Глава 4. Методы, инструменты и направления государственного управления в сфере труда и занятости
Методы государственного управления - способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей. В сфере труда и занятости используются следующие методы: убеждение, принуждение, правовые акты управления. Правовые акты управления - это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти. Правовой акт управления - это официальное подзаконное решение принятое органами исполнительной власти в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия. Инструментами государственного управления здесь выступают: Указа президента, распоряжения президента. Постановления распоряжения правительства. Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров. Постановления государственных комитетов · Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров. Естественно, что система методов и конкретных мер государственного регулирования занятости, как и сами целевые установки политики занятости не остаются неизменными. Они во многом зависят от господствующих в обществе экономических воззрений, а также уровня социально-экономического развития страны. Российское законодательство о труде закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, устанавливает государственные гарантии их соблюдения и защиты, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений. В частности, предусмотрены:
участие Правительства РФ вместе с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей в качестве сторон генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений; участие работников в управлении организацией и в ее прибыли; основные государственные гарантии по оплате труда работников; нормирование труда и обеспечение нормальных условий работы, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства. Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Последовательное осуществление политики предполагает переход к "субсидиарно-страховой" модели социальной политики [7, с.276]. Необходимы усилия государственного регулирования трудовых отношений, особенно за пределами бюджетной сферы. К направлениям государственного регулирования социально-трудовой сферы можно отнести: формирование правовой базы трудовых отношений; налаживание социального партнерства; снижение налогового бремени на фонд заработной платы; выработку рекомендательных принципов организации заработной платы на предприятии. Сущность активной политики состоит в создании условий для высокого и стабильного уровня занятости путем стимулирования спроса и предложения труда. Она нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения и переподготовки, содействия развитию нетрадиционных форм занятости и исходит из того, что нормальный здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения себя и своей семьи и ответственность за его личное и семейное благосостояние лежит в первую очередь на нем самом, а государство выступает в этом случае как посредник, который предоставляет ему возможность занятости в той или иной сфере деятельности.
Службы занятости в этом случае призваны активно содействовать трудоустройству незанятых. В частности, выплата пособий безработным обуславливается осуществлением ими активных действий по повышению пригодности для рынка труда. Социальная поддержка безработных - это по существу постоянное направление политики занятости. Российская экономика находится на таком этапе, при котором необходимо улучшение использования квалифицированных кадров, сохранении и обновлении их состава, росте эффективности труда. Несомненно, что проблема безработицы, особенно в региональном разрезе, сохраняет свою актуальность, но не она должна определять особенности политики занятости в годы выхода из кризиса и начала экономического роста. По мнению многих исследователей, в настоящее время в нашей стране не проводится эффективной политики занятости как на уровне государства в целом, так на уровне его территориальных образований. Недостаточное реформирование трудовой сферы способствует медленному обновлению и сохранению большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, чрезмерно высокому предложению рабочей силы, ориентации значительного числа трудоспособных граждан на стабильное рабочее место даже при низкой и несвоевременной выдаче заработной платы. Необходимо усилить те элементы государственного регулирования социально-трудовой сферы, которые ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование активного и конкурентоспособного работника. Заключение
В настоящее время Россия переживает переломный момент в своем социально-экономическом развитии. Можно выделить следующие наиболее важные негативные процессы в социальной области, которые предстоит преодолеть: падение оплаты труда; бедность и нищета значительной части населения; социальная поляризация общества; безработица; ухудшение здоровья людей; ухудшение социальной защиты населения нуждающихся слоев населения; деградация значительной части социальной инфраструктуры.
Условием повышения платежеспособности населения, а следовательно, снижения нагрузки на бюджет, развития рынка социальных услуг, то есть реализации как субсидиарного, так и страхового принципа модели социальной политики является реформа заработной платы в сторону ее повышения [7, с.277]. Реформа заработной платы включает следующие элементы: 1) перенесение в фонд заработной платы части средств, аккумулированных до сих пор в государственном бюджете и внебюджетных фондах, для финансирования социальных задач с тем, чтобы дать возможность населению непосредственно оплачивать некоторые социально значимые услуги. 2) осуществление мер, обеспечивающих соответствие заработной платы уровню и динамике производительности труда. 3) регулирование межотраслевых и территориальных различий в заработной плате. 4) регулирование соотношения заработной платы руководителей предприятий со средней заработной платой на предприятии. Источниками повышения заработной платы могут быть: увеличение доли работников в создаваемом продукте, отражающей соотношение между прибавочным и необходимым продуктом; контроль за бюджетными средствами; выведение капиталов и доходов из тени; блокирование оттока капитала за границу [11]. Ведущее место в социальной политике отводится решению проблем занятости. Главными направлениями политики занятости на современном этапе являются: 1) Взаимоувязанное и синхронизированное осуществление двух процессов - постепенного высвобождения излишков рабочей силы на предприятиях с целью повышения эффективности использования трудового потенциала страны и, с другой стороны, создание новых рабочих мест в масштабах, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в трудовой деятельности. 2) Обеспечение соответствия профессионально-квалификационной структуры работников потребностям рынка труда, включая переквалификацию высвобождаемых работников, предотвращение реального дефицита рабочей силы, который может блокировать расширение производства.
3) программирование и осуществление крупномасштабных мер по реструктуризации занятости в связи с санацией или свертыванием неперспективных производств, восстановлением профессионально-квалификационных пробелов в составе работников промышленности и т.д. 4) Мониторинг рынка труда и обеспечение адекватного реагирования политики занятости на сдвиги в этом рынке. Среди соответствующих рычагов государственной политики занятости главное место занимает создание макроэкономических, правовых, кредитных и иных условий, стимулирующих частное предпринимательство и самозанятость населения. Меньшую роль играют такие меры, как расширение государственных капиталовложений в новые рабочие места и административные запреты высвобождения работников. Большое внимание необходимо уделять специальным мерам по обеспечению занятости в регионах. Правильное определение приоритетов в социальной политике на каждом этапе - важное условие успешного развития общества. Коренное решение проблем трудовых отношений включает комплексную реформу всего законодательства, связанного с социальными льготами и гарантиями. В этой области возможна реализация следующих мер: существенное повышение роли договорного регулирования трудовых отношений, увеличение свободы действий сторон в определении содержания трудового договора и коллективных соглашений; расширение возможности заключения срочных трудовых договоров в интересах сторон трудовых отношений при гарантии от принуждения к заключению таковых и введении компенсаций за досрочное расторжение срочного трудового договора; расширение прав работодателя по расторжению трудового договора, при этом важно, чтобы оно было объективным и обоснованным, а увольнению должны предшествовать консультации с представительным органом работников; снижение финансового бремени на работодателя по выплате выходных пособий на время трудоустройства уволенных работников, облегчение административных процедур, связанных с увольнениями по экономическим причинам; профсоюзы и иные представители работников должны иметь право на консультации по всем существенным для работников вопросам деятельности организации, а также возможность участвовать в управлении организацией путем заключения коллективного договора; государство должно взять на себя финансирование общественно значимых льгот и гарантий для работников и т.д. Социальное партнерство опирается на четко отлаженный механизм взаимодействия его участников: работников, работодателей и государства. Такая система трехсторонних социально-трудовых отношений - "трипартизм" - позволяет преодолеть серьёзные социальные конфликты, создавая основу для устойчивого развития экономики.
В российских условиях важно четко определить ответственность в отношении социальных гарантий как федерального государства, так и субъектов федерации, повышая роль последних. Субъекты не должны иметь права понижать централизованно установленную планку в системе социальных гарантий, но могут за счет своих ресурсов расширить льготы и компенсации. Важным направлением социального партнерства является регулирование оплаты труда. Цель мероприятий - создание механизма рыночного регулирования заработной платы, формирующего его как цену рабочей силы на рынке труда и одновременно обеспечивающего оптимальное сочетание интересов работодателей и работников. Вопросы социального партнерства должны освещаться не только в Трудовом Кодексе РФ. Они должны быть представлены во всей полноте. Таким образом, условием разработки и реализации эффективной социальной политики является реалистичный и комплексный анализ социальной, экономической и политической ситуации в стране. Чем эффективнее будет государственное управление в сфере труда и занятости, тем успешнее будет общество. Список используемой литературы
1. Конституция РФ. - М.: Эксмо, 2007. - 64с. 2. ТК РФ - М.: "Мартин", 2006. - 208с. 3. Федеральный закон №1031-1 ФЗ от 19 апреля 1991г. "О занятости населения в РФ" 4. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. №324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости". 5. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год" 6. Псковский статистический ежегодник: стат. сб. в двух томах, том первый - 223с. - Псковстат, 2008г. 7. Денисова И.П. Социальная политика: Учебник - Ростов н/Д: Феликс, 2007. - 347с. 8. Дидык М.Е. Система государственного управления: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феликс, 2007. - 350с. 9. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 639с. 10. Горизонты рынка труда // Человек и занятость. - № 15 (396) декабрь 2007 г. 11. Куликов В.В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журнал, 2000. №1 12. www.kremlin.ru - официальный сайт Президента РФ 13. www.rostrud. info - официальный сайт Роструда Приложения
Приложение №1 Структура Государственного комитета по труду и занятости населения Псковской области Приложение №2 Перечень Государственных учреждений центров занятости населения Псковской области: Управление по труду и занятости Главного государственного управления социального развития Псковской области; ГУ ЦЗН Бежаницкого района; ГУ ЦЗН г. Великие Луки; ГУ ЦЗН Великолукского района; ГУ ЦЗН Гдовского района; ГУ ЦЗН Дедовичского района; ГУ ЦЗН Дновского района; ГУ ЦЗН Красногородского района; ГУ ЦЗН Куньинского района; ГУ ЦЗН Локнянского района; ГУ ЦЗН Невельского района; ГУ ЦЗН Новоржевского района; ГУ ЦЗН Новосокольнического района; ГУ ЦЗН Опочецкого района; ГУ ЦЗН Островского района; ГУ ЦЗН Палкинского района; ГУ ЦЗН Печорского района; ГУ ЦЗН Плюсского района; ГУ ЦЗН Порховского района; ГУ ЦЗН г. Пскова; ГУ ЦЗН Пустошкинского района; ГУ ЦЗН Пушкиногорского района; ГУ ЦЗН Пыталовского района; ГУ ЦЗН Себежского района; ГУ ЦЗН Стругокрасненского района; ГУ ЦЗН Усвятского района. Приложение №3
Рис.1
Рис.2
Рис.3 Приложение №4
Приложение №5 Схема 1:
Схема 2:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|