Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Заочная форма

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I

Раздел «Cтановление культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании»

1 История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Параллелограмм развития высших психических функций 2   2 12 16
2 Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского и М. Коула     2 10 12
3 Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С.Выготского     2 10 12
4 Методы и технологии исследовательской и практической деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах     2 10 12
II

Раздел «Основные подходы исторической психологии»

5 Историческая психология: проблемы, предмет, методы 2   4 10 16
  ИТОГО: 4 - 12 52 72
  Контроль         4
  ВСЕГО:         72

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I.«Cтановление культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании»

Содержание раздела

История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Параллелограмм развития высших психических функций Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского и М. Коула Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С.Выготского. Методы и технологии исследовательской и практической деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 1 Тема I.1 История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании Кол-во часов: 2 План: 1. «Параллелограмм развития» А.Н. Леонтьева как квинтэссенция культурно-исторического подхода. 2. Психологические школы о проблемах исторической психологии 3. Принцип историзма в отечественной психологии. 4. Понятие высших психических функций. Учение Л.С. Выготского о развитии высших психических функций. 5. Культурно-историческая теория Л. Выготского и А. Лурия. 6. Филогенетическое и онтогенетическое направление в культурно-исторической психологии. 7. Теория Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. 8. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для возрастной психологии. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). 9. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Методическое обеспечение: [3; 5; 8] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании»

Практическое занятие 1

Тема I. I История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

Кол-во часов: 2

План:

1. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для педагогической психологии психологии. Интеллектуальные и коммуникативные модели обучения.

2. Зависимость развития от планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

3. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.

4. Теория планомерного развития умственных действий П.Я. Гальперина. Учение А.Г. Асмолова об универсальных умственных действиях.

Методическое обеспечение:

[3; 5; 8]

Информационное сопровождение:

Раздаточный материал

 

Практическое занятие 2

Тема I.2 Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского и М. Коула

Кол-во часов: 2

Форма проведения: семинар

Изучаемые вопросы:

1. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории.

2. Биография М. Коула. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории человеческой практики. Французская социологическая школа, работы социологов и этнографов.

3. Психологические школы о проблемах исторической психологии

4. Сравнительный анализ треугольников, характеризующих различные подходы к культурно-исторической трактовке развития психики.

5. Проект «Новая математика».

6. Проект обучения чтению.

 Методическое обеспечение:

[5; 12; 13]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийные презентации;

2. Раздаточный материал.

 

Практическое занятие 3

Тема 1.3 Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С.Выготского

Кол-во часов: 2

Форма проведения: семинар с элементами дискуссии.

Изучаемые вопросы:

1. Общая характеристика теории Ж. Пиаже. Основные понятия: схемы, ассимиляция и аккомодация.

2. Фило- и социогенез мышления. Развитие мышления в теории Ж. Пиаже и в теории Выготского.

3. Развитие речи в теории Ж. Пиаже и в теории Выготского.

4. Антропологические исследования в конкретно-психологическом плане: проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин).

5. Социогенетические исследования: различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (Леонтьев, М.Р.Лурия, М. Коул и др.). 

6. Роль культуры в развитии мышления. Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования. Требования к процедурам кросскультурных исследований интеллектуальных процессов. Мышление как составляющая менталитета.

Методическое обеспечение: [1; 2; 5; 12; 13]

Информационное сопровождение:

1. Раздаточный материал

 

Практическое занятие 4

Тема I.4 Методы и технологии исследовательской и практической деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах

Кол-во часов: 2

Форма проведения: семинар

Изучаемые вопросы:

1. Естественно-научный и гуманитарный подходы к проблемам исторической психологии.

2. Характеристика основных методов естественно-научной парадигмы.

3. Эксперимент. Обучающий эксперимент. Формирующий эксперимент.

4. Тестовые методы.

5. Кросскультурные исследования в исторической психологии.

6. Методы гуманитарной парадигмы: методы понимания. Включенное наблюдение, интервью, герменевтика.

6. Качественные методы в психологии.

7. Контент-анализ. Методология контент-анализа.

8. Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.

9. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.

Методическое обеспечение: [5; 7; 8]

Информационное сопровождение:

Раздаточный материал

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема I. I История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Параллелограмм развития высших психических функций 1. Анализ лекций и материалов учебных пособий с целью определения теоретического и практического значения культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Тема I.2 Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского и М. Коула 2. Составление таблицы сравнительного анализа. Тема 1.3 Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. 3. Составление таблицы сравнительного анализа. Тема I.4 Методы и технологии исследовательской и практической деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах. 4.Реферат «Культурно-историческая концепция развития мышления человека».

1. Составление презентации «Культурно-исторический подход в психологии и образовании»

2. Составление таблицы «Деятельностный подход в психологии и образовании в образовании»

3. Обзор материалов сайтов по проблеме

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК1

Знать:

- феноменологию и закономерности развития участников образовательных отношений в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения;

- способы определения индивидуальных траекторий развития обучающихся в учебно-воспитательном процессе учетом закономерностей психического развития и зоны их ближайшего развития.

Уметь:

- выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений;

- организовывать междисциплинарное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития.

Владеть:

- современными, научно обоснованными технологиями выстраивания взаимодействия и образовательной деятельности участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития.

- презентация «Культурно-историческая концепция развития мышления человека»; - обзор материалов сайтов по проблеме; - конспект анализа
- реферат «Теория этногенеза Л.Гумилева»;
- составление таблицы «Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования»; - реферат «Культурологический подход (Хейзинга, Лотман) - составление таблицы «Деятельностный подход в психологии и образовании в образовании» - составление таблицы «Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского»
     

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...