Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование Государственного комитета по труду и занятости Псковской области

 

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

1) трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового Кодекса РФ, иных Федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

2) иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

3) указами Президента РФ;

4) постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

5) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;

6) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [2].

Деятельность Государственного комитета по труду и занятости населения Псковской области основывается на:

Конституции РФ, в которой заложены основы трудового законодательства, в соответствии со ст.37 Конституции РФ:

Труд свободен.

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию"

Принудительный труд запрещен

Основополагающий принцип охраны труда сформулирован в ст.37 п.3 Конституции РФ: " каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены", "каждый имеет право на отдых".

Трудовом Кодексе РФ, который является тем федеральным законом, который осуществляет правовое регулирование трудовых отношений, в том числе в сфере охраны труда.

ФЗ № 1032-1 от 19 апреля 1991г. "О занятости населения в Российской Федерации". Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Закон состоит из следующих глав:

I Общие положения, которая раскрывает сущность понятий: занятость, занятые граждане, подходящая и неподходящая работа; определяет порядок и условия признания граждан безработными, законодательство РФ о занятости населения, полномочия федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения;

В соответствии со ст.5 ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г. государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

II Права граждан в области занятости, среди которых: право на выбор места работы; право на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости; право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

III Гарантии государства в области занятости. Гарантиираспространяются на граждан РФ, безработных граждан и отдельные категории населения. В соответствии со ст.12 ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г, гражданам РФ гарантируются:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

IV Регулирование и организация занятости населения, где описаны механизмы регулирования занятости населения, условия профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, организация общественных работ; определены направления деятельности федеральных государственных служб занятости, источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения; установлена государственная статистическая отчетность, приоритетное право привлечения иностранной рабочей силы, участие профессиональных союзов и иных органов в содействии занятости населения.

V Участие работодателей в обеспечении занятости населения, которая включает в себя основание содействия работодателей в обеспечении занятости населения, права работодателей.

VI Социальные гарантии и компенсации, где определены условия, сроки, размеры выплачиваемых пособий.

VII Контроль за исполнением настоящего закона и ответственность за его нарушении, где указано, что контрольные функции за исполнением настоящего Закона возложены на федеральные органы исполнительной власти.

Постановлении Правительства РФ  от 22 декабря 2006 года N 783;

Постановлении от 31 декабря 2008 г. N 1099 "Об установлении на 2009 год допустимой доли иностранных работников";

Постановлении Администрации Псковской области от 26 декабря 2006 года N 538;

Нормативные правовые акты субъектов РФ предоставляют более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящие к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечиваются за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлении Минтруда РФ от 14.06.2001 № 48 " Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно".

Приказе от 7 июня 2007 года № 400 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда".

Приказе от 7 июня 2007 года № 401 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ".

Приказе от 13 июня 2007 года № 415 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации".

Приказе от 28 июня 2007 года № 449 " Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые".

Приказе от 30 ноября 2006 года № 819 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".

Приказе от 3 июля 2006 года №513 об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 815 от 29 декабря 2007 года "О порядке ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения" и т.д.

Обязательным нормативно-правовым актом центров занятости населения, как государственных учреждений, является Устав, где определены:

основные задачи;

функции;

права центра занятости.

Основными задачами Центра занятости являются:

1) обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;

2) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;

3) участие в организации альтернативной гражданской службы.

Центр занятости осуществляет следующие функции:

регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;

оказывает следующие государственные услуги:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

информирование о положении на рынке труда;

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

организация проведения оплачиваемых общественных работ;

организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

содействие самозанятости безработных граждан;

выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;

содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализацию возложенных на него функций;

составляет и представляет на утверждение в территориальный орган проект сметы доходов и расходов Центра занятости;

обобщает практику применения законодательства о занятости, альтернативной гражданской службе, трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию;

формирует предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, альтернативной гражданской службе, содержанию Центра занятости;

формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения;

подготавливает и представляет в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в территориальный орган о деятельности Центра занятости;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;

осуществляет профессиональную подготовку работников Центра занятости, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.

Центр занятости в целях реализации своих функций имеет право:

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости;

быть получателем бюджетных и иных средств, распоряжаться полученными финансовыми средствами в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов;

взаимодействовать на договорной основе с физическими и юридическими лицами, участвующими в реализации мероприятий по содействию занятости населения;

входить в состав координационных комитетов содействия занятости населения, других общественных и консультационных органов, связанных с деятельностью Центра занятости;

оказывать работодателям платные услуги в установленном законодательством порядке.

Нормативно-правовая база в сфере труда и занятости населения достаточно широка, она охватывает все уровни государственного управления. Казалось бы, имея такую слаженную систему, в социальной сфере не должно быть тяжелых проблем: низкий уровень жизни населения, безработица, но в современных условиях решить быстро эти проблемы нельзя. Экономика государства переживает тяжелое состояние, в таких условиях политика не может быть сильной. Ведущее место в социальной политике отводится решению проблем занятости. Однако не все безработное население спешит воспользоваться услугами Центров занятости населения, так как обслуживание населения ведется очень медленно, в эпоху кризиса ожидание ищущего работу не оправдывается.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...