Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Заочная форма
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Содержание раздела История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Параллелограмм развития высших психических функций Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского и М. Коула Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С.Выготского. Методы и технологии исследовательской и практической деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекция 1 Тема I.1 История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании Кол-во часов: 2 План: 1. «Параллелограмм развития» А.Н. Леонтьева как квинтэссенция культурно-исторического подхода. 2. Психологические школы о проблемах исторической психологии 3. Принцип историзма в отечественной психологии. 4. Понятие высших психических функций. Учение Л.С. Выготского о развитии высших психических функций. 5. Культурно-историческая теория Л. Выготского и А. Лурия. 6. Филогенетическое и онтогенетическое направление в культурно-исторической психологии. 7. Теория Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. 8. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для возрастной психологии. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). 9. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Методическое обеспечение: [3; 5; 8] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании» |
Практическое занятие 1 Тема I. I История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании Кол-во часов: 2 План: 1. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для педагогической психологии психологии. Интеллектуальные и коммуникативные модели обучения.
2. Зависимость развития от планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. 3. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии. 4. Теория планомерного развития умственных действий П.Я. Гальперина. Учение А.Г. Асмолова об универсальных умственных действиях. Методическое обеспечение: [3; 5; 8] Информационное сопровождение: Раздаточный материал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие 2 Тема I.2 Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского и М. Коула Кол-во часов: 2 Форма проведения: семинар Изучаемые вопросы: 1. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории. 2. Биография М. Коула. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории человеческой практики. Французская социологическая школа, работы социологов и этнографов. 3. Психологические школы о проблемах исторической психологии 4. Сравнительный анализ треугольников, характеризующих различные подходы к культурно-исторической трактовке развития психики. 5. Проект «Новая математика». 6. Проект обучения чтению. Методическое обеспечение: [5; 12; 13] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации; 2. Раздаточный материал. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие 3 Тема 1.3 Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С.Выготского Кол-во часов: 2 Форма проведения: семинар с элементами дискуссии. Изучаемые вопросы: 1. Общая характеристика теории Ж. Пиаже. Основные понятия: схемы, ассимиляция и аккомодация. 2. Фило- и социогенез мышления. Развитие мышления в теории Ж. Пиаже и в теории Выготского. 3. Развитие речи в теории Ж. Пиаже и в теории Выготского. 4. Антропологические исследования в конкретно-психологическом плане: проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин).
5. Социогенетические исследования: различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (Леонтьев, М.Р.Лурия, М. Коул и др.). 6. Роль культуры в развитии мышления. Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования. Требования к процедурам кросскультурных исследований интеллектуальных процессов. Мышление как составляющая менталитета. Методическое обеспечение: [1; 2; 5; 12; 13] Информационное сопровождение: 1. Раздаточный материал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие 4 Тема I.4 Методы и технологии исследовательской и практической деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах Кол-во часов: 2 Форма проведения: семинар Изучаемые вопросы: 1. Естественно-научный и гуманитарный подходы к проблемам исторической психологии. 2. Характеристика основных методов естественно-научной парадигмы. 3. Эксперимент. Обучающий эксперимент. Формирующий эксперимент. 4. Тестовые методы. 5. Кросскультурные исследования в исторической психологии. 6. Методы гуманитарной парадигмы: методы понимания. Включенное наблюдение, интервью, герменевтика. 6. Качественные методы в психологии. 7. Контент-анализ. Методология контент-анализа. 8. Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся. 9. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды. Методическое обеспечение: [5; 7; 8] Информационное сопровождение: Раздаточный материал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема I. I История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Параллелограмм развития высших психических функций 1. Анализ лекций и материалов учебных пособий с целью определения теоретического и практического значения культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Тема I.2 Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского и М. Коула 2. Составление таблицы сравнительного анализа. Тема 1.3 Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. 3. Составление таблицы сравнительного анализа. Тема I.4 Методы и технологии исследовательской и практической деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах. 4.Реферат «Культурно-историческая концепция развития мышления человека». | 1. Составление презентации «Культурно-исторический подход в психологии и образовании»
2. Составление таблицы «Деятельностный подход в психологии и образовании в образовании» 3. Обзор материалов сайтов по проблеме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОПК1 Знать: - феноменологию и закономерности развития участников образовательных отношений в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения; - способы определения индивидуальных траекторий развития обучающихся в учебно-воспитательном процессе учетом закономерностей психического развития и зоны их ближайшего развития. Уметь: - выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений; - организовывать междисциплинарное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития. Владеть: - современными, научно обоснованными технологиями выстраивания взаимодействия и образовательной деятельности участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития. | - презентация «Культурно-историческая концепция развития мышления человека»; - обзор материалов сайтов по проблеме; - конспект анализа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- реферат «Теория этногенеза Л.Гумилева»; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- составление таблицы «Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования»; - реферат «Культурологический подход (Хейзинга, Лотман) - составление таблицы «Деятельностный подход в психологии и образовании в образовании» - составление таблицы «Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|