Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическая культура в период развитого феодализма. Рыцарская система физического воспитания




 

Приблизительно к IX в. в Западной Европе полностью утвердились феодальные отношения. К этому же времени была сформирована система военно-физической подготовки лиц привилегированного сословия - так называемая рыцарская система воспитания.

Эта система, состоящая из семилетних циклов, была трёхступенчатой. Первые 7 лет жизни мальчик рос в своей семье. У ребёнка, конечно, были игры и забавы, но, как правило, только в среде сверстников «благородного сословия».

С 7 лет он становился пажом при дворе более высокопоставленного феодала. Этим он как бы поднимался на более высокую ступень общественной лестницы и в тоже время оказывался своеобразным заложником у господина (сюзерена) своих родителей. Он обучался различным военным упражнениям, верховой езде, плаванию, фехтованию, одновременно постигая все правила рыцарского этикета. В 14 лет мальчик переходил в разряд оруженосцев, сопровождал своего сюзерена в походах, помогал ему облачаться в доспехи. Он обязательно принимал участие в различных соревнованиях для оруженосцев, а иногда и сам участвовал в сражениях. В возрасте 21 года юноша торжественно посвящался в рыцарский сан. Старший сын в семье оставался при отце, становясь его наследником, а младшие должны были сами искать себе славы и богатства. Они пополняли отряды завоевателей, участников крестовых походов, а иногда просто занимались разбоем. По разным странам Западной Европы странствовали бродячие рыцари.

Став полноправным рыцарем, молодой человек продолжал упражняться в различных видах «рыцарских искусств» и периодически участвовал в соревнованиях рыцарей - турнирах. Эти соревнования не были регулярными, они носили эпизодический характер и проводились по случаю каких-либо знаменательных событий.

Вначале турниры имели вид групповых сражений тупым оружием, но позднее классической формой турнира стало единоборство, так называемый тьест. Рыцарь, сбитый с коня, считался проигравшим.

Кроме того, в быту феодалов были широко распространённы охота на диких животных и различные игры (например, в малый мяч - прообраз современного тенниса).

Некоторые физические упражнения рыцарского быта позднее вошли в арсенал средств физического воспитания и в Новое время. Среди них можно назвать различные упражнения на деревянном коне - прообразе коня гимнастического, а также приёмы фехтования, некоторые игры.

Позднее, когда было изобретено огнестрельное оружие (приблизительно в XIV в.), рыцарская система утратила своё значение и сами рыцари уступили первенство в военном деле стрелкам, т.е. пехоте. В это время из мелких, раздробленных княжеств постепенно образуются централизованные государства во главе с монархами, к которым и переходят на службу рыцари, образуя дворянское сословие.

Так возникла, сформировалась и, наконец, стала изживать себя система физического воспитания господствующего класса феодалов западной Европы.

Значительно интенсивнее развивалась физическая культура в средневековых городах. Развитие торговли и промышленности привело к росту старых и появлению новых городов, населённых ремесленниками и торговцами. Все они были выходцами из среды крестьян, по разным причинам освободившихся от крепостной зависимости.

Физическая культура в городах использовалась горожанами, прежде всего, как средство подготовки к защите от нападений феодалов-рыцарей. Обычно отряды странствующих рыцарей нападали на слабозащищенные города, грабили их, облагали тяжёлым налогом. Борьба с феодалами велась в интересах не только богатого купечества, владельцев мастерских, но и в интересах бедноты, которая тоже страдала от грабежей. Поэтому всё городское население принимало участие в этой борьбе.

В обучение городского ополчения входили элементы физической подготовки. Для защиты городов из числа его жителей создавались добровольные группы («братства») фехтовальщиков и стрелков, которые в определённые дни собирались для совместных тренировок и в случае военной тревоги выступали на защиту города со своим оружием.

Ещё большее значение для дальнейшего развития физической культуры имели различные празднества горожан, особенно в дни ярмарок. Именно здесь, в метании тяжёлого камня, а затем и ядра (когда появились пушки), в метании шахтёрами своего рабочего отбойного молота, в беге, в прыжках через препятствия, различных играх и физических упражнениях, складывались сначала договорные правила, отдельные для каждого соревнования, а затем и признанные всеми и навсегда. Так возникли правила современных спортивных соревнований.

Сначала такие соревнования носили чисто развлекательный характер и проводились обычно после рабочего дня, а впоследствии они стали устраиваться в специально отведенных для них дни. Физические упражнения и игры менялись, постоянно совершенствуясь. Так, например, футбол был когда-то зимней игрой английских крестьян. После сбора урожая на межу между землями двух деревень выносился мяч, и любое количество игроков с той и другой стороны гнало этот мяч на площадь противника. Никаких ограничений не было: можно было хватать противника за одежду, отталкивать его любым способом, лишь бы сильно ударить по мячу. В городе в эту игру уже играли представители разных городских кварталов, в которых, как правило, жили мастера одной профессии (кузнецы, кожевники и т. п.). Теперь уже мяч нужно было забросить в ворота чужого квартала в целях безопасности кроме городской стены и главных ворот каждый квартал имел свои стены и свои ворота. Только главная площадь в центре города была общей. Однако малая площадь для игры ограничивала чисто игроков с каждой стороны, а сама игра в центре города мешала городской жизни. Всё это заставило выделять площадки для игры за пределами городских стен и ставить на них условные ворота. Постепенно вводились правила, запрещающие грубые приёмы, и, наконец, футбол принял современный вид.

Некоторые соревнования были заимствованы из рыцарского быта, но проводились в комической форме. Поскольку рыцари были злейшими врагами горожан, не удивительно, что последние старались высмеять своих противников. Так, вместо коней горожане садились верхом на пустые бочки, а вместо копий старались столкнуть своего противника на землю длинной метлой. Вместо щита использовали корзины для сбора ягод.

Большой любовью горожан пользовались акробаты. Сначала это были канатоходцы, отсюда и слово акробат, т.е. «ходящий высоко». Любили горожане и всевозможные сложные прыжки, пирамиды и другие акробатические упражнения. Не удивительно, что в средние века было немало профессиональных акробатов, бродивших из одного города в другой. Иногда даже между ними проводились соревнования.

Так, например, в Венеции на главной площади города во время празднеств участники их строили гимнастические пирамиды, и приз получали те, кто построит наиболее высокую пирамиду. В некоторых городах соревновались и в акробатических прыжках.

Вместе с тем проводились и серьёзные соревнования по стрельбе из лука или арбалета, а позднее и из огнестрельного оружия. Соревновались горожане и в фехтовании (на тупом или специальном фехтовальном оружии).

Наиболее сильные, ловкие и удачливые люди пользовались большим уважением горожан. Молодёжь старалась подражать им. Позднее, когда спорт получил всеобщее признание, вспомнили и об упражнениях древних греков: метании диска, копья и других.

Возникли и новые виды спортивных упражнений. Многое вошло в спорт из практики конных соревнований, в частности существующий и сейчас бег с препятствиями. В основном же корни современного спорта уходят в народное творчество (сначала крестьян, а затем и горожан). В тех странах, где города получили наибольшее развитие, сложились и закрепились правила по различным видам спорта.

В отличии от более ранних эпох соревнования в средневековье носили чисто игровой характер. Участие в соревнованиях было делом совершенно добровольным. Соревнования не были связаны с мистической или религиозными обрядами, многие из них проводились даже в юмористической обстановке. По-видимому, тогда же появляется и слово «спорт».

физический воспитание феодализм кампанелла

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...