Американо-пакистанское военное соглашение
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Глава III КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА (Мишин А.А. Парламент республики Индия. – М.: Изд-во МГУ, 1961. – С. 62-69) Современные буржуазные парламенты с точкизренияобъема их компетенции можно подразделить на три группы. К первой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституция устанавливает точный перечень вопросов, являющихся объектами их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границу их полномочий, так как в противном случае суды могут признать подобный закон антиконституционным и лишить его обязательной силы, Типичными примерами парламентов с абсолютно определенной компетенцией являются Конгресс США и парламент V Республики во Франции. Ко второй группе следует отнести парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, то есть парламенты, имеющие неограниченные полномочия и располагающие правом издавать законы по любому вопросу, равно как принимать к своему производству и решать любой государственный вопрос. Так, например, парламенты Великобритании и Новой Зеландии юридически могут сделать все. Это не нарушает, конечно, общей закономерности, состоящей в том, что все буржуазные парламенты контролируются правительствами. Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Наиболее ярким представителем таких парламентов является индийский, по образцу которого построены и некоторые другие (парламент Малайи и т. д.). Конституция Индии устанавливает три сферы полномочий, строго определяя границы каждой из них. Этот вопрос регулируется ст. 246 конституции и седьмым приложением к ней (см. приложение к настоящей работе).
В первую сферу полномочий входят вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Союза, по которым может законодательствовать только союзный парламент (С. 62-63). Все эти вопросы перечислены в перечне первом приложения седьмого. Вторую сферу полномочий составляют вопросы, отнесенные к компетенции штатов. Однако эта сфера не носит исключительного характера, так как в условиях чрезвычайного положения союзный парламент может принимать законы по любому вопросу, содержащемуся в перечне втором приложения седьмого. Распределение компетенции между Союзом и штатами, являющееся, непреложным условием федеративной формы государственного устройства, перестает существовать тотчас после издания президентской прокламация о введении чрезвычайного положения, в результате чего Индия превращается в унитарное государство. А. Д. Пант пишет: «Во время действия прокламации о чрезвычайном положении индийский парламент работает как верховный законодательный орган унитарного государства, а все вопросы, содержащиеся в «State List» (то есть в перечне вопросов, отнесенных к компетенции штатов.— А. М.), входят в сферу законодательной власти парламента». Третью сферу компетенции составляют вопросы, отнесенные к совместной компетенции Союза и штатов (эти вопросы содержатся в перечне третьем приложения седьмого). По всем этим вопросам может законодательствоватькак союзный парламент, так и легислатуры штатов, но в случае коллизии законов приоритет остается за законом Союза. Что касается тех вопросов, которые не предусмотрены ни одним из трех перечней приложения седьмого, то, все они отнесены к компетенции союзного парламента. Таким образом, индийский парламент не является всемогущим, подобно Палате общин Великобритании, и не ограничен жесткими конституционными рамками, подобно Конгрессу США. Пределы его компетенции подвижны, относительны.
Парламент Индии осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: законодательство, финансы и контроль над правительством. Выше уже указывалось, что парламент не является независимым законодательным органом, так как вся его деятельность контролируется и направляется кабинетом. Анализируя законодательную деятельность парламента, Д. С. Шарма приходит к следующему выводу: «Более того, в современных условиях именно кабинет осуществляет законодательную власть» (С. 63-64). Другой депутат индийского парламента д-рН. Б. Карэвысказывается по этому вопросу не менее определенно: «Несомненно, в конституционной теории парламент обладает верховенством. Но практически это верховенство обусловливается тем фактом, что кабинет, контролирующий большинство в парламенте, доминирует над ним». Подобный разрыв между конституционным статусом и фактическим положением типичен для всех без исключения буржуазных парламентов. Гарольд Ласки, апостол и теоретик парламентарной демократии, так писал о «матери всех парламентов» — английской Палате общин, по образцу которой построен индийский парламент: «Палата общин является лишь формальной законодательной ассамблеей; в этом смысле ее основное дело состоит в том, чтобы действовать как орган, регистрирующий решения кабинета... В основном законодательство осуществляется в Уайтхолле,а не в Вестминстере». Остается добавить, что в старых парламентарных демократиях слабость парламента давно перестала быть объектом критики, так как ее (эту слабость) провозгласили основным принципом названной демократии. В Индии, по-видимому, к этому еще не привыкли. По конституции никакие расходы не могут быть произведены без санкции парламента, но, как уже говорилось, вся законодательная инициатива по финансовым вопросам исходит лишь от правительства. Что касается контроля над финансовой деятельностью, то парламент по букве основного закона осуществляет его в двух формах. Предварительный контроль — обсуждение и принятие финансовых предложений, изучение ежегодного бюджета. Эта функция возложена на комитет бюджетных предположений. Последующий контроль — изучение ежегодных отчетов правительственных ведомств и исполнения ими бюджетных смет. Этим занимается комитет публичных отчетов.
Наиболее интересную сферу деятельности парламента составляет контроль над правительством, осуществляемый порой в оригинальных формах. Согласно Конституции правительство несет ответственность перед Народной палатой, которая может свергнуть его, выразив вотум недоверия (С. 64-65). Однако при наличии прочного и дисциплинированного конгрессистского большинства в нижней палате (перед Советом штатов правительство не несет ответственности) об отказе в доверии правительству не может быть и речи. Индия пока не знала правительственных кризисов. В Индии существуют различные формы критики повседневной деятельности правительства, которые используются оппозицией. Одной из них, пожалуй самой важнейшей, являются вопросы депутатов министрам, на которые последние должны дать ответы. Каждое заседание начинается с «часа вопросов», в ходе которого депутаты задают вопросы, обращенные к правительству. Но не на все заданные вопросы даются ответы. В правилах процедуры содержатся 22 условия допустимости. Окончательное решение, как всегда, выносится спикером. Имена депутатов, задавших вопросы, соответствующие указанным условиям, а также содержание самих вопросов заносятся в «Перечень вопросов, внесенных в Народной палате». Вот как выглядит этот перечень: Народная палата Вопросы для устных ответов, внесенные на заседании Народной палаты Понедельник, 8 марта 1954г. Американо-пакистанское военное соглашение 746. Лакшман Сингх Ч а р а к. Не будет ли премьер-министр любезен сообщить, имеется ли какое-нибудь различие в нормальном передвижении людей из Пакистана в Индию и vice versa со времени появления в прессе сообщения о переговорах между США и Пакистаном о военном союзе?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|