на основе эмоционального воздействия со взрослым, уточняется характер имеющихся звуков. В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности. Специфика работы с детьми с анартрией заключается в сочетании логопедических приёмов: работы над просодикой, массажем артикуляционных органов с развитием функций рук и общей моторики ребёнка. Работа по установлению контакта с детьми с РДА должна проводится особенно осторожно. Главным является снятие общей отрицательной оценки взрослого человека ребёнком. После установления к себе положительного отношения нужно помнить о пресыщаемости подобного ребёнка в контактах. Давать возможность ему отдохнуть, не прерывая тактильного контакта. В моменты интенсивной вестибулярной стимуляции необходимо фиксировать аффективную связь момента удовольствия и взгляда, улыбки взрослого, добиваясь ответной реакции ребёнка.
На начальном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования речи и общения. Разнообразные приёмы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в рамки реального общения. Положительное подкрепление применяется в виде кратких одобрений или соответствующих жестов. Сформулированные выше теоретические положения логопедической работы позволяют определить следующие направления в формировании предпосылок общения и речи у безречевых детей: - развитие слухового восприятия; - способности к использованию невербальных компонентов коммуникации; - зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики; -зрительно- пространственного анализа и синтеза; - сенсорно-перцептивной деятельности; -функций голоса и дыхания; - чувства ритма; -импрессивной и экспрессивной речи. Формирование предпосылок общения и речи основывается на способности к компенсации с использованием обходных компенсаторных механизмов. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки нарушенных функций благодаря межфункциональным перестройкам. Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приёмы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевого ребёнка. Этап логопедической работы (тренировочный) Тренировочный этап решает задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе. В ходе занятий речь и общение у безречевых детей формируются спонтанно. На этом этапе логопедом используются приёмы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале. Сенсорный и практический опыт безречевых дошкольников продолжает расширяться. Создаётся основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности. Устанавливается лексический материал, практически закрепляется грамматический минимум, которым дети овладели на начальном этапе. В процессе занятий в условиях обучения неречевой деятельности овладение целостными действиями достигает определённой степени автоматизма. Безречевые дети последовательное овладение операциями переводят в целостное действие, в ходе которого дальнейшая автоматизация происходит на более высоком уровне.
Динамика формирования речи и общения у безречевых детей. По итогам занятий показателями речевой активности безречевых детей считаются: -общее количество вербальных реакций. Т.е. направленных к логопеду, взрослым и детям в группе; -общий объём вербальной продукции, т.е. количество слов, имеющихся в экспрессивной речи; -использование невербальных компонентов коммуникации. Результаты 1 этапа логопедической работы На подготовительном этапе у детей появляется положительное отношение к занятиям, улучшается эмоциональный фон. Развитие эмоциональных связей поднимает общую активность, позволяет выработать устойчивые формы поведения. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к занятиям стимулируют возникновение активной избирательности дошкольников. Удаётся сформировать ориентировочно-поисковую и эмоциональную реакцию на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребёнка. Появляются попытки вслушиваться в речь, что свидетельствует об улучшении функции слухового восприятия, развиваются основы звуковых ориентировок, доступным становится выделение лексических единиц из речевого потока. Устанавливается зрительный контакт, становится возможным организовать зрительное восприятие в заданном пространстве. Прослеживающие движения глаз делаются более активными, удаётся организовать произвольное внимание. У детей увеличивается объём понимаемой речи. Приток положительных сенсорных ощущений – тактильных, вестибулярных, слуховых - расширяет стереотип взаимодействия с окружающими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|