Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фитнес как инструмент физического воспитания




На сегодняшний день комплекс задач, решаемых средствами фитнеса, включает в себя:

- гармоничное физическое, духовное и интеллектуальное развитие человека путем комплексного воздействия на, дыхательную и нервную системы организма и моторику тела;

- помощь в самореализации и самопознании путем занятий физическими упражнениями;

- свободный выбор в соответствии с личными предпочтениями организационной формы и вида занятий;

- совершенствование жизненно-важных двигательных навыков и умений;

- повышение к систематическим занятиям физическими упражнениями интереса студентов;

- формирование знаний и навыков о здоровом образе жизни;

- развитие креативности и эстетических способностей путем реализации взаимосвязи с видами искусства, например, музыка и танец, с различными направлениями фитнеса;

- формирование положительного эмоционального и психологического настроя созданием танцевальной и игровой направленности занятий путем использования музыкального сопровождения.

 

Многообразие фитнес - программ не означает произвольности построения. Основным принципам физического воспитания должно соответствовать использование различных видов двигательной активности в каждом направлении. Какой бы оригинальной ни была фитнес - программа, в ее структуре обязательно присутствуют следующие компоненты:

- разминка;

- аэробная часть;

- силовая часть;

- часть развития гибкости (стретчинг);

- восстановительная (заключительная) часть.

 

Приведенная обобщенная структура программы может  быть подвергнута изменениям в зависимости от целевой направленности тренировок, уровня физической подготовленности занимающихся и других факторов. Например, в программах, основанных на оздоровительных видах фитнесса, различают восемь целевых блоков (компонентов):

1. подводящий (подготовка организма к выполнению упражнений);

2. танцевально - хореографический (реализация эстетических установок, мотивов и развитие координационных способностей);

3. аэробный (развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма);

4. корректирующий (коррекция фигуры посредством упражнений силового характера);

5. дополнительный (развитие гибкости, ловкости и вестибулярной устойчивости);

6. профилактический (профилактика различных заболеваний);

7. произвольный (развитие музыкальных и ритмических способностей);

8. релаксационный (снятие напряжения, восстановление после занятий и расслабление).

Сбалансированная и полная фитнес программа включает в себя четыре вида упражнений:

- упражнения для тренировки сердечно-сосудистой системы (аэробные упражнения);

- упражнения на развитие выносливости и силы мышц;

- упражнения на развитие гибкости (стретчинг);

- упражнения на расслабление.

Структура занятия по аэробике состоит из разминки в специальной и общей части. В общей части выполняются упражнения на суставы и большие группы мышц. Специальная часть разминки направлена на те группы мышц и связок, которые принимают на себя основную нагрузку во время предстоящей тренировки. Упражнения, включаемые в разминку,              учитывают предстоящую деятельность в основной части тренировки.

Подготовительная часть состоит из несложных в координационном плане движений, выполняемых с низкой амплитудой. Разминка включает в себя простые базовые движения, такие как шаги, приставные шаги с различными движениями рук и модификации различных шагов. При проведении разминки следует применять упражнения низкой ударной нагрузки.

Интенсивность разминки должна снижается в период выполнения упражнений на растяжку (стретчинга), при этом важность использования упражнений, растягивающих основные группы мышц, на которые во время основной части занятия ложиться основная нагрузка, объясняется необходимостью защиты мышц и суставов от возможных травм.

При проведения стретчинговой части разминки необходимо основное внимание уделять технически правильному выполнению упражнения и «прочувствованию» растягивания мышцы, для которой принято данное положение.

В подготовительной части занятия применяются основные движения стретчинга, выполняющиеся в быстром режиме и позволяющие предупредить травмы и разрывы мышц. Поэтому нельзя использовать резкие, рывковые движения, необходимо плавное растяжение мышечных волокон с небольшой амплитудой. В позициях стретчинга следует свести к возможному минимуму силовую нагрузку на части тела, которые принимают непосредственное участие в сохранении позы, используя перемещение общего центра массы (ОЦМ) тела.

Основная часть занятия, как правило, содержит два основных направления - аэробную и силовую тренировки. Аэробная часть занятия является основной составляющей тренировки. Длительность аэробной части, в основном, составляет 15-20 минут (в зависимости от целей тренировки). Основными целями аэробной части занятия могут быть: поддержание или воспитание выносливости и развитие координационных способностей. Аэробную часть можно разделить на 3 основных периода: этап постепенного повышения интенсивности до целевых показателей (от 3 до 7 мин.); этап удержания целевых показателей интенсивности (до 15-20 минут) и этап снижения целевых показателей интенсивности.

Существует взаимосвязь особенностей техники и параметров интенсивности:

– низкая интенсивность характеризуется выполнением движений с низкой амплитудой и небольшим сопротивлением при использовании сверх низкой ударной нагрузки. ЧСС рабочая составляет 60-75%, ЧСС максимальная - 120-148 уд./мин.;

– средняя интенсивность характеризуется выполнением среднеамплитудных движений при использовании высоко ударной нагрузки с большой амплитудой. ЧСС рабочая - 65-85%, ЧСС максимальная - 136-168 уд/мин.;

– высокая интенсивность обосновывается выполнением движений с большой амплитудой, большим сопротивлением или скоростью при использовании высоко ударной нагрузки. ЧСС - 75-100%, ЧСС максимальная - 136-168 уд./мин.

Период постепенного увеличения интенсивности до целевых показателей включает в себя набор движений, выполняемых с определенной интенсивностью, постепенно возрастающей до необходимых параметров. В данном периоде часто используют упражнения сложнокоординационного характера, т.к. организм хорошо подготовлен к восприятию движений, воздействующих на координацию, и еще не утомлен предстоящей нагрузкой.

В зависимости от цели, в период удержания целевых показателей интенсивности используют средства управления и движения, которые позволяют удерживать показатели без значительных колебаний в одну или другую сторону на заданной величине. Одновременно, не смотря на высокую нагрузку и длительность этой части, необходимо поддерживать интерес занимающихся. Для этого, применяя различные формы построения занятий, чаще всего используют поточный метод проведения упражнений, которая включает в себя создание под различные музыкальные произведения программы конкретных движений (хореография класса), формирование движений в блоки (блоковая хореография), использование коротких связок движений («бэйс» хореография) и их постоянной трансформации, применение свободно модифицированных упражнений в соответствии с музыкальным сопровождением и объединение (смешивание) различных форм хореографии для решения задач (свободная хореография). Весь данный этап аэробной нагрузки проводится только для одной цели – удержанию заданной интенсивности, достигаемое при помощи средств регулирования координации и интенсивности при использовании различных хореографических форм построения занятий.

Заключительная часть тренировок носит восстановительную функцию. Для устранения общей и психомоторной напряженности нужно использовать упражнения на растягивание и расслабление мышц. Продолжительность заключительной части не регламентирована и может варьироваться в зависимости от степени утомления занимающихся. Ограничением заключительной части является лимит времени, установленный на занятие в целом. В стандартном тренировочном занятии аэробикой длительность заключительной части составляет 5-7 минут, при использовании упражнений на развитие гибкости, способствующих также развитию координации движений. Упражнения стретчинга должны выполняться из различных положений в статическом режиме под спокойную, медленную музыку и быть направлены своим воздействием на мышцы, которые активно участвовали в физически тяжелой части тренировки. Заключительная часть стретчинга должна способствовать восстановлению организма после интенсивной аэробной нагрузки, а также содействовать быстрому переходу для выполнения специальных технико-тактических действий или работы с мячами.

Также следует обращать внимание на музыкальное сопровождение, так как оно способно изменять показатель интенсивности, благодаря которому появляется возможность регулирования нагрузки в зависимости от уровня физической подготовки занимающихся.

 

Вывод: фитнес – тренировки являются одними из главных двигательных программ, позволяющих поддерживать физическое здоровье человека. Главными качествами, на развитие которых направлен фитнес, являются выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, физическая сила и др. при грамотном построении программы занятий возможен сильный прогресс в отношении здоровья и внешней красоты человека.


 

Заключение

С каждым годом фитнес завоевывает все большую популярность не только в России, но и по всему миру. Это неудивительно, ведь фитнес способствует совершенствованию физических способностей, оздоровлению организма и улучшению психического состояния.

Фитнес способствует повышению общей аэробной выносливости (развитию способности к длительному выполнению монотонной физической работы) и силовой выносливости (развитие способности противостоять утомлению).

Занятия фитнесом способствуют комплексно восстановить и поддерживать здоровье, дополнительно привлекая правильное питание, индивидуальные программы физических нагрузок и очищения организма, поэтому положительное значение фитнеса трудно переоценить. Недаром сейчас глобальные правительственные программы в разных странах направлены на внедрение фитнеса в школьные и студенческие программы, а также в обычную повседневную жизнь населения.


 

Список литературы

1. Ашкинази С.М. Физическая культура, обучение и здоровье (основы самостоятельной тренировки студентов вузов): учеб. пособ. / С.М. Ашкинази, М.М. Бобров, И.А. Воронов. - СПбГУП, 2008. - 143 с.

2. Давыдов В.Ю. Новые фитнес-программы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь): учеб. пособ. / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова. - Волгоград, 2005. - 284 с.

3. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы / Т.С. Лисицкая - М.: Просвещение - Владос. 1994. - 96 с.

4. Никифорова С.А. Интегративные занятия аэробикой как средство формирования здорового стиля жизни студенческой молодежи: автореф. дис. канд. пед. наук. / Никифорова С.А. - Тюмень, 2008. - 22 с.

5. Федякина Л.К. Анализ исследований по совершенствованию процесса физического воспитания студентов вузов // Физическое воспитание студентов / ХХПИ. - Харьков, 2010. - № 2. - С. 119 - 123.

6. Шамардин А.И. Оздоровительный фитнес для детей и взрослых: учеб.-метод. пособ. – Волгоград, 2009. – 135 с.

7. Курмаева Е.В. Фитнес-программы как средство формирования физической культуры личности студентов [Электронный ресурс]

 URL: http://lib.sportedu.ru/Press/FVS/2013N1/p37-39.htm (дата обращения 20.04.2015)

8. Макарова Н.В. Виды фитнеса как средство совершенствования физического развития [Электронный ресурс]

URL: http://www.festival.1september.ru/articles/608239 (дата обращения 19.04.2015)

9. Максимович В.А., Коледа В.А., Городилин С.К. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности [Электронный ресурс]

URL: http://ebooks.grsu.by/fisical_training/7-1-obshchaya-kharakteristika-fitnesa-kak-sredstva-fizicheskogo-vospitaniya.htm (дата обращения 19.04.2015)

10. Фитнес. Активный, здоровый образ жизни [Электронный ресурс]

URL: http://www.fiziolive.ru/html/fitnes/index-fitnes.htm (дата обращения 20.04.2015)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...