Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ет СВОИМ объСКТОМ Существующую СО- 3 глава





вается между группами людей, каждая из которых занимает одну из указанных трех позиций. Преобладание среди раз­личных политических сил общества одной из позиций — или консервативной, или реформистской, или революцион­ной — открывает и перспективу развертывания политиче­ского процесса по одному из трех возможных путей: 1) простое воспроизводство существующих социально-пол­итических отношений; 2) изменение социальной системы путем реформ; 3) коренное преобразование всей системы общественных отношений путем революции.

Пути простого воспроизводства политических систем в той или иной мере уже нами рассматривались, и к ним мы еще не раз будем возвращаться. Здесь мы более подробно рассмотрим такие пути изменения социально-политических систем, как реформы и контрреформы, революции и контр­революции.

Реформы Формально под реформой (от лат.

и контрреформы reforme — преобразовываю) понима­ется нововведение любого содержания.

В политической теории и практике, как уже отмечалось, реформа означает изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов и учреждений), не уничто­жающее основ существующего общественно-политического строя. Необходимость осуществления реформ встает на по­вестку дня политической жизни в условиях роста социаль­ной напряженности в обществе. Реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными груп­пами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. В сущности, реформы — это уступки, которые делаются правящей группой, поскольку в противном случае действия оппонентов могут выйти за рамки институтов и норм су­ществующей политической системы.

Мы уже отмечали, что задачей правящей политической группы является поиск путей компромисса между конф­ликтующими сторонами. Формой такого компромисса и выступают реформы. Конечно, они в той или иной мере ограничивают претензии одной из сторон и частично удов­летворяют требования другой. Но реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему


как целое, изменяя ее отдельные части. Поэтому в боль­шинстве случаев проводимые реформы вызывают недоволь­ство как консервативных групп, так и людей, занимающих революционные позиции. Первые оценивают осуществляе­мые нововведения как чрезмерные, вторые — как явно недостаточные.

Ход политики реформ определяется сложным перепле­тением объективных и субъективных факторов. Конечно, главным из них является соотношение социально-полити­ческих сил в обществе. Успех или неуспех реформ в зна­чительной мере зависит от степени готовности правящей группы пойти на такие нововведения, которые действитель­но устраняют препятствия для нормального развития об­щества. Многое зависит также и от своевременности проведения необходимых преобразований. Как правило, за­поздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, так как в противном случае они могут не только не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая группа.

Классическим примером успешной политики реформ яв­ляется «новый курс» президента США Франклина Рузвель­та, который он осуществлял в период 1933—1938 гг. Заслугой Рузвельта является то, что он сумел выделить главное во всем комплексе проблем, стоявших перед его правительством, а именно: необходимость активного госу­дарственного вмешательства в экономическую жизнь стра­ны. Его реформы были направлены, с одной стороны, на государственную поддержку крупнейших монополий, а с другой — на создание системы социальной защиты широких слоев населения. В результате проведения такого курса Рузвельту удалось снять социальную напряженность и вы­вести общество на новый уровень развития. Этому примеру затем последовали правительства и других стран Запада, где опыт проведения аналогичных реформ оказался столь же успешным. При этом были сохранены в целом соци­ально-экономические и политические основы общества, а положение господствующих социальных сил существенно не изменилось.


Есть все основания квалифицировать как успешную по­литику реформ, которую проводит с конца 70-х годов ру­ководство Китая. Суть происходящих здесь изменений состоит в преодолении одноукладности экономической жиз­ни. В ходе реформ государственный сектор хозяйства, ко­торый остается ведущим, дополняется индивидуальным и частным укладами, а также сектором, основанным на ино­странном капитале. При этом основы общественно-полити­ческого строя в целом остаются неизменными. И напротив, неумело проводившаяся политика реформ руководством бывшего СССР не только не улучшила социально-полити­ческого положения в стране, но и обернулась распадом этого еще не так давно великого и могучего государства.

Контрреформы (от фр. centre — против и reforme — преобразовываю) — это частичный или полный отказ от общественных нововведений, которые были осуществлены в результате политики реформ. Причиной контрреформ могут быть «перегибы», которые были допущены в ходе реформ и которые правящая группа сочла впоследствии чрезмерными. Чаще всего в основе курса на контрреформы находится стремление политической элиты вернуть себе утраченное в результате уступок, которые она была вы­нуждена сделать ранее. Однако необходимость в контрре­формах может возникнуть и в результате роста социальной напряженности, вызванной ранее проведенными реформами. Последние ведь не всегда осуществляются в интересах ши­роких социальных слоев, они могут и ущемлять их инте­ресы. Кроме того, реформы иногда приводят и к обратному эффекту: вместо ожидаемых положительных результатов, вызывают еще большее углубление социальных противоре­чий. Классическим примером политики контрреформ явля­ется деятельность в 1880-х гг. правительства русского царя Александра III, которое пересмотрело и упразднило целый ряд нововведений, осуществленных в 1860-х гг. Александром П.

Революции и контрреволюции

В общенаучном смысле термин рево­люция (от лат. revolutio — поворот, переворот) означает глубокое качест­венное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Социальная революция — это


резкий, скачкообразный переход от одной общественно-по­литической системы к другой. Причем процесс этот осу­ществляется в ходе открытого столкновения противостоящих социально-политических сил, выходящего за рамки суще­ствующего институционального механизма передачи вы­сшей власти. В результате революции господствовавшие прежде социальные группы, уже ранее лишившиеся эко­номической власти, теряют и свое привилегированное по­ложение в системе политических отношений. При этом появляется новая правящая группа, которая начинает уп­равлять обществом на основе других социальных ценностей и посредством другой системы политических институтов.

Причины социальных революций многообразны. В марксистской аналитической традиции в качестве объек­тивной основы революций указываются противоречия между ростом производительных сил общества и существующими производственными отношениями, а также противоречия между складывающимся новым способом производства и прежней системой политических отношений. Проявляются эти противоречия через ухудшающееся состояние обще­ственных отношений, которое ведет к обострению социаль­ной напряженности, а при определенных условиях и к открытому противоборству между господствующими и под­чиненными социальными группами. Среди этих условий далеко не последнее значение имеют такие факторы, как неспособность правящей группы прислушиваться к сущест­венным требованиям своих политических оппонентов; ра­дикальная критика со стороны идеологов революционных сил существующей несправедливости; возникновение воо­руженных общественных групп, готовых использовать на­силие, и другие.

Оригинальное объяснение причин революций дал изве­стный русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889—1968), который родился в России, был здесь актив­ным участником революционных событий и в 1922 г. выслан из страны. Исследованию причин революций он посвятил специальную работу под названием «Социология револю­ции», которая издана на русском языке. Главный его тезис гласит: непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов


большинства населения, а также невозможность даже ми­нимального их удовлетворения. В качестве таковых инс­тинктов П. Сорокин рассматривает потребность людей в пище, жилище, одежде, самосохранении, продолжении рода, самовыражении, свободе, состязательности, творческой ра­боте и другие. Еще одной предпосылкой революций ученый считает вырождение правящего класса, который ради со­хранения за собой высоких общественных позиций возводит все новые и новые барьеры, препятствующие продвижению талантливых представителей нижних социальных слоев к управлению обществом. Рано или поздно чувство «подав­ленности» внизу переходит критическую черту, и эти барь­еры, как пишет Сорокин, разрушаются одним революци­онным ударом [83. С. 272—292].

Современной политической наукой перечисляется ряд причин, порождающих революции. Однако главной или, во всяком случае, наиболее важной из них признается стрем­ление людей к равенству. Многие исследователи подчер­кивают несовместимость значительного неравенства в распределении благ со стабильным политическим процессом. Приведем высказывание на сей счет французского историка и политического деятеля Алексиса де Токвиля ( 1805— 1859), которое в той или иной мере разделяют многие современ­ные авторы: «Почти все революции, изменявшие жизнь народов, совершались либо для того, чтобы укрепить, либо для того, чтобы уничтожить равенство. Удалите второсте­пенные факторы, рассматривая причины крупных волнений, и вы почти всегда обнаружите неравенство. Причинами волнений выступала то беднота, хотевшая захватить иму­щество богатых, то сами богачи, пытавшиеся поработить бедных. Поэтому, если бы вам удалось создать такое об­щество, в котором у каждого было бы что терять и не было бы особого соблазна кого-то грабить, вы бы многое сделали для установления мира на земле» (91, С. 4591.

В политической науке общепринятым сегодня являет­ся положение, что революции происходят при особом сте­чении исторических обстоятельств в развитии той или иной страны.

По мнению одних аналитиков, осуществлению револю­ции предшествует продолжительный период ожиданий, свя-


занный с удовлетворением основных потребностей, который затем сменяется резким разочарованием. В обществе, где имеются благоприятные возможности для удовлетворения растущих потребностей, осуществления новых надежд, ре­волюция считается маловероятной. По мнению других ав­торов, революции наиболее возможны в обществах, уже;-;лупивших на путь модернизации, но еще не завершивших

—ого процесса. В таких условиях может сложиться не-лойчивая ситуация, при которой появление элементов временного индустриального общества и рост уровня по­литического развития широких масс населения происходит при отставании процесса модернизации и демократизации политических институтов.

При всех недостатках данных концепций они помогают объяснить многие социально-политические механизмы как революций прошлого — от Французской революции 1789 г. до Октябрьской революции в России 1917 г. — так и революционных процессов самого последнего времени. Оши­бочным было бы полагать, что революции являются ре­зультатом политического заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшин­ства. Как заметил американский публицист Уендел Филлипс (1811—1884), «революций не делают, революции наступа­ют». Еще образнее эту мысль выразил русский философ Н. А. Бердяев: «Революция никого не спрашивает о своем праве, она стихийна и подобна геологической катастрофе» [11. С. 184]. Таким образом, революции вырастают как результат особого характера предшествующего обществен­ного развития, имеют в своей основе ряд факторов объек­тивного и субъективного порядка.

В своем зарождении и развитии революции подчиняются определенной логике, проходят через ряд этапов. В част­ности, в развитии социальной революции могут быть вы­делены следующие этапы: 1) вызревание революции;

- революционный взрыв; 3) победа и консолидация рево­люционных сил; 4) институционализация новой системы «^асти.

Этап вызревания революции характеризуется ьарастанием противоречий во всех сферах общественной жизни, ростом социальной напряженности и разочарованием


L
"5L

масс существующим общественным порядком. Одновремен­но происходит расстройство функционирования политиче­ской системы; легитимность существующего режима ставится под сомнение. Правящая группа все большим чис­лом людей рассматривается как паразитический слой, без­различный к проблемам всего общества. Как итог данного этапа выступает социально-политическая обстановка, не­посредственно предшествующая революционному взрыву. В политической науке она получила название революционной ситуации.

В настоящее время среди политологов нет общепринятой точки зрения относительно особенностей революционной ситуации. Например, интересные и, может быть, парадок­сальные суждения на сей счет высказал Алексис де Токвиль. С его точки зрения, революция наступает не в момент наиболее жестокого угнетения народных масс, не во время перехода от плохого к худшему в их жизни, а в период ослабления деспотизма власти. «Чаще всего случается, — писал он, — что народ, переносивший без жалоб и как будто нечувствительно самые тягостные законы, буйно сбра­сывает с себя их бремя, как только оно облегчается. Порядок вещей, уничтожаемый революцией, почти всегда бывает лучше того, который непосредственно ему предшествовал, и опыт показывает, что для дурного правительства наиболее опасным является обыкновенно тот момент, когда оно на­чинает преобразовываться» [90. С. 196—197]. Именно в такой ситуации массам кажется невыносимым все еще ос­тающееся зло, и они стремятся скорее покончить с его носителями решительными революционными действиями. Только гениальный ум, считает Токвиль, может спасти государя, задумавшего облегчить участь своих подданных после долговременного угнетения.

В отечественных источниках чаще всего приводится ха­рактеристика революционной ситуации, данная В. И. Ле­ниным в работе «Крах II Интернационала». Исходя из опыта революций XIX и начала XX в., Ленин указал на три главных признака революционной ситуации: 1) невоз­можность для господствующего класса сохранить в непри­косновенности свое господство, «кризис верхов», когда «верхи» уже не могут сохранить свою власть, а «низы» не


хотят жить по-старому; 2) обострение выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов; 3) значительное повышение активности масс, их готовности к самостоятельному исто­рическому творчеству. Сами по себе эти предпосылки, счи­тает Ленин, не ведут автоматически к революции. Она возникает лишь из такой ситуации, когда имеется способ­ность масс на революционные действия, достаточно сильные, чтобы сломить или надломить старое правительство [52. Т. 26. С. 248—249].

Многие исследователи полагают, что указанные призна­ки революционной ситуации не являются универсальными. Одни авторы считают, что такие признаки были характерны для ситуаций, предшествовавших лишь некоторым револю­циям прошлого. Другие упрекают Ленина в преувеличении значений субъективного фактора революции. Третьи ука­зывают на отсутствие в данной характеристике ряда других существенных предпосылок революции. Видимо, определен­ные основания для таких замечаний имеются. С нашей точки зрения, основными признаками революционной си­туации являются кризис политики господствующих в об­ществе социальных сил, невозможность для правящей группы сохранять в неизменном виде свою власть, явный отказ масс повиноваться данной власти. Что касается дру­гих, менее существенных признаков революционной ситу­ации, то вряд ли возможно дать их исчерпывающий перечень. Каждой революции предшествует неповторимое стечение обстоятельств самого различного характера: объ­ективных и субъективных, внутренних и внешних.

Вторым этапом революционного процесса, если таковой не был резко пресечен политическим действием господст­вующих групп, является революционный взрыв. Он пред­ставляет собой открытое столкновение между правительственными силами и вышедшими из повиновения массами. Итогом его может быть или победа или поражение восставших. Победа означает, что социально-политический переворот стал свершившимся фактом, в результате чего власть перешла в руки лидеров восставших. В случае рав­новесия сил противоборствующих сторон время открытых вооруженных столкновений между ними может оказаться довольно продолжительным. В этих условиях предугадать


итог революционного процесса практически невозможно. Впрочем, как показывают политические события, произо­шедшие в ряде стран в последней четверти XX в., рево­люционный переход государственной власти от одних политических сил к другим может быть осуществлен и без применения средств насилия. Это зависит от соотношения социально-политических сил в стране и на международной арене, доступа революционеров к рычагам власти и сред­ствам массовой информации. Такие революции в полити­ческой публицистике получили название «бархатных».

Если революционное движение побеждает, сразу же уничтожаются институты прежней политической системы. Этим открывается третий этап революции — этап кон­солидации новых политических сил. Данный этап является одним из самых сложных в развитии революции. Новое политическое руководство, чтобы закрепиться у вла­сти, стремится осуществлять меры по реализации лозунгов революции. Однако при этом оно сталкивается со слож­нейшими, трудноразрешимыми проблемами в экономиче­ской, социальной и административной областях жизни. В это же время, как правило, осложняется и международное положение государства. Главная задача, которую прихо­дится решать победившей группе, — это овладение всеми рычагами управления, создание нового административного аппарата. В этот период между руководителями революции почти неизбежно возникают разногласия относительно даль­нейшего политического курса. Нередко судьба творцов ре­волюции оказывается трагичной: одни уходят в безвестность, другие оказываются в ссылке, третьи расста­ются с жизнью, четвертые начинают борьбу против нового режима.

Период консолидации сменяется четвертым этапом ре­волюционного процесса, который Л. С. Санистебан называет институционализацией. Этим термином она обозначает процесс создания новых экономических, политических, культурных и иных социальных структур, которые будут определять облик общества в целом. Составной частью данного процесса является конституирование новой поли­тической системы общества, институты которой призваны служить интересам победивших социально-политических

зоо


сил. Созданные в ходе революционного процесса полити­ческие институты затем становятся объектом защиты со стороны новой правящей группы, в том числе и с приме­нением средств физического насилия.

Необходимо подчеркнуть, что революции предполагают не только отрицание прежнего социально-политического строя, но и утверждение отличного от него общества бу­дущего. Это порождает большие надежды у широких со­циальных слоев населения, которые устремляют свои взоры на общественный идеал, провозглашенный революцией. Од­нако в действительности наблюдается большое расхождение между идеалами революции и их конкретным воплощением. Со временем становится ясно, что их реализация, преоб­разование общества в целом являются чрезвычайно трудной задачей, которая может быть решена лишь в течение дли­тельного исторического периода.

Как же ведут себя после победы революции отстраненные от власти социально-политические силы? Как показывает опыт всех революций, эти силы редко смиряются с потерей своего прежнего положения. Поэтому революционный про­цесс сопровождается, как правило, контрреволюционными выступлениями. Контрреволюция (от фр. centre — против и revolution — революция) — это политическое движение отстраненных от власти социально-политических сил, ста­вящее своей целью свержение установившегося в результате победы революции общественно-политического строя и воз­вращение себе прежних позиций в обществе.

Контрреволюция может осуществляться в таких формах, как вооруженное сопротивление, гражданская война, мя­тежи, заговоры, акты диверсий, иностранная интервенция, блокада и т. п. До начала своих выступлений организаторы контрреволюции решают проблемы финансирования, набо­ра, подготовки и материального снабжения своих сил. С этой целью они стремятся мобилизовать свои внутренние ресурсы, привлечь своевременно переведенные за границу денежные средства, а также использовать поддержку госу­дарств, заинтересованных в ликвидации революционного режима. Для всего этого требуется определенное время, поэтому наступление контрреволюции начинается не сразу после победы революции, а через некоторый период после нее.


Исход контрреволюционного движения может быть раз­личным. В одних случаях оно стимулирует консолидацию широких социальных слоев вокруг революционной элиты, чтобы не допустить возврата прежних общественных по­рядков. При таком повороте событий наступает быстрое поражение контрреволюции. В других случаях противобор­ство революции и контрреволюции оказывается затяжным, исход которого неясен. В третьих случаях это противобор­ство может привести к поражению революции. Если контр­революция берет верх, то сразу же начинается этап открытой реставрации власти ранее свергнутых групп. Ко­нечно, контрреволюционные движения, если они возникают, стремятся представить себя выразителями народного про­теста против жестокостей революции. Однако реставрация старых порядков, как правило, уже не может полностью устранить преобразований, осуществленных революцией.

Одной из форм контрреволюционной власти является бонапартизм. Этот термин появился во Франции в период буржуазной революции конца XVIII в. и употреблялся пер­воначально для обозначения военной диктатуры Наполеона и диктатуры Луи Бонапарта. В дальнейшем он стал рас­пространяться на любую контрреволюционную диктатуру, опирающуюся на военщину и лавирующую в условиях неустойчивого равновесия социально-политических сил. По­добная диктатура стремится представить себя «надклассо­вой», «надпартийной» силой, однако фактически она проводит линию на реставрацию разрушенных в ходе ре­волюции порядков. Для бонапартизма характерны маски­ровка контрреволюционной политики, создание видимости реформ, многообещающие заверения, оборачивающиеся, как правило, обманом революционных масс.

Таким образом, политический процесс, ход изменения политических систем может характеризоваться самой раз­личной динамикой. Скорость и размах этих изменений варьируются в весьма значительной степени. На одних этапах исторического развития общества на протяжении продолжительного времени видимых изменений в полити­ческой жизни почти не наблюдается. Такой режим функ­ционирования политических систем характерен, как пра-


вило, для обществ, находящихся на низкой ступени эко­номического развития, для так называемых традиционных обществ. На других этапах развития общества при переходе от одной стадии экономической зрелости к другой полити­ческий процесс развивается чрезвычайно высокими темпа­ми, социальные изменения приобретают революционный характер. Поразительной особенностью современных по­литических систем является то, что почти все они возникли именно в результате социальных или национально-освобо­дительных революций. На третьих этапах общественного развития политический процесс осуществляется в режиме модернизации, совершенствования политических институ­тов путем реформ. Этап политической модернизации ныне характерен для многих развивающихся молодых государств. Однако мы полагаем, что через фазу модернизации и не единожды проходит в своем развитии каждая политическая система.

11. ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

11.1. Понятии и структура социального конфликта

Совершенно очевидно, что конфликты являются одним из фундаментальных аспектов политической действительно­сти. Не случайно поэтому в западной политической и особенно социологической науке развитию теории социальных конфликтов уделяется исключительно большое внимание. По данной проблеме сложилось особое направление исследований — конфликтология. Накоплен также определенный опыт по разрешению возникающих социальных конфликтов, подготовке кадров для такого рода деятельности.

Классиками теории социальных конфликтов в западной политической и социологической науке признаны Карл Маркс и немецкий философ и социолог Георг Зиммелъ (1858—1918). Относительно Маркса следует оговориться, что он не был основоположником теории конфликтов как специального научного направления. Однако, будучи ис­следователем социальных противоречий, он выдвинул важ-


ные положения, которые можно отнести и к теории кон­фликтов. Отметим значительный вклад в разработку этого научного направления таких современных исследователей, как немецкий политолог Ральф Дарендорф, американские социологи Льюис Козер и Кеннет Боулдинг. Сравнительный анализ различных подходов к трактовке социальных кон­фликтов можно найти в книге американского социолога Джонатана Тернера «Структура социологической теории», которая переведена на русский язык и издана в 1985 г.

Сначала необходимо выяснить общенаучный смысл по­нятия «конфликт», без чего невозможно дать его узко­специальное определение. Слово «конфликт» происходит от латинского корня и в буквальном переводе означает стол­кновение. В энциклопедических словарях термин кон­фликт определяется как столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, как серьезное разно­гласие, чреватое осложнением отношений и борьбой. В философии этим термином обозначается стадия или фор­ма развития противоречия, когда существующие в явле­нии противоположности достигают состояния полярности, момента взаимоотрицания друг друга и снятия противоре­чия.

Социальный конфликт выступает как предельный случай развития общественных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных субъектов — народов, наций, государств, классов, социальных групп, обществен­ных объединений, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов и целей. Если упот­ребить более краткую формулу, то социальный конфликт может быть определен как тип социального отношения,? котором его участники противостоят друг другу по причине несовместимости своих устремлений.

Для сравнения приведем определение социального кон­фликта, которое дает упомянутый американский исследо­ватель Льюис Козер: конфликт — это такое поведение, которое влечет за собой борьбу между противными сторо­нами из-за дефицитных ресурсов и включает в себя попытки нейтрализовать противника, причинить ему вред или во­обще устранить его [89. С. 167].

Социальные конфликты являются сложным феноменом общественной жизни. В существующей социологической и


политологической литературе прослеживается несколько на­
правлений их анализа. Однако почти во всех источниках
в качестве основных исследовательских вопросов выступают
следующие: 1) причины социальных конфликтов; 2) типы
социальных конфликтов; 3) социальные функции конфлик­
тов; 4) способы урегулирования конфликтов; 5) последствия
социальных конфликтов. Остановимся и мы на рассмотрении
данных аспектов социальных конфликтов.
Причины В политически организованном сооб-
соми^льных ществе всегда имеются объективные
конфликтов предпосылки для социальных конф­
ликтов. Действительно, если бы отно­
шения между членами сообщества были гармоничными, то
и не было бы необходимости в учреждении институтов,
выполняющих функции' принуждения. Однако это не так,
наличие конфликтов в обществах самого разного типа и
на различных исторических этапах их развития является
бесспорным фактом. И нынче, как и тысячи лет назад,
несовместимость, а порой и противоположность целей раз­
личных социальных субъектов не исчезли. Это и является
важнейшей объективной предпосылкой конфликтов в со­
временном обществе.

Какие же причины находятся в основе социальных кон­фликтов? Большинство исследователей сходится на том, что, с точки зрения политики, наиболее важными причи­нами конфликтов так или иначе являются те, которые связаны с распределением недостающих социальных цен­ностей, главными из которых выступают материальные бла­га, власть и социальный престиж. Вместе с тем различные исследователи дают неодинаковое истолкование механизма действия этих причин. Два таких подхода наиболее четко представлены в произведениях Маркса и Зиммеля.

Согласно Марксу, социальные конфликты коренятся в недостатке общественного богатства. Невозможность для различных социальных групп полностью удовлетворять свои разнообразные и растущие потребности, отчуждение людей от результатов своей деятельности обусловливают социаль­ную дифференциацию, несовпадение и даже противополож­ность интересов различных общественных групп. Чем более неравномерно распределяются общественные блага, тем ве-


роятнее и глубже конфликт интересов между господству­ющими и подчиненными социальными группами и слоями. Маркс полагает, что при некоторых специфических усло­виях открытый революционный конфликт в обществе ста­новится неизбежным. К таким условиям, по его мнению, относятся: усиление несправедливости в распределении со­циальных благ до некоего критического уровня; полное осознание подчиненными классами своих интересов («клас­совое самосознание»); создание ими революционной по­литической организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...