Ет СВОИМ объСКТОМ Существующую СО- 6 глава
Второй этап политической социализации индивида связан с периодом его интенсивного обучения в различных учебных заведениях — от старших классов общеобразовательной школы до высшего учебного заведения. В это время формируется информационная сторона мировоззрения личности; существующая система социальных норм и ценностей трансформируется в ее внутренний мир; закладываются основы политической культуры. Третий этап связан с активной социальной деятельностью индивида, когда он включается в работу государственных институтов и общественно-политических организаций, в подготовку и проведение всевозможных политических акций. В этот период происходит внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношения к этому положению, вытекающих из него обязанностей. Общим результатом данного этапа политической социализации индивида является превращение его в гражданина, т. е. в человека, сознающего себя членом данного государства (политического сообщества), пользующегося всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющего установленные законами обязанности. Только осознав себя гражданином, индивид начинает действовать как полноценный субъект политических отношений. Наконец, четвертый этап политической социализации — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру. Итогом политической социализации индивида к тому или иному моменту его сознательного жизненного пути является принятие и выполнение им одной или нескольких политических ролей. В литературе встречаются и иные периодизации процесса политической социализации личности, различающиеся как по числу этапов, так и по содержательным особенностям последних. Как правило, такие периодизации связываются с возрастными стадиями развития личности. Некоторые авторы, например, выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичный связывается с детским и юношеским возрастами индивида и характеризуется интенсивным усвоением политической информации, а также приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связывается с периодом социальной зрелости индивида, когда он приходит к осознанию в той или иной мере своего места в °кружающей действительности, своих интересов и целей, приобретает навыки самостоятельно вырабатывать свои по-
литические позиции и принципы, умения следовать им в процессе выполнения определенных политических ролей. Типология Надо отметить, что степень вовлечен- В политологии существуют различные классификации политических ролей. Ниже приводится одна из них, составленная в зависимости от степени вовлеченности личности в политику [65. С. 66]. П 1. Рядовой член общества и гражданин, не оказывающий никакого влияния на политику, не активный и не заинтересованный в политике, имеющий статус почти исключительно предмета политики.
D 2. Гражданин, состоящий в общественной организации, в общественном движении или в нескольких объединениях, косвенно включенный в сферу политической прак-; тики (решения, действия), если это вытекает из его роли рядового члена организации, из организационных и идейных связей со своим объединением, движением. П 3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по собственной воле непосредственно: включившийся в политическую жизнь в такой мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой организации. Степень его участия в политике определяется общественным значением организации и той конкретной ролью, какую он в ней играет. q 4. Общественный деятель и особенно политический деятель. О 5. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность — это не только особый профессиональный труд, источник существования и одно из главных занятий, но и, можно сказать, смысл жизни. D 6. Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), воспринимаемый как авторитет, последняя инстанция. При изменении активности личности от одной степени к другой, более высокой, ее роль аккумулируется, т. е. каждая следующая политическая роль впитывает предыдущие. Профессиональный политический лидер не перестает быть гражданином, членом организации, деятелем; он по-прежнему выполняет каждую из этих ролей с той лишь разницей, что особое положение лидера налагает отпечаток на остальные его роли. Индивидуальность До сих пор мы рассматривали личность личности и политика Как субъект политики, действующий в рамках социальной общности. Но само собой понятно, что индивидуальные черты личности представляют важную детерминанту политики. Их роль в политическом процессе невозможно выразить только с помощью общесоциологических понятий. Поэтому рассмотрение политической субьектности личности будет неполным без выяснения роли личностно-психологических факторов в ее деятельности. Главный вопрос, который в этой связи встает, состоит
Заранее ответим, что нет причин игнорировать влияние личности на политику. Наоборот, в реальной жизни политические события иногда оказываются столь тесно связаны с индивидуальными особенностями их участников, что может складываться впечатление, будто совершаемые ими действия совсем не вписываются в их политические роли. И это вполне закономерно, так как одна и та же политическая роль по-своему воспринимается, переживается, оценивается и реализуется разными людьми. Да и само распределение людей по политическим ролям сильно зависит от их индивидуально-психологических особенностей. Изучение того, каким образом личностные характеристики могут быть приспособлены к требованиям специфических политических ролей, представляет немалый интерес для политической социологии и психологии. Каков же механизм реализации личностью, исполняющей весьма жестко заданную социальной средой роль, своего индивидуального влияния на ход политического процесса? Для его уяснения нам представляется особенно важным следующее обстоятельство: сама противоречивость политических отношений, а если говорить шире — общественных отношений, обусловливает известную автономию личности от ее социальных ролей. Это означает, что заданный конкретной ролью образ поведения личности не всегда соответствует постоянно изменяющимся социальным условиям, что и открывает возможность для проявления индивидуального влияния на политические события. Можно указать и на некоторые конкретные каналы, которые позволяют личности оказывать свое индивидуальное воздействие на политику. Прежде всего такие возможности определяются характером связи, которая существует между социальной средой и индивидом. Эта связь может быть жесткой или менее жесткой, она может быть более подвижной или менее подвижной. Ясно, что во всех этих случаях возможности для индивидуального воздействия на политические процессы будут разными.
Политические институты с развитыми бюрократическим/! установками или общепризнанными сложившимися нормами способны оказывать значительное влияние на характер политического поведения индивида. Окружение в этом случае может навязывать личности определенный тип поведения, в том числе индивидам с незаурядными личностными качествами. Такой тип связи между личностью и средой характерен для авторитарных и тоталитарных политических институтов. Наряду с политическими структурами, способными навязывать типовое поведение личности, некоторые социальные системы настолько пластичны, что индивиды обладают достаточным простором для самостоятельных действий. В подобных обстоятельствах именно личность делается главным фактором, принципиальной детерминантой политики. Значительную свободу для действующих личностей обеспечивают также новые ситуации и едва складывающиеся политические роли, еще слабо ограниченные формальными установками. Немаловажным обстоятельством для проявления индивидуальности в политике является диалектический характер социально-психологической связи, существующей между личностью и ее окружением. С одной стороны, действия личности диктуются не только нормативными требованиями ее роли, но и собственными предрасположенностями. С другой стороны, само окружение, которое оценивает действия индивида, никогда не существует как нечто абстрактное и неизменное, оно также подвержено социально-психологическим влияниям. Поэтому не всякое действие по-литика следует рассматривать как ответ на внешнее требо- вание: политик-новатор нередко сознательно стремится влиять на окружение своими собственными, не имеющими прецедента действиями. Люди есть не только мыслящие, но и чувствующие субъекты, и потому совершаемые ими действия всегда несут в себе черты, обусловленные их индивидуальными эмоционально-психологическими особенностями. Именно с этим связано то, что при внешне сходных политических убеждениях и целях индивидов их действия могут оказаться неодинаковыми и приводить к различным последствиям. Например, если личность очень рациональна, то она склонна лучше воспринимать информацию и логические доводы. Разумеется, воздействие такой личности на подитику будет в достаточной мере выверенным и в высокой степени результативным. И напротив, если личность подвержена влиянию собственных эмоций и страстей, то это может самым негативным образом сказываться на ее возможностях оказывать желаемое воздействие на ход политических событий. Иногда это может явиться причиной провалов политических замыслов. В подтверждение этого можно привести немало примеров из политической истории.
Наконец, и сами индивиды, хотя и несвободны от ис- полнения предписываемых их ролями действий, отнюдь не всегда склонны рассматривать себя в качестве невольников своего окружения. Психологические опыты показывают, что только заурядные индивиды склонны к конформистскому (позднелат. conformis — подобный, сходный) поведению, т. е. к полному подчинению требованиям своей социальной среды, в том числе и в случае расхождения во мнениях с ней. В человеческой истории никогда не было недостатка в личностях, обладающих необходимой волей для утверждения собственной индивидуальности перед лицом достаточно жестких внешних условий и суровых испытаний. Реализуя поставленные перед собой цели, такие люди были способны изменить социальное окружение и тем самым проложить путь другим, менее самостоятельным последователям. Однако не следует отождествлять личностей-новаторов с нонконформистами (префикс «нон» придает слову отрицательный смысл), которые противопоставляют себя среде, игнорируют принятые нормы поведения в силу врожденного чувства противоречия. Нонконформистское поведение, если только оно не вытекает из сознательной реформистской или революционной позиции, не является последовательным и целеустремленным. Подобное поведение носит, как правило, деструктивный характер, хотя также может приводить к определенным политическим результатам. Таковы исходные теоретические положения, относящиеся к проблеме личности как субъекта политических отношений. Эти положения позволяют перейти к рассмотрению политического поведения и политического участия индиви^-дов и других социальных субъектов в контексте социально-политических и психологических условий, в которых развертываются реальные политические процессы. 12.2. Политическое поведение и участие
Использование в политологии термина «политическое поведение» наряду с понятием «политическое действие» обусловлено необходимостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рацио- нальных началах, и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами. Признавая значение целенаправленных политических действий, в политике не следует пренебрегать действиями, не подчиняющимися правилам логики. Политический процесс никогда не сводится только к рациональным началам. Многие социологи, политологи и психологи подчеркивают, что люди в своем поведении редко руководствуются законами логики. Задаче как-то отразить различие между сознательными политическими действиями и иными формами политической активности и служит понятие «политическое поведение». Однако сами категории «политическое действие» и «политическое поведение» порождают много противоречий, а различия между ними лишь на первый взгляд могут показаться ясными. По признанию авторов, которые пытались провести различие между действием и поведением, даже компетентные специалисты не пришли к единому мнению в этом вопросе. В литературе встречается, по крайней мере, три позиции в понимании взаимосвязи политических действий и политического поведения: 1) политическое поведение и политическое действие — тождественные понятия; 2) поведение есть внешнее проявление политического действия; 3) политическое действие есть специфическая форма политического поведения. Все эти подходы в разной степени и с различным успехом используются в политической науке. Если мы соглашаемся с наличием различий в понятиях «действие» и «поведение», то, следовательно, необходимо оставить в стороне первую точку зрения («политическое поведение и политическое действие — тождественные понятия»). В таком случае мы оказываемся перед дилеммой: либо необходимо признать политическое действие таким типом поведения, который определяется целью и ее осознанием, и соответственно считать иную политическую активность как лежащую вне сферы действия; либо признать сознание и цель не составляющими необходимых условий действий и соответственно считать в качестве политических действий любую активность людей, обладающую политическим значением. Однако в результате более глубокого размышления мы должны согласиться с теми аналитиками, которые считают, что данная дилемма является мнимой. Действительно, достаточно очевидным является тезис о том, что в политическом процессе ключевое значение принадлежит целенаправленным действиям людей. В то же время нельзя не признать наличие проявлений активности в сфере политики, лишенной сознательного контроля. Такие поведенческие акты, конечно, нельзя признать действием в том смысле, как это было оговорено с самого начала. Однако и немотивированное поведение нередко лишь временно лишено сознательных начал. К тому же, согласно теории познания, поведению субъекта — независимо от того, является оно сознательным или нет, — предшествует сложная работа человеческой психики, которая в свою очередь обусловлена воздействием внешних условий. Поэтому политическое действие, выраженное непосредственной реакцией субъекта на предъявленные извне требования, фактически с самого начала предопределено его психической активностью. Но не такого рода действия определяют в целом закономерности политических явлений и процессов. Решающими в конечном счете оказываются не бессознательные поведенческие акты, а сознательные и целенаправленные политические действия и взаимодействия различных социальных субъектов. Таким образом, с нашей точки зрения, политическая деятельность охватывает любую политическую активность, проявляющуюся в сфере политики — осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную. При этом мы не видим препятствий для того, чтобы пользоваться и понятием «политическое поведение», с помощью которого отражаются явления, связанные с реагированием субъектов политики на предъявляемые внешней средой стимулы или требования. Важность для политики такого рода активности несомненна, особенно она ощущается в кризисных ситуациях. Понятно, что неосознанные мотивы в поведении людей не всегда можно объяснить путем их простого сопоставления с рациональными моделями действия. Поэтому очевидна необходимость изучения поведения людей (в том числе и его нерациональных элементов) в различных политических ситуациях.
Итак, политическое поведение охва-тывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя, однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленный характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения. Соответственно этому в политическом поведении принято выделять: 1) формы рациональных политических действий; 2) формы бессознательного политического поведения. Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации. При составлении классификаций политического поведения этот основной принцип может сочетаться и с различными другими критериями. В политической литературе называются следующие иные «основания для систематизации политического поведения: 1) по субъектам поведения — индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т. д.; 2) по склонностям и психическим состояниям — поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению; 3) по ситуационному контексту поведения — ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные; 4) по организационным формам и нормам поведения — организационные, институциональные4, неформальные; 5) по характеру отклоняющегося поведения — произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное; 6) по продолжительности поведения — единичный акт, явление или развивающийся процесс; 7) по остроте проявления поведения — борьба, протест, гнев, ненависть, бунт; 8) по степени целесообразности и успешности — функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, деструктивное, дезинтегрирующее и т. п. Политическое Термин «политическое участие» в no- Предметом постоянной заботы правящих групп, как известно, является обеспечение легитимности их власти. Этого можно добиться не иначе, как посредством согласия — активного или пассивного — граждан с политикой правящей группы. Такое согласие может быть выражено со стороны граждан посредством личного участия в определении содержания проводимой политики. Поэтому современные демократические политические системы основаны на праве участия масс в политическом процессе. Впервые право участия граждан в политике и управлении было закреплено в конституциях Франции 1946 г. и Италии 1947 г. Затем в 60—70-е годы обеспечение подлинного участия всех граждан в решении судеб общества и своей собственной судьбы стало одним из основных требований массовых демократических движений. Одновременно термин «участие» приобрел чрезвычайную популярность в политическом лексиконе, вошел в политические программы и политическую науку. ^ Формы политического участия, в сущности, есть устойчивые образцы поведения, совокупность которых составляет политическую культуру. В некоторых источниках их принято подразделять на две группы: 1) формы активного участия; 2) пассивные, или иммобильные, формы участия. Основанием для такого деления служит степень активности участия индивидов или социальных групп в политических действиях. Разброс между крайними значениями политической активности индивидов и других субъектов бывает очень велик. Он простирается от поведения, практически не отличающегося от политической иммобильности (лат. iramobilis — неподвижный), до форм участия, характеризующихся самой высокой политической активностью. Наиболее разработанная классификация активных форм политического участия представлена следующей шкалой интенсивности политических действий: 1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности индивидов; 2) участие в действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) участие в деятельности политических партий и общественных ор-пшизаций; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или направленных против нее; 5) участие в прямых политических действиях (собрания, референдумы, плебисциты, сборы подписей и т. д.); 6) активная (в том числе и руководящая) деятельность в неинституциональных (неформальных) политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее слома или коренного преобразования. Политическое бездействие индивидов и других субъектов тоже может быть осознанным и целенаправленным и приносить определенные результаты. Поэтому их можно квалифицировать как иммобильные формы политического участия. Политическое бездействие может проявляться в следующих формах поведения: 1) неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры, отсутствия каких-либо стереотипов действия (например, иммобильность жителей отдаленных населенных пунктов); 2) политическая выключенность как результат заорганизованности политической деятельности в рамках институтов политической системы, разочарования значительной части членов общества в эффективности функционирования политической системы; 3) политическая апатия как форма неприятия политической системы (например, после чужеземного завоевания и оккупации, победы революции или контрреволюции, разгрома или подавления политических движений); 4) политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и ее институтам. Из всех форм политического участия — активных и пассивных — в условиях демократических политических систем наиболее распространенной является электоральная. Эта форма участия претерпела значительную эволюцию. Еще в недалеком прошлом почти во всех странах право участия в голосовании ограничивалось рядом условий (имущественное положение, пол, оседлость, образование), которые не удовлетворяли нередко большинство взрослого населения. Например, вплоть до начала нынешнего века в США, за исключением нескольких штатов, наряду с неимущими, полностью были отстранены от участия в выборах j женщины. Только с конца XIX — начала XX в. в области избирательного права происходят изменения в сторону смягчения имущественных и иных цензов. В настоящее время! право граждан на участие в выборах почти повсеместно! ограничивается лишь возрастным цензом и некоторыми! формами отклонений в психике. В голосовании не участвуют] также лица, содержащиеся по приговору суда в местах! лишения свободы. Социологические и политологические исследования показывают, что поведение граждан во время голосования существенно отличается в рамках разных форм политического устройства и среди различных социальных слоев одного и того же общества. Так, в некоторых странах г голосовании участвует немногим более 20 процентов изби рателей, но имеются и такие государства, где на избира тельные участки является свыше 95 процентов населения имеющего право голоса. Наибольшая активность во врем выборов наблюдается среди зажиточных слоев населения среди граждан с более высоким уровнем образования", также состоящих в политических партиях и движениях. Анализ поведения избирателей предполагает рассмотр ние такого вопроса, как мотивы голосова н и я. Участие в голосовании не такое уж простое п литическое действие, как это может показаться. Для toi чтобы гражданин смог сделать осознанный политичес выбор, он должен обладать высоким уровнем политическо: сознания и развитой политической культурой. Ему необходимо также хорошо разбираться в программах различных] политических партий, иметь представление о степени на " дежности различных политических сил. В западной политологии принято считать, что на выбор политических предпочтений граждан влияет сочетание следующих пяти обстоятельств: общественное положение, уровни доходов и образования, местожительство и религиозность избирателей. Иногда к ним добавляется еще и идеологический фактор. В соответствии с этим считается, что люди со скромным достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям либерального и левого направления. Они выбирают, например, социал-демократов за их приверженность насущным материальным, социально-экономическим интересам людей наемного труда. Напротив, высокообразованные, со значительным социальным статусом и хорошими доходами люди составляют электорат партий консервативного направления. Считается также, что более религиозная часть населения отдает симпатии партиям, так или иначе связанным с религией. Однако ныне данная механика образования партийных пристрастий становится еще более сложной. Граждане все чаще рассматривают политические процессы не только исходя из своего общественного положения или традиционной симпатии к доминирующей в их районе партии, а в гораздо более широком идейно-политическом контексте. Что касается наших условий, когда в обществе только формируется многопартийность, то очевидно, что механизмы образования устойчивых партийных предпочтений избирателей также еще не определились. Почти во всех странах, в том числе имеющих богатые демократические традиции, большое число граждан не участвует в выборах. Уклонение избирателей от голосования называется абсентеизмом (от лат. absens, abseotis — отсутствующий). Причины абсентеизма всегда индивидуальны и разнообразны: безразличие к политике, аполитичность некоторой части граждан; разочарование избирателей в возможных результатах голосования; бойкот выборов как тактическое действие. Но во всех случаях абсентеизм есть, в сущности, иммобильная форма политического участия. Уклонение избирателей от участия в выборах может приводки, к различным политическим последствиям. Если
масштабы абсентеизма не превышают определенного порога, то это почти не сказывается отрицательно на функционировании политической системы в целом. Однако тотальное неучастие граждан в голосовании может привести к параличу основных институтов политической системы. Поэтому в демократических обществах все политические силы предпринимают меры по повышению активности избирателей. В некоторых странах (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Голландии, Италии) приняты специальные законы, обязывающие граждан участвовать в выборах. Для уклоняющихся от голосования здесь предусмотрены юридические санкции. Возможности политического участия в значительной мере определяются степенью развитости систем массовой коммуникации или средств информации. Информация — это не нейтральный компонент общественного бытия, а важное средство политической борьбы, Она используется правящими группами для укрепления своей власти. С этой целью они пытаются контролировать поток политической информации прямыми и косвенными методами. И это им в значительной мере удается, несмотря на то что информация имеет разные источники своего происхождения. Однако возможности влиять на поток информации неодинаковы в различных политических системах. К тому же тип контроля и распределения информации является чрезвычайно важным показателем для характеристики самих политических систем, как основанных на участии населения в политической жизни, так и авторитарных. Политическое участие в том смысле, как оно понимается в современной политологии, предполагает, что важная информация должна быть доступна каждому члену общества. Уже простое обладание сведениями о происходящих политических событиях делает человека неравнодушным к ним, вызывает у него желание повлиять на их дальнейший ход. Поэтому развитие системы массовой информации, расширение ее источников и каналов повышают возможности участия масс в политическом процессе. И напротив, там, где политическая информация жестко контролируется властями, реальные возможности сознательного политического
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|