Результаты 2 этапа логопедической работы
После начального этапа повышается активность, целенаправленность действий. В большинстве реакций на предъявляемые задания отмечается адекватность. Реже проявляются элементы «полевого поведения». Поведение становится более ровным, деятельность – целенаправленной. Уменьшаются явления истощаемости. Расширяется площадь зрения, присутствует умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве, проводить анализ зрительного образа. Расширяются рамки слухового восприятия, что даёт возможность дифференцировать неречевые и речевые звуки. Улучшается подражание неречевым и речевым звукам. Становится доступным выполнение действий по невербальной инструкции. В коммуникативных целях дети начинают использовать утвердительные и отрицательные жесты, могут с помощью жеста ответить на простые вопросы. Улучшается выполнение имитационных движений, появляются жестовые приветствие и прощание. Уменьшаются трудности в манипулятивной деятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. Артикуляционные движения становятся более чёткими. Совершенствуется сенсорный и тактильный гнозис, развивается восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов. Дети могут дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы. Уменьшаются трудности пространственного моделирования образов, развивается конструктивный праксис. Возрастает объём дыхания, нормализуется его ритм. Улучшается понимание ситуативной речи, возрастает число звукоподражаний и слов. Появляются символические действия. Становится возможным показ и называние предметов, игрушек, частей тела. Появляются некоторые обиходные глаголы или звукоподражания, их заменяющие. В связи с этим расширяются возможности общения, в диалогической речи появляются коммуникативно значимые слова.
Экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката осуществляется не в полном объёме. Выраженные трудности остаются в конструировании простой фразы. Имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка. Нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами. Организация синтаксической структуры высказывания. Результаты 3 этапа логопедической работы В результате обучения после тренировочного этапа отмечается повышение речевой активности. Дети охотно занимаются. Также отмечаются укрепление произвольного внимания, стабилизация эмоциональной сферы. Значительно улучшаются зрительно-пространственный анализ и синтез, появляются навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Расширяются рамки общения с помощью мимики, жестов и знаково-символических функций. Полученные на занятиях навыки используются в коммуникативных целях. Появляются возможности оценки грамматической правильности конструкций рода, числа и падежа. На фоне расширения лексических запаса становится возможным моделирование двухсложных предложений. Дети осваивают простые грамматические конструкции. Обогащаются просодические характеристики речи. Приложение 1 Занятие № 1 Задание 1. Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям: Ладушки - ладушки, Где были? У бабушки! Ладушки - ладошечки, Звонкие хлопошечки. Хлоп - хлоп! Задание 2. Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой. Задание 3. Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания. С помощью сюрпризного момента (из «чудесного» мешочка, коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному произнесению звукоподражания). Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («у-у-у!»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»). Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у!») и паровозиком («у-у-у!»). Занятие № 2
Задание 1. Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу у развивать ощущения собственных движений. Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст: Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками) На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша) Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны) Задание 2. Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение. Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов: Где же кукла наша, Найдем мы куклу Машу! Вова к кукле подойдет, Вова куколку найдет. Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).
Задание 3. Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху. Игра «Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав ее к карандашу). Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски. Занятие № 3
Задание 1. Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей. <…> сопровождая действия словами: «Хлоп - хлоп, моя рученька!» Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и т.п. Задание 2. Цель: формировать произвольный ротовой выдох. Игра «Шарик»: взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой. Задание 3. Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение. 1. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?»), прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра). 2. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен). Усложнение (вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным заданием): · находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца · находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы», охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку). Занятие № 4 Задание 1. Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.
Цель: формировать произвольный выдох. Игра «Перышко»: ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик. Задание 3. Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание. Игра «В гости пришла кукла». С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое. Занятие № 5
Задание 1. Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей. Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровождаются словами: По ровненькой дорожке (поглаживающие движения) Топ-топ! (стучит ладонью по зеркалу) По гладенькой дорожке (поглаживающие движения) Скок-скок! (постукивающие движения). Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами: По кочкам, по кочкам - топ-топ, На бугорочки - скок-скок, В ямку - бух! Задание 2. Цель: формировать произвольный выдох. Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-аа», развивать слуховое внимание. Игра «Айболит»: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил. У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!» Как плачет Зайка? У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п. Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а - а - а!» Занятие № 6 Задание 1. Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым. Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами: Сорока - сорока Кашку варила, Деток кормила. Этому дала (по очереди загибаются мизинец), Этому дала(безымянный), Этому дала (средний), Этому дала (указательный), Этому дала (большой пальцы). Задание 2. Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику). На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Варианты: · использование погремушки, коробочки с мелкими предметами; · увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка). Задание 3. Игра «У нас в гостях» («Зоопарк»): Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом («а - а - а», «у у - у») и прячутся за ширму. Вопросы и инструкции: Угадай, кто поздоровался? Покажи. Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний). Усложнение: · «Чудесный мешочек». Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания. Вопросы и инструкции: Покажи, кто позвал? Кто поздоровался так: «А - а - а»? · «Кто ушел?» На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (например, крокодил). Вопрос: «Кто ушел?» (побуждать к произнесению звукоподражания). Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой. Занятие № 7 Задание 1. Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым. Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами: Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот мальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Вовочка. Задание 2. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора! Цель: учить продолжительному ротовому выдоху. Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности. Игра «Удочка». На столе, расположенные в ряд, лежат 2-3 разноцветные ленты (удочки). К концам двух из них привязаны знакомые игрушки (ребенок может назвать их, используя звукоподражание). Взрослый предлагает «поймать на удочку» мишку (самолет, крокодила). Для этого нужно потянуть за нужную ленту и подтащить игрушку к себе (можно использовать совмещенные действия руками взрослого и ребенка или побуждать малыша повернуться и потянуться к нужной игрушке). После того как игрушка будет «поймана», ребенок называет ее, используя звукоподражание. Занятие № 8 Задание 1. Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом. Взрослый произносит слова: Поехали - поехали, Поехали - поехали, С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком, За мячиком твоим, Круглым и большим, Вот каким! (показ руками) К дедушке за репкой, Желтой, большой, Вот какой! (Взрослый разводит руки ребенка в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони). Задание 2. Цель: учить продолжительному ротовому выдоху. Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопровождается стихотворным текстом: Бабочка летала, Над Вовочкой порхала. Вова не боится – Бабочка садится. Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее. Задание 3. Два колокольчика находятся на расстоянии 1—1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету. Цель: учить ребенка определять направление звука. Варианты. · «Где же, где же колокольчик?» Взрослый произносит стихотворную фразу, сопровождая ее демонстрационными действиями: - Где же, где же колокольчик? (Показывает колокольчик и прячет его в коробочку). - Нет-нет, нет-нет. (Покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям). - Где же, где же колокольчик? (Вынимает колокольчик из другой коробочки). - Вот-вот, вот-вот. (Звенит в колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действиям рукой). · Использование погремушек, звуковых коробочек. Занятие № 9 Задание 1. Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!» На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде пинг-понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый). Задание 2. Цель: учить ребенка произвольному выдоху. Игра «Горячий чай». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!» Задание 3. Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета. Игра «Разноцветная коробочка». В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрослый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: «Ты достал не такой шарик», - вынимает шар нужного цвета и говорит: «Достань такой же». Занятие № 10 Задание 1. Цель: формировать представление о схеме тела. Вова хлопать как умеет, Своих ручек не жалеет: Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп! (хлопает руками) Вова топать как умеет, Своих ножек не жалеет: Топ - топ, топ - топ! (топает ножками) Ручками захлопали: Хлоп - хлоп - хлоп! (хлопает руками) Ножками затопали: Топ - топ - топ! (топает ножками) Задание 2. Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки). Ребенку демонстрируется звучание барабана, дается звукоподражание: «Бом - бом». Далее взрослый показывает имитационное движение раскрытой ладонью по столу, побуждая малыша к одновременному с движением проговариванию звукоподражания. По просьбе взрослого ребенок выбирает барабан из ряда звучащих предметов (игрушки находятся перед малышом). Большое внимание уделяется имитационным движениям, согласованным со звукоподражанием. Задание 3. Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета. Игра «Разноцветная коробочка» (описание см. в занятии №9). Аналогичные задания проводятся с кубиками, счетными палочками, цветными карточками, мелкими игрушками, мелким материалом (мозаикой, пуговицами). Занятие № 11 Задание 1. Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое). Взрослый ставит перед ребенком два одинаковых широких бокала (в одном находится крупа, во втором - вода. Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждый бокал и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрый (сухой) бокал, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрый (сухой) бокал»). Цель: формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия (вместе со взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Задание 2. Взрослый читает сокращенный вариант потешки: Водичка, водичка! Умой мое личико, Умой глазки, Умой ротик, Умой носик, Умой ушки! (совершает воображаемые действия - «умывается») При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша. Задание 3. Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки). · Игрушки убираются за ширму и ребенок не видит, а только слышит звучание предметов. Если возникают трудности осмысления задания, можно сделать его более доступным, положив перед ребенком парную игрушку-барабан. Услышав звучание барабана за ширмой, малыш начинает стучать по лежащему перед ним инструменту. · «Играет - не играет» (ребенку предлагается определить, звучит ли барабан среди других инструментов за ширмой. Правильным ответом является имитационное движение, согласованное со звукоподражанием). Задание 4. Цель: формировать длительный произвольный выдох. Игра «Кораблики»: взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
Занятие № 12 Задание 1. Цель: учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом. Ребенку предлагается раскидывать на ковер (диван) игрушки из коробки (корзинки) на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух», «бом». В конце игры взрослый помогает малышу собирать игрушки в корзинку. Задание 2. Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию «уа». <…>кой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит действия руками ребенка). Усложнение: игры «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий. Задание 3. Цель: формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия · Игра «Покажи у куклы (мишки, зайки)» Взрослый читает потешку: Водичка, водичка! Умой кукле личико, Умой кукле глазки, Умой кукле ротик, Умой кукле носик, Умой кукле ушки! (совершает воображаемые действия - «умывает куклу») При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий с игрушкой. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша. · Игра «Делай как я»: ребенок совершает воображаемые действия, глядя на взрослого, сидящего напротив. Занятие № 13
Задание 1. Цель: развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом. Взрослый читает стихотворный текст: «Тук-тук, - я стучу, новый столик сколочу», побуждает ребенка удерживать руку в кулаке, отстукивая кулачком по поверхности стола каждое слово короткой потешки (помощь взрослого в виде совмещенных действий). Задание 2. Цель: организовать зрительное восприятие ребенка: находить игрушку (мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты; учить соотносить игрушку с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепетные слова. Вариант №2: взрослый дает инструкцию: «Найди мячик на диване (под столом)»; ребенок находит мячик и предметную картинку с его изображением, совершает игровые действия с игрушкой, называет, используя звукоподражание («оп»). Задание 3. Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета (можно использовать игрушки из задания №2). Игра «Разноцветные домики»: ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (кубики) в домики (2-4 коробочки, раскрашенные в основные цвета). Предлагаемые инструкции: Найди такой же домик. В каком домике живет игрушка? Покажи. Занятие № 14 Задание 1. Цель: формировать представление о схеме тела с использованием стихотворного текста. Взрослый читает стихотворение, сопровождая его показом на игрушке (ребенке, на себе): Заболела кисонька, Кисонька - беляночка. Заболела у кисоньки головушка: Ой - ой! (поглаживает голову) Заболела у кисоньки лапонька: Ой - ой! (поглаживает лапку (руку) Заболела у кисоньки ножка: Ой - ой! (поглаживает ногу) Заболел у кисоньки животик: Ой - ой! и т.п. (поглаживает животик) Таким образом отрабатываются все части тела и лица. Задание 2. Цель: учить ребенка различать звучание простейших музыкальных инструментов (барабана, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика), развивать слуховую память. Воспроизвести звучание игрушек: «Поиграй, как я» (ребенок повторяет действия взрослого с игрушками). Задание 3. Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета. Игра «Цветное мороженое»: взрослый предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики) такого же цвета и угостить кукол (побуждает к произнесению слова «на»). Занятие № 15 Задание 1. Цель: развивать моторику руки. Игра «Колобок»: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом. В случае двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка. Кулачок как колобок. Мы сожмем его разок. (Одна рука сжата в кулак - «колобок», другой рукой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется. Задание 2. Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Упражнение «Загоним мяч в ворота»: используя бумажный или выполненный из ваты «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу. Задание 3. Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, и соотносить их с частями собственного тела. Занятие № 16 Задание 1. Цель: активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных - руками взрослого), побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами. Взрослый напоминает ребенку, как причесывают волосы расческой (рукой, сжатой в кулак, поглаживает по волосам); как едят суп (рукой, сжатой в кулак, действует в направлении от стола ко рту); как пьют из кружки (руку, сжатую в кулак, прикладывает ко рту и запрокидывает голову), как грозят пальчиком и др. Задание 2. Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета. Игра «Разноцветные столики». На столе перед ребенком 2-4 листа разноцветной бумаги и коробка, в которой находятся предметы аналогичных цветов (колечки от пирамидок, пуговицы и др.). Ребенку предлагается разложить эти предметы на соответствующий цвету лист бумаги. Задание 3. Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Игра «Задуй свечу». Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.
Занятие № 17 Задание 1. Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Упражнение «Веселые маляры»: взрослый читает двустишье: «Мы покрасим этот дом, жить Ванюша будет в нем», побуждая ребенка к имитационным движениям кистей обеих рук в направлении вверх - вниз, слева - направо (локти на уровне груди). Задание 2. Цель: познакомить с объемной геометрической формой - шаром, его свойствами и игровыми действиями. Можно катать шарик по ковру, столу, в ограниченном пространстве (по дорожке, выложенной из палочек, в ворота, с горки, построенных предварительно); в заданном направлении (к маме, к любимой игрушке). Особое внимание уделяется инструкциям типа: «На шарик! Дай шарик! (учитывая произносительные возможности ребенка, можно побуждать к произнесению этих фраз). Задание 3. Цель: учить ребенка различать звучание разных музыкальных инструментов, развивать слуховую память. Описание смотрите в занятии №14: · а) количество звучащих игрушек увеличивается (от 3 до5); · б) действия с игрушками производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие); · в) к уже знакомым игрушкам добавляется звучание новой игрушки, которое необходимо выделить; · г) игра с предварительным планированием действий: «Сначала я поиграю в колокольчик, потом - в барабан». Ребенку предлагается соотнести план с производимыми действиями (план может быть нарушен для того, чтобы активизировать внимание ребенка). Задание 4. Цель: учить соотносить реальные объекты (игрушки) с потешками, стихами. Ребенку последовательно предъявляются знакомые игрушки. Показ сопровождается чтением стихотворения. (Рекомендуем использовать стихотворения Агнии Барто «Мои игрушки»). После того, как все игрушки (3 - 5) будут выставлены перед малышом, взрослый повторно читает стихотворение и просит угадать и выбрать соответствующую игрушку.
Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним различные игровые Предлагаемые игровые действия выбираются с учетом двигательных возможностей ребенка. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: несколько шаров разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Малышу предлагается найти на ощупь и вытащить из «Чудесного мешочка» шарик. Вопросы: «Что это? Какой? Как играть? Покажи.» Вопросы и инструкции к «безречевому» ребенку: «Нашел шарик? Покажи, какой он круглый. Поиграй (покатай, положи в коробочку)». После того, как все шарики будут выбраны из мешочка, ребенок и взрослый рассматривают их и находят различие (большие и маленькие). Затем раскладывают шарики разной величины в большую и маленькую коробочки. Если у ребенка хорошие моторные возможности, можно провести игру «Собери бусы» (используются шарики с дырочками). Занятие № 18 Задание 1. Цель: учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов, закреплять представление о частях тела. Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. У слона большие уши, Вот такие... (круговые движения руками от головы) Длинный хобот, Вот такой... (движения обеими руками вперед от лица) Слон качает головой. (покачивающие движения головой) Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, (движения, имитирующие поглаживание) Гребешком приглажу хвостик (движения рукой сверху вниз) И верхом поеду в гости. (покачивание туловищем) Погладим кошечку По головке, По спинке, По хвостику. (плавные движения рукой, имитирующие поглаживание разных частей тела) Задание 3. Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху. Игра «Чей паровоз громче гудит». Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки). Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.
Занятие № 19
Задание 1. Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна». Мама и дочка полоскали платочки Вот так, вот так! (движение кистью в направлении слева - направо) Мама и дочка полоскали платочки Вот так, вот так! (движение кистью верх - вниз над бассейном) Задание 2. Цель: учить ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки (СНОСКА: Основные требования к изготовлению звуковых коробочек: коробочки должны быть одинакового цвета и формы, изготовлены из небьющегося материала (пластмассы, дерева), с плотно закрывающейся крышкой; наполнителем для коробочек служат монеты, спички, пуговицы, фасоль, горох, скрепки)) и выделять одинаковые по звучанию. Взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди 2-3 одинаковых по внешнему виду (с разными наполнителями - мелкими монетками, спичками, песком и др.). Задание 3. Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову. Игра «Дай мишке (кукле)»: взрослый предлагает подарить мишке все красные предметы, находящиеся в коробочке (корзиночке), или выбрать для куклы одежду красного цвета. Предлагаемые инструкции: Подари мишке все красные ягодки (шарики). Достань мишке все красное из коробочки.
Занятие № 20
Цель: развивать моторику обеих рук. Взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги или газеты, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку). Виды упражнений с бумажным мячиком: · кистью руки отталкивать, перекатывать по столу. <…> Задание 1. Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха. Игра «Погреем руки». Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О». Задание 3. Цель: познакомить с геометрической формой - кубом, его свойствами и игровыми действиями. Взрослый знакомит ребенка с кубом, дает его название («кубик»), предлагает ощупать (выделяя «уголочки и ребрышки»). Показ игровых действий начинается с демонстрации его свойств («кубик стоит», «кубики стоят»). На глазах у ребенка взрослый строит дом, башню, привлекая к совместным действиям малыша. Особое внимание уделяется инструкциям типа: «На кубик! Дай кубик!» Задание 4. Цель: закреплять представление о частях лица, определять недостающие детали изображения на предметной картинке. Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям. Ребенку предлагаются картинки с изображением лица, на котором отсутствуют отдельные его части: нос, рот, глаза, уши, волосы, брови. Малыш рассматривает последовательно каждую картинку и показывает недостающую часть на своем или мамином лице.
Занятие № 21
Задание 1. Цель: учить выделять куб из ряда предметов (расческа, бутылочка, кубики разной величины, мелкие игрушки), различать величину геометрических форм. Игра «Чудесный мешочек» (описание см. в занятии №17). После того как все кубики будут выбраны из мешочка, ребенок вместе со взрослым строит большую и маленькую башни, домики. В конце игры можно разложить кубики по коробочкам разной величины. Задание 2. Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову. Цель: учить ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Игра «Найди лишнюю»: перед малышом стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю». Занятие № 22
Задание 1. Цель: учить различать куб и шар: · по названию, · по внешнему виду, · по свойствам и игровым действиям, · с помощью ощупывания. Взрослый предлагает ребенку найти на столе шар, кубик («Найди шарик. Найди кубик»); показать («Где круглая форма? Где форма с уголочками?»); назвать (по мере возможности). Вопросы: Что покатаем? (с последующим совершением игровых действий). Что стоит? Поставь! (взрослый побуждает малыша к игровым действиям). Затем проводится игра «Чудесный мешочек»: в мешочке находятся шарик, кубик, бутылочка, пирамидка, расческа, мелкие пластмассовые игрушки. Инструкции: Найди шарик (кубик). Какой шарик (кубик) нашел? Найди большой (маленький) шарик (кубик). Задание 2. Цель: учить ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Игра «Найди пару»: звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.
Задание 3. Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному звукоподражанию, развивать внимание и память. <…> последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывает парные картинки друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания). Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание. Вопросы: Кто ушел? (кукла: «Уа - уа!») Что улетело? (самолет: «У - у - у!») Кто убежал? (волк: «У - у - у!») Занятие № 23
Задание 1. Цель: развивать моторику руки. Упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый предлагает опустить кисти рук в воду, сжать пальцы в кулак («поймать капельки»), затем стряхивать водичку, энергичным движением раскрывая ладонь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|