Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мы уже ВВСЛИ В обЪрОТ ПОНЯТИС ПО- 1 глава




литической жизни общества. Здесь рас­смотрим ее демократические основы, или просто демократию, как форму политической жизни, основанную на легальном типе легитимности власти.

Понятие демократии как и сами демократические формы организации политической жизни, формировалось на про­тяжении многих столетий. Первые демократические формы политической жизни появились одновременно с возникно­вением государства. Классическим образцом античной де­мократии считается древнегреческий город-государство Афины, где ключевые вопросы государственной жизни ре­шались голосованием на народных собраниях. Прямой на­следницей этого опыта стала Римская республика. Причем римляне не просто переняли у греков механизм демократии, но подвели под него широкую правовую основу. Следующей вехой в становлении демократических форм политической жизни явились институты сословного представительства в средние века. С Новым временем связано появление прин­ципов организации политической жизни, которые состав­ляют основу форм демократии, существующих ныне в большинстве западных стран.

Надо заметить, что несмотря на очевидные успехи в развитии демократии, все же практически всюду существует неудовлетворенность ее состоянием. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с книгой видного амери­канского политолога Майкла Паренти «Демократия для немногих», уже в самом названии которой содержится общая оценка характера политической жизни такой, казалось бы, имеющей развитые демократические традиции страны, как США. Оказывается, нет такой стадии в развитии демок­ратии, которая удовлетворяла бы всех. Однако это вовсе не означает отрицания ценности демократии как формы политической жизни. В этой связи часто вспоминают слова Уинстона Черчилля о том, что у демократии много недо­статков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего.

Что же понимается современной политологией под де-


мократией? Сам термин «демократия» появился в Древней Гре­ции. Он составлен из двух греческих слов: demos — народ и kra-tos — власть, что буквально означает «власть народа». Однако, как это видно из предыдущего изложения, власть всегда означает господство одних людей над другими. Поэтому сам по себе тер­мин «демократия» указывает на народ как субъект власти, но не указывает на объект властного воздействия. Следовательно, этот термин сегодня имеет более широкое содержание, чем его эти­мологическое значение.

В настоящее время в политической науке существует множе­ство определений демократии. Однако преобладающим является понимание демократии как формы государственно-полити­ческого устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти. В более развернутом виде опреде­ление демократии было сформулировано американским прези­дентом Авраамом Линкольном: «government of the people, by the people, for the people» («правление народа, осуществляемое на­родом и для народа»). Здесь все три английских предлога выра­жают различные аспекты и существенные признаки демократии, а именно: демократия исходит «из» самого народа («of»), она осуществляется народом («by») и в интересах народа («for»)» [23. С. 137].

Для того, чтобы общество могло назы-ваться демократическим, оно должно от-вечать целому ряду требований. Назовем их принципами, или критериями, демо­кратии, к которым современная политическая наука относит с*ле-дующие:

П признание народа источником власти и носителем верхов­ной власти;

П наличие гражданских прав у предельно широкого круга взрослого населения;

П равная возможность участия в политической жизни для всех граждан;

П выборность основных органов власти;

П решение вопросов голосованием;

П возможность для каждого гражданина получить полное


представление по существу рассматриваемого вопроса;

П право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.

Заметим, что данные критерии являются идеалом для
общества, которое стремится к демократии. В современном
мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были
бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда вы­
ступает в лучшем случае как власть большинства над мень­
шинством, в худшем — как господство хорошо
организованного меньшинства над большинством при фор­
мальном согласии последнего подчиняться.
Механизм - Этот вопрос является углублением и
демократии расширением ранее поставленного воп­
роса о механизме политической власти.
В данном случае нас интересуют организационно-правовые
основы механизма властных отношений, в котором реали­
зуются изложенные выше принципы демократии. Этот ме­
ханизм складывался на протяжении столетий, вбирая в себя
политический опыт многих народов. Его главными элемен­
тами являются:
П 'законодательное закрепление основных экономических,

социальных и политических прав человека; D свободные, равные, прямые, тайные выборы органов вла­сти;

П решение вопросов большинством при твердых гарантиях права меньшинства открыто отстаивать свои интересы;

П сочетание непосредственных и представительных форм участия граждан в управлении делами общества;

П законодательное закрепление и обеспечение права отзыва лиц, избранных в органы власти;

П политический плюрализм, т. е. наличие не менее двух политических партий;

D наличие лояльной оппозиции;

П разделение законодательной и исполнительной властей при их относительной самостоятельности в рамках за­крепленных полномочий;

Q независимость суда;


П верховенство принятого в установленном порядке закона; П наличие альтернативных источников информации.

Следует особо подчеркнуть значение средств реализации и защиты прав человека в демократической организации политической жизни. Если внимательно присмотреться к другим элементам этого механизма, то можно увидеть, что все они в конечном счете замыкаются именно на правах человека. Без наличия гарантированных (юридически и социально-экономически) прав и свобод человека в обществе не может осуществляться демократический политический процесс.

Разновидности современной демократии С:

Разумеется, механизм осуществления демократии не является застывшим, раз и навсегда данным. Он развивается вместе с развитием теории и практики демократии как формы организации политической жизни, протекания политического процесса. Его конкретные очер­тания меняются также в каждой стране. В различных его модификациях могут доминировать те или иные элементы. Соответственно в современной теории и практике выделя­ется несколько форм демократии.

В зависимости от того, какому субъекту политики — личности, группе или народу — отдается приоритет при осуществлении власти, различают либеральные (индивиду­алистические), плюралистические и коллективистские раз­новидности демократии.

Либеральные, или индивидуали­стические, демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первосте­пенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводится, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юри­дической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совер­шенствованию механизмов их взаимного сдерживания и


уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии лич­ности.

Следует заметить, что либеральные демократии в дей­ствительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Аме­рики. Однако и здесь попытки ее осуществления в «чистом» виде постоянно наталкиваются на необходимость преодо­ления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и сво­бод, но и регулировать экономические и социальные про­цессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические (от лат. pluralis — множественный) демократии, которые характерны для боль­шинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возмож­ность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он по­этому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уде­ляется созданию такого механизма политического взаимо­действия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать своих интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится незави­симым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок — партий, общественных объеди­нений и движений, — стремящихся участвовать в реали­зации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обес­печению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могу­щественными общественными группами или большинством граждан.


Коллективистские демократии, известные также под названием народные демократии, напротив, ис­ходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемым правом устанавливать законы и опреде­лять деятельность правительства. Представления о коллек­тивистской форме демократии восходят к идее Ж. Ж. Руссо о народном суверенитете, суть которой мы уже излагали. Коллективистские демократии так или иначе признают при­оритет народа или отождествляемого с ним крупного со­циального субъекта (например, рабочего класса, коренной этнической общности) в выражении общей воли и осуще­ствлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогре­шимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективист­скую демократию в «чистом» виде приводили на деле к правлению от имени «народа» узкой группы лиц, к подав­лению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против любого инакомыслия. Опыт их реали­зации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институ­ционально-правового закрепления личности в качестве важ­нейшего субъекта политики.

Формы демократии можно подразделять также в зави­симости то того, кто преимущественно — непосредственно народ или его представители — осуществляет властные функции. В соответствии с этим выделяют прямые (пле­бисцитарные) и представительные (репрезентативные) де­мократии.

Прямые, или плебисцитарные (от лат. plebiscitum — решение народа), демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие по­литические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконт­рольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, реша­емых непосредственно гражданами. Это и принятие важ­нейших законодательных актов, и выбор политических


решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осу­ществлять эффективный контроль за деятельностью инсти­тутов государства и должностных лиц.

Представительные, или репрезе­нтативные (от фр. representation — представительство), демократии, напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представи­тельное управление. Участие граждан в принятии полити­ческих решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. Достаточно точное определение сути представительной демократии дал немецкий политолог Ральф Дарендррф. «Демократия, — считает он, — не «правление народа», такого ла свете просто не бывает. Демократия — это правительство, изби­раемое народом, а если необходимо — то народом и сме­щаемое; кроме того, демократия — это правительство со своим собственным курсом» [29. С. 91 ]. При рассматрива­емой форме демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, конституцион­ного ограничения компетенции органов власти и должно­стных лиц при их полной независимости в пределах закона.

Условий Как видно, все разновидности совре-
демокрагии менной демократии имеют определен­
ные достоинства и недостатки. Кроме
того, ни одна из них в действительности не существует в
«чистом» виде. Складывающиеся конкретные формы демок­
ратии обусловливаются историческими, экономическими,
геополитическими и иными особенностями развития каждой
отдельной страны. Но для того чтобы появились и разви­
вались демократические формы политической жизни, тре­
буются определенные социальные, экономические и куль­
турные предпосылки. Без наличия таковых политический
процесс протекает в недемократических формах. Что же
это за предпосылки?


Во-первых, это высокий уровень экономического разви­тия страны, многообразие форм собственности, наличие развитого рынка, конкуренция товаропроизводителей. Соб­ственно, сама демократия представляет подобие политиче­ского рынка с его конкуренцией, состязательностью идей, программ, позиций. Для существования такого политиче­ского рынка необходимо разграничение (а значит, и кон­куренция) политических интересов. Последнее же бази­руется на многообразии экономических интересов, в основе которого находится плюрализм форм собственности.

Во-вторых, наличие многообразного состава населения, т. е. социального плюрализма и органически связанных с ним гражданского общества и правового государства. Со­держание этих понятий будет рассмотрено далее. Здесь же отметим, что наличие в обществе сферы свободной дея­тельности частных лиц, их внегосударственных ассоциаций и институтов, отношения которых друг с другом и госу­дарством регулируются законом, расковывает инициативу граждан, а том числе и в области политических отношений. Весьма важной предпосылкой является также относительно высокий уровень благосостояния различных категорий граж­дан, что позволяет достичь необходимой для демократии степени общественного согласия.

В-третьих, это высокая степень развития культуры. Культура общества в целом, и особенно культура в области политической жизни, является мощным катализатором де­мократических процессов. Она есть первейшее условие уча­стия человека в политике. Здесь уместно будет привести следующие слова В. И. Ленина: «Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика» [52. Т. 44. С. 174]. Демократия

и государство

Мы уже отмечали некоторую услов­ность понятия «демократия», т. е. рас­хождение между буквальным смыслом этого термина и его реальным содержанием в настоящее время. Развивая эту мысль, укажем и на противоречивое отношение, которое существует между понятиями «демок­ратия» и «государство».


Действительно, с одной стороны, демократия в точном смысле этого слова означает не что иное, как полное, без какого-либо исключения осуществление непосредственно са­мим народом функций по организации жизни общества. По пока нигде в мире нет демократии в указанном смысле. Современные демократии характеризуются лишь относи­тельно большей их приближенностью к идеалу народовла­стия. Значительную часть функций по регулированию общественной жизни в таких обществах по-прежнему осу­ществляют представительные и другие органы власти, т. е. государство. В сущности, демократия в ее нынешнем виде — форма государства, одна из его разновидностей, пусть даже самая совершенная.

С другой стороны, процесс развития демократии — это постоянное усиление непосредственной роли народа в ор­ганизации своей жизни и соответственно ослабление обще­ственных функций его представительных органов, т. е. государства. Полная же демократия означает отсутствие какой-либо роли институтов государства в регулировании общественной жизни, какого-либо проявления отношений господства людей над людьми. В сущности, полная демок­ратия есть неполитическая, безгосударственная организация жизни. Но исчезновение государства из жизни общества означает утрату и нынешнего смысла понятия «демократия». Это, по словам В. И. Ленина, означает, что, чем полнее демократия, тем ближе момент, когда она становится не­нужной, когда на ее место приходит неполитическое само­управление народа [52. Т. 33. С. 102].

Таким образом, при наличии в обществе государства демократия не является полной, а при полной.демократии становятся ненужными и государство, и сама демократия как властная форма регулирования общественных отноше­ний.

Итак, современная демократия как форма политической жизни представляет собой определенный порядок органи­зации власти, отбора людей в структуры власти и контроля за их деятельностью со стороны подвластных. Этот порядок имеет своей целью достичь полного совпадения интересов властвующих и подвластных. Однако имеющиеся в дейст­вительности механизмы демократии пока еще далеко не


 

 


гарантируют реализацию данной цели. Различные формы совре­менной демократии, конечно же, могут и должны оцениваться на предмет их предпочтительности. Но ни одна из них не обеспечи­вает выполнение самим народом без каких-либо посреднических институтов всех функций по управлению общественными дела­ми. Не упраздняют они и деление общества на господствующие и подчиненные социальные группы. Все это означает, что путь к полной демократии или, что одно и то же, к безгосударственной организации общественной жизни если не бесконечен, то очень и очень длинен.

Степень демократизма общества находит выражение в его политической системе. Последующие темы данного раздела по­священы рассмотрению политической системы общества и ее элементов.

4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

4.1. Понятие, структура и функции политической системы

Всякий социальный процесс, протекает, как правило, в рамках определенных социальных институтов, отно­шений и норм. Мы уже указывали, что политическая жизнь общества также осуществляется с помощью особого социального механизма. В политической науке совокуг> ность государственных и негосударственных общественных ин­ститутов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения, называется полити­ческой системой общества.

Первым аналогом понятия «политическая система общества» было древнегреческое слово полития (politeia). Вначале оно оз­начало принадлежность к полису, т. е. гражданство и связанное с ним участие в политике через единство прав и обязанностей. За­тем оно получило также значение политического устройства. Так, Аристотель называет политией известную организацию оби­тателей или граждан полиса [3. Т. 4. С. 444]. В качестве важней-


ших элементов организации полисного сообщества он рассмат­ривает суд и народное собрание. Гражданами же считает тех, кто имеет право и одновременно обязанность участвовать в деятель­ности этих политических институтов. Указанное значение слова «полития» и составляет исконный, корневой смысл современного понятия «политическая система общества».

Разумеется, любое современное общество имеет гораздо бо­лее сложную систему социальных институтов и норм, посредст­вом которых осуществляются политико-властные отношения. Понятно, что познание этого механизма имеет чрезвычайно важ­ное теоретическое и практическое значение. Соответственно и проблема политической системы общества, включающая вопросы ее структуры, сущности, функций, типологии и дру­гие, является одной из центральных проблем курса политоло­гии.

Множеством субъектов и сложностью по­
литических отношений обусловливается и
многообразие социальных институтов,
политических и правовых норм, посред­
ством которых эти отношения осуществляются. Политическая
система выглядит как определенное множество взаимосвязанных
и ббразующих устойчивую целостность элементов. Здесь зако­
номерно встает вопрос, каковы признаки таких компонентов и
каковы границы этого множества? —
В соответствии с приведенным выше определением в качест­
ве ведущего, основного признака того или иного компонента по­
литической системы выступает отношение социального институ­
та или социальной нормы к политической власти. Именно те со­
циальные институты (организации, учреждения) и социальные
нормы, которые так или иначе связаны с осуществлением поли­
тической власти, и выступают в качестве важнейших компонен­
тов политической системы. В современном обществе такими ин­
ститутами прежде всего являются государство, полити­
ческие партии, а также общественные организа­
ции и движения. Осуществление политической власти,
борьба за власть или стремление повлиять на нее являются если
не основным, то во всяком случае важнейшим содержанием их
Деятельности.


Ограничивается ли данными компонентами политическая система общества? В отечественной литературе прослежи­вается два подхода к определению ее границ. Согласно первому подходу компонентами собственно политической системы общества являются указанные выше институты. Данный подход, например, реализуется автора­ми такого источника, как философский энциклопедический словарь [96. С. 492]. Для сторонников другого подхода характерно стремление включить в число компонентов по­литической системы, с одной стороны, политические отно­шения как таковые и все их субъекты, в том числе первичные — классы, нации, социальные группы и лич­ности, а с другой, — не только политические и правовые нормы, но и политическое сознание.

Ряд современных зарубежных авторов также дает тер­
мину «политическая система» более широкое толкование.
Политическая система понимается ими как иерархичное
отношение между элитами и массами, в котором элиты
выступают как господствующая, а массы — как подчиненная
группа. При таком подходе под данное понятие подводится
почти любое общественное отношение, в котором имеет
место оказание политического влияния или принятие ав­
торитетно-властных решений. Так, в качестве компонентов
политической системы ими рассматриваются все граждане,
социальные группы и общности, политическая элита, по­
литическая власть, конституционно-правовые принципы и
структуры, политические процессы, институциональные
нормы и социально-политические ценности, а также тер­
ритория страны. *

Разумеется, общая теория систем не запрещает такого подхода к рассмотрению политической системы общества. Напротив, каждый из компонентов любой системы, в свою очередь, также может быть рассмотрен как система, состо­ящая из ряда элементов. Например, население, территория и власть, являющиеся основными элементами такого по­литического института, как государство, вполне могут рас-. сматриваться в качестве отдельных компонентов системы • более общего порядка — политической системы общества. 1 Но в таком случае неясно, следует ли рассматривать их в качестве особых элементов политической системы наряду "


с государством, так как та же теория систем предполагает анализ более или менее определенных, не повторяющихся компонентов, образующих целостность. Так что вопрос о границах политической системы, о реальном составе ее компонентов, видимо, еще долго будет оставаться открытым.

Мы связываем политическую систему прежде всего с теми субъектами политических отношений, которые носят институциональный характер. И саму политическую сис­тему мы рассматриваем как институциональный механизм политики, различные элементы которого организуют и нор­мативно закрепляют отдельные виды политических отно­шений. В этом мы усматриваем специфику данного понятия, которая и дает ему право на существование. При этом мы исходим из того, что властные отношения в современном обществе реализуются, главным образом, через политиче­ские институты. Первой исторической формой таких инс­титутов является государство. В последующем возникли политические партии, которые также имеют институцио­нальный характер. Подобными признаками обладают и те общественные организации и движения, хотя бы один из аспектов деятельности которых связан с политико-власт­ными отношениями. Институциональной основой всех их являются первичные субъекты политики.

Разумеется, политическая жизнь общества не ограничи­вается деятельностью политических институциональных структур, она включает в себя всю совокупность отношений, складывающихся между социальными субъектами по поводу завоевания и использования политической власти. Эти от­ношения реализуются не только посредством политических институтов, но и путем неинституциональных форм взаи­модействия первичных субъектов политики. Однако при этом всегда открытым остается вопрос о правомерности таких форм политического взаимодействия, их соотношении с полномочиями политических институтов. Только на основе институционализации политических отношений, четкого опре­деления функций и полномочий различных организацион­ных форм политического взаимодействия можно всерьез говорить о содержательной упорядоченности политической жизни и, следовательно, о политической системе общества как таковой, а также о ее легитимности.


Поэтому, с нашей точки зрения, рассмотрение населения, классов, социальных групп или территории страны, наряду с политическими институтами, в качестве основных ком­понентов политической системы общества ведет к утрате специфики самого этого понятия, к размыванию границы между обозначаемыми им политическими явлениями и их средой. Нам представляется, что для отражения связи, ко­торая существует между социально-классовой структурой общества и системой политических отношений, больше под­ходит понятие «общественно-политический строй», кото­рое широко употребляется в отечественной политической лексике. Оно как раз и указывает на целостность, которую составляют социальные группы, общественные отношения и политические институты данного общества.

Что касается политического сознания, то мы рассмат­риваем его как имманентное свойство субъектов политиче­ских отношений. Как таковое оно присуще не только институциональным компонентам политического процесса, но и всем субъектам политики и, следовательно, может рассматриваться как составной элемент политических от­ношений в их самом широком смысле. Однако складыва­ющиеся между субъектами политики отношения или, точнее говоря, регулирующие эти отношения политические и пра­вовые нормы, разумеется, могут рассматриваться в качестве компонентов собственно политической системы. Именно с таких позиций мы будем подходить к анализу их роли в политической жизни общества в целом и в функциониро­вании его политической системы в частности.

Таким образом, в более развернутом виде политическую | систему общества можно определить как комплекс соответ­ствующих институтов (государство, партии, общественные объединения), складывающихся между субъектами полити­ки отношений и регулирующих эти отношения политиче­ских и правовых норм. Данный подход к пониманию политической системы характерен и для ряда зарубежных авторов, в числе которых американский политолог Майкл Паренти. Под политической системой он подразумевает различные органы государственной власти, а также по­литические партии, законодательство, лица и группировки представителей частных интересов, которые воздействуют на государственную власть [64. С. 24].


 

Понятие «политическая организация общества»

Это понятие также встречается в ли­тературе наряду с понятием полити­ческой системы общества. Авторы философского энциклопедического словаря не усматривают между ними никакого различия. Однако авторы других источников все же на определенные различия указывают, причем различия двоякого рода.

Так, одни считают, что понятием «политическая орга­низация общества» констатируется тот факт, что данное общество организовано политически и что, следовательно, общество может быть устроено и не политически. Другие же исходят из того, что политическая организация обще­ства — это система государственных и общественных ор­ганизаций господствующего класса (классов), осуществляющих руководство и управление развитием со­циальной жизни общества в интересах этого класса (клас­сов) [50. С. 150—153]. Как видно, сторонники последней точки зрения в рассматриваемое понятие не включают институты, создаваемые подчиненными социальными груп­пами с целью борьбы за реализацию своих политических интересов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...