Физическая культура в период разложения феодализма. Учение гуманистов этого периода
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Последний период существования феодального строя характерен резким обострением присущих ему противоречий. С одной стороны, идёт дальнейшее усиление абсолютизма и крепостного права, с другой - вместе с быстрым развитием производства и торговли в недрах феодального общества зарождаются основы капиталистического строя. В этот период создаётся и национальная буржуазная культура многих народов. В основе развития физической культуры этого периода лежит борьба народных масс со средневековой дворянской и религиозной идеологией в воспитании. В средние века появилось и развилось учение гуманистов. Проводники этой новой идеологии - гуманисты - наибольшее внимание в области физического и духовного воспитания уделяли интересам самого человека. Свои убеждения в необходимости развивать новую культуру, в том числе и новую систему физического воспитания, они подкрепляли авторитетом античной науки. Следуя ей, они призывали возродить интерес к земной жизни и отказаться от средневекового аскетизма, устремления в загробный мир. Гуманисты были идеологами развивающейся буржуазии. Их взгляды на воспитание отражали стремление к знаниям и развитию духовных и физических сил. Основной идеей всех гуманистов этой эпохи было использование физического воспитания не только для военной подготовки, но и для укрепления здоровья и развития физических сил. Это была новая, прогрессивная идея. Тем не менее взгляды гуманистов были ограничены стремлением обеспечить человеку лишь его личное благополучие. Простому народу произведения гуманистов оставались недоступными, так как системы воспитания, предлагавшиеся ими, были рассчитаны на людей обеспеченных, а сами произведения были написаны, как правило, на латинском языке, не понятном простым людям.
Некоторые гуманисты пытались на практике осуществить свои идеи в области воспитания. Одним из них был итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446 гг.). Работая при дворе одного из итальянских феодалов, он организовал для детей правителя и его придворных школу нового типа, которую назвал «Дом радости». В этой школе поощрялась любознательность, активность и самостоятельность учеников. Зубрёжка была исключена. Применялись методы наглядного обучения. Впервые в учебный план школы введено было физическое воспитание. Значительное время отводилось для игр и различных физических упражнений. Детей обучали фехтованию, плаванию, верховой езде, соблюдению правил гигиены. Большую известность получил и французский писатель Франсуа Рабле (ок. 1494-1553 гг.). В своём фантастическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он высмеял схоластическую, средневековую систему воспитания и предложил свою. Он также требовал свободы мысли и действия, был противником заучивания богословских книг, считал, что процесс обучения должен быть приятным для ребёнка. Большое значение Рабле придавал физическому воспитанию. Для этой цели он предлагал соблюдать гигиенический режим, чередуя умственные занятия с физическими упражнениями. Кроме получивших уже известность физических упражнений древних греков он рекомендовал пользоваться играми и упражнениями, применявшимися в быту народа, среди крестьян и горожан. Не исключал он полезные упражнения и из дворянского быта. Бег, прыжки, метания, плавание, стрельба, фехтование, лазание, верховая езда, гребля, борьба, упражнения на известных в то время гимнастических снарядах, различные игры, прогулки, охота - всё должно быть использовано для физического воспитания детей. Заслугой Рабле является и то, что он в отличие от других гуманистов написал свой роман на французском языке, а не на латинском языке, к тому же в юмористическом духе. Благодаря этому его книга получила широкое распространение среди населения.
Среди гуманистов, выступающих с пропагандой физического воспитания, нужно назвать и французского философа Мишеля Монтеня (1533-1592 гг.). Мишель Монтень отстаивал естественное право человека на развитие своих умственных и физических сил. Как духовную, так и физическую стороны личности человека он считал равноценными частями целого. В своих афоризмах он сравнивал обе эти стороны с двумя лошадьми, запряжёнными в карету. Если одна из лошадей будет хромать, то, как бы ни рвалась вперёд здоровая лошадь, карета будет двигаться со скоростью, на которую способна хромая. Отсюда вытекает вывод, что только тот человек способен на наибольшие достижения в жизни, у которого обе стороны личности будут развиты полноценно. Как и все гуманисты этой эпохи, Монтень рекомендовал широко применять известные упражнения в беге, прыжках, метаниях, борьбе, фехтовании, верховой езде. В выборе средств физического воспитания расхождений между гуманистами не было. Не было их и в определении его целей. Различия были лишь в форме изложения своих взглядов и методах их пропаганды. Вершиной развития гуманистических идей следует считать деятельность великих утопистов - англичанина Томаса Мора (1478-1535 гг.) и итальянца Томазо Кампанеллы (1568-1639 гг.). Выступая с утопическими идеями о структуре общества будущего, о жизни людей в этом обществе, они писали, в частности, о воспитании в нём подрастающих поколений. Цели воспитания Мор и Кампанелла видели не в личном благополучии и успехах детей, а в их подготовке к служению обществу, т.е. в подготовке к трудовой деятельности и защите своей страны. Мор и Кампанелла изложили свои взгляды в фантастических произведениях: «Утопия» и «Город солнца». Утописты, несмотря на существенные недостатки своего учения, подняли теорию гуманизма в области воспитания на более высокую ступень. Учение гуманистов о том, что главной целью физического воспитания является укрепление здоровья, положило начало новому этапу развития научных основ этого воспитания.
К этому же периоду относится и появление первых учебников в этой области. Наиболее значительным из низ был труд итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606 гг.) «Об искусстве гимнастики». В этой работе автор писал почти все известные ему физические упражнения и изложил методику их применения. Сами упражнения он делил на три группы. К первой он отнёс упражнения, предназначенные для укрепления здоровья, которые, по его мнению, являются самыми важными физическими упражнениями. Во вторую группу он отнёс упражнения военные, которые нужны обществу, но не очень нужны для укрепления здоровья. Наконец, в третью группу он отнёс упражнения для подготовки к публичным выступлениям и соревнованиям. В этих упражнениях Меркуриалис не видел пользы. В целом его методика носила общеразвивающее и оздоровительное направление в физическом воспитании. Он не допускал больших напряжений и тем более переутомления. Труд его в течении 200 лет оставался одним из основных руководств по физическому воспитанию. Многое в развитие гуманистических идей в области воспитания внес выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), живший на рубеже средних веков и Нового времени. Коменский положил начало педагогической науке. Основным принципом своей педагогической системы он считал принцип природосообразности. Для правильного воспитания, по его мнению, нужно изучать природу и следовать её законам. Ребенок, лишенный подвижности, будет подобен животному, выросшему в клетке. Для полноценного развития личности прежде всего нужно укрепить свой организм. Тело человека - это не темница души, как говорили христианские проповедники, а жилище души. Только обладая крепким и здоровым телом, человек сможет развить все свои способности. Выдвинутый Коменским принцип природосообразности не утратил своего значения и в наши дни. Но если Коменский имел в виду лишь окружающую человека природу, то мы говорим и о природе самого человека. С этой целью изучается анатомия, физиология и ряд других наук, которые во времена Коменского только зарождались.
Так, голландский учёный Андреа Везалий (1514-1564 гг.) впервые описал строение человеческого тела. Английский учёный Уильям Гарвей (1578-1657 гг.) открыл законы кровообращения и тем самым положил начало науке физиологии. Ещё до этого значительные исследования в области биомеханики были сделаны выдающимся учёным и художником Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Таким образом, к началу XVII в. был создан довольно основательный фундамент для дальнейшего развития науки о физическом воспитании. Тем не менее, несмотря на развитие прогрессивных идей, организация физического воспитания в этот период была крайне ограничена в своих возможностях. Физическое воспитание имело место лишь в некоторых школах для детей привилегированных сословий, да и то проводилось без какой-либо системы. Некоторая часть дворянства воспитывала и обучала своих детей дома, приглашая учителей и гувернёров. В этих условиях детей иногда обучали фехтованию, верховой езде, танцам, разрешались игры. Иногда использовались гимнастические снаряды, упражнения на которых считались подводящими к обучению сложным приёмам верховой езды. Что же касается широких масс населения, то их уделом оставались народные игры и упражнения, бытовые соревнования, всякого рода развлечения, требующие проявления ловкости, силы, быстроты, выносливости. Во многом мешала развитию физической культуры христианская религия. Лишь в первой половине XVI в., когда даже среди церковников поднялась волна протеста против католической церкви, её обогащения, различных излишеств в просе богослужения, произошел раскол церкви. Изменилось и отношение церковников к физическому воспитанию. Реформаторы церкви Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли и их последователи считали физическое воспитание полезным делом, так как оно укрепляет силы человека и отвлекает молодых людей от дурных пороков. Католическая церковь по-своему использовала физическую культуру. Так, с помощью Ордена Иезуитов («Братья Иисуса») она готовила сильных духом и телом защитников католицизма. В школах иезуитов поощрялось развитие физических сил молодежи, но оно сочеталось с так называемой иезуитской моралью, согласно которой для достижения цели хороши все средства (шпионаж, доносы, физическое принуждение, моральное давление, оскорбление достоинства своих противников и т. п.). Позднее церковь начала широко использовать физическое воспитание и спорт для усиления своего влияния на молодёжь. Строились спортивные сооружения и даже готовились кадры руководителей, соответствующие интересам церкви.
ВЫВОДЫ
Физическая культура при феодальном строе, как и при рабовладельческом, носила классовый характер. Господствующие классы, подчиняя её своим интересам, решали задачи военной подготовки. Несмотря на крепостной гнет, народные массы все шире использовали физическую культуру. Поскольку у крестьян была личная заинтересованность в результатах своего труда, они применяли физическое воспитание не только для военной подготовки, но и для подготовки к труду. Феодальный строй в последний период своего существования был удобной почвой для вызревания буржуазной культуры. В результате к периоду первых побед капитализма мы уже видим значительное развитие буржуазной физической культуры, тогда как феодальная физическая культура после крушения рабовладельческого строя лишь начинала развиваться. В последний период существования феодализма возникают гуманистические теории о воспитании вообще и физическом воспитании в частности, сыгравшие значительную роль в дальнейшем развитии физической культуры народных масс. Тем не менее благоприятных условий для развития физической культуры народных слоев было недостаточно. Она продолжала развиваться лишь в народном быту, причем некоторые ее формы послужили прообразами современных спортивных упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История физической культуры и спорта: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./Под ред.. В. В. Столбова.-М.: Физкультура и спорт, 1983. . История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца 18 века: Хрестоматия. - М. ФиС, 1940. . Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. Свенгер. М.: Радуга, 1982. . Алексеев В. А. «Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986. . Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. - М.: ФиС,1985.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|