Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановительные мероприятия




Для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ, с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей юного спортсмена применяется широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) в соответствии с методическими рекомендациями.

На этапе начальной подготовки 1-3 года обучения восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим и медико-биологическим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня и питания, витаминизацию организма.

Учебно-тренировочный этап (до 2 лет обучения) - восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепен­ным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагру­зок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим сред­ствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и питание. Витаминизация.

Учебно-тренировочный этап (свыше 2 лет обучения) - основными являются педагогические средства восстановления, т.е. рациональ­ное

построение тренировки и соответствие ее объема и интенсивно­сти функциональному состоянию организма спортсмена; необходи­мо оптимальное соотношение нагрузок и отдыха как в отдельном тренировочном занятии, так и на этапах годичного цикла. Гигие­нические средства восстановления используются те же, что и для учебно-тренировочных групп 1-2 года обучения.

Из психологических средств, обеспечивающих устойчивость пси­хического состояния юных спортсменов при подготовке и участии в соревнованиях, используются педагогические методы: внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы.

Из медико-биологических средств восстановления: витаминиза­ция, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская пар­ная баня и сауна.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

В данном разделе приводится примерный план теоретической подготовки учащихся, который должен содержать минимум необходимых знаний.

 

Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в группах спортивно- оздоровительных и начальной подготовки 1-го года обучения

  Тема   Содержание Кол-во часов
1. Физическая культура и спорт Физическая культура как часть общей культуры общества. Ее значение для укрепления здоровья, всестороннего физического развития, подготовки к труду и защите Родины 0,5
2. Краткий обзор развития самбо История создания самбо. Сведения о развитии самбо в МОДЮСШ. Лучшие спортсмены школы. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях  
3. Краткие сведения о строении и функциях организма Скелет человека. Форма костей. Суставы. Мышцы. Связочный аппарат. Деятельность мышц. Прикрепление мышц к костям.  
4. Общие понятия о гигиене Гигиенические требования к занимающимся. Личная гигиена. Гигиена мест занятий. Предупреждение травм. Причина травм.  
5. Основы техники безопасности. Места занятий. Оборудование и инвентарь. Техника безопасности на занятиях в зале. Правила поведения в раздевалке и фойе МОДЮСШ. Техника безопасности на водоемах. Правила поведения при угрозе террактов. Правила поведения при угрозе пожара. Оборудование зала и инвентарь. Форма самбиста.  
6. Врачебный контроль и самоконтроль Значение и содержание врачебного контроля. Порядок осуществления врачебного контроля в МОДЮСШ.  
7. Общие понятия о технике. Правила соревнований. Технический арсенал самбиста: броски, болевые приемы, удержания, удары и удушающие приемы. Терминология самбо. Значение соревнований, их цели и задачи. Виды соревнований.  
8. Воспитательное значение обучения Взаимосвязь воспитание и обучения. Роль коллектива в воспитании и обучении. 0,5
9. Морально-волевая подготовка Воспитание морально-волевых качеств в процессе занятий спортом: сознательность, уважение к старшим, смелость, выдержка, решительность, настойчивость.  

 

Перечень тем и краткое содержание материала по теории

для самбистов в группах начальной подготовки 2-го года обучения

  Тема   Содержание Кол-во часов
1. Физическая культура и спорт Физическая культура и спорт как средство воспитание человека, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  
2. Краткий обзор развития самбо самбо как форма проявления силы, ловкости, как способ формирования навыков самозащиты. Правомерность применения приемов самбо, понятие о необходимой обороне  
3. Краткие сведе-ния о строении и функциях организма Преодолевающая, уступающая, удерживающая работа мышц. Основные мышцы человека, их названия.  
4. Общие понятия о гигиене Гигиена одежды и обуви. Гигиена мест проживания и занятий (воздух, температура, влажность, освещение). Первая помощь при травмах.  
5. Основы техники безопасности. Места занятий. Оборудование и инвентарь. Техника безопасности на занятиях в тренажерном зале. Правила поведения с работниками МОДЮСШ. Техника безопасности на льду. Правила поведения при угрозе террактов. Правила поведения при угрозе пожара. Ковер для занятий самбо. Покрышка. Маты. Укладка ковра. Медицинские весы.  
6. Врачебный контроль и самоконтроль Самоконтроль. Его значение и содержание. Дневник самоконтроля. Объективные данные самоконтроля. Субъективные данные самоконтроля.  
7. Общие понятия о технике Основные понятия о приемах, защитах, комбинациях и контрприемах, дистанция, захватах, положений в самбо.  
8. Морально-волевая подготовка Определение понятий: «Мораль», «Воля». Особенности формирования моральных и волевых качеств. Воспитание патриотизма, стойкости, товарищества, гуманизма, твердости.  
9. Правила соревнований Запрещенные приемы. Возрастные группы и весовые категории. Правила проведения болевых приемов. Определение победителя в схватке.  
10. Основы методики обучения Принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, последовательность, доступность, прочность.  

 

Перечень тем и краткое содержание материала по теории

для самбистов в группах начальной подготовки 3-го года обучения

  Тема   Содержание Кол-во часов
1. Физическая культура и спорт Значение разносторонней физической подготовки для достижения высоких результатов в спорте.  
2. Краткий обзор развития самбо Возникновение единоборств в Древней Греции, Индии, Китае, России.  
3. Краткие сведения о строении и функ-циях организма Основные сведения о кровообращении. Состав и значение крови. Большой и малый круг кровообращения.  
4. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание самбиста. Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим.  
5. Основы техники безопасности. Места занятий. Оборудование и инвентарь. Техника безопасности на железных дорогах. техника безопасности в спортивно-оздоровительном лагере. Организация мест занятий в спортивных лагерях. Упрощенные ковры, их устройство и ремонт.  
6. Врачебный контроль и самоконтроль Диспансерное обследование, состояние здоровья, физическое развитие, приспособляемость систем организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам.  
7. Основы техники и тактики самбо Характеристика защит от бросков, удержание и болевых приемов, ударов и удушающих приемов.  
8. Морально-волевая подготовка Условия воспитания морально-волевых качеств: правильное построение занятий, соревнований, режима, требовательность тренеров, судей, коллектива, поощрение правильных действий, осуждение неправильных поступков.  
9. Правила соревнований, их организация и проведение Участники соревнований, их права и обязанности.  
10. Основы методики обучения и тренировки Определение понятий: воспитание, обучение, знания, умения, навыки, упражнения, тренировка. Сообщение знаний, выработка умений, формирование навыков.  

Примерный план теоретической подготовки

Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в учебно-тренировочных группах (1-й год)

 

№ п/п Тема Содержание Кол-во часов
  Физическая культура и спорт Единая всероссийская спортивная классификация и ее значение для развития массовости спорта и повышения мастерства российских спортсменов. Разрядные нормы и требования по самбо.  
  Краткий обзор развития самбо Возникновение и развитие систем самозащиты (самбо) в России в 20-х годах XX века.  
  Краткие сведения о строении и функциях организма Сердце и сосуды. Предсердие и желудочки сердца. Их функции. Артерии, вены, лимфатические сосуды. Состав крови: эритроциты, лимфоциты, тромбоциты, лимфа.  
  Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание самбиста Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, баня, купание). Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма.  
  Врачебный контроль и самоконтроль Понятие о спортивной форме, утомление и переутомление. Меры предупреждения перетренировки и переутомления.  
  Основы техники и тактики самбо Понятие о тактике самбо. Определение понятий тактики. Тактические действия. Виды тактики: атакующая, оборонительная. Методы тактики: подавление, маневрирование, маскировка (вызов, угроза).  
  Основы методики обучения и тренировки Методы разучивания. Целостность разучивания приемов. Разучивание приемов по частям. Пути устранения ошибок. Построение разминки на соревнованиях.  
  Общая и специальная подготовка самбиста Характеристика требований к развитию двигательных качеств на различных этапах подготовки самбистов  
  Планирование учебно-тренировочного процесса Перспективный план тренировки. Планирование подготовки к отдельному соревнованию. Планирование тренировки в недельном цикле.  
  Краткие сведения о физиологических основах тренировки Краткая характеристика физиологического механизма развития двигательных качеств, необходимых самбисту (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость). Общая и специальная подготовка.  
11
Морально-волевая подготовка Значение совершенствования морально-волевых качеств для достижения высоких результатов в спорте. Средства и методы контроля за степенью развития волевых качеств: смелости, выдержки, решительности, настойчивости и инициативности. Правила поведения самбиста в быту.  
  Правила соревнований. Их организация и проведение Возрастные группы. Спортивная квалификация. Весовые категории участников соревнований. Процедура взвешивания.  
  Места занятий. Оборудование и инвентарь Тренировочные мешки, груши, борцовские манекены. Устройство, уход и ремонт.  
Всего часов  

Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в учебно-тренировочных группах (3-й год)

№ п/п Тема Содержание Кол-во часов
  Физическая культура и спорт Общественные, государственные организации и органы управления физической культурой и спортом в России.  
  Краткий обзор развития самбо Основные этапы формирования и развития самбо. Актуальные вопросы развития самбо.  
  Краткие сведения о строении и функциях организма Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения и обмен веществ (ротовая полость, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, печень и др.).  
  Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание самбиста Особенности питания при занятиях самбо. Значение белков, углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов.  
  Врачебный контроль и самоконтроль Утомление, усталость и перетренированность. Меры предупреждения перетренированности.  
  Основы техники и тактики самбо Средства и методы контроля технико-тактической подготовленности самбиста. Стенография техники самбо. Обозначение захватов, передвижений, стоек, приемов, защит, контрприемов и комбинаций. Ведение протокола схватки, тренировочного занятия. Обработка и анализ проведенных наблюдений.  
  Основы методики обучения и тренировки самбиста Методы проверки знаний, умений, навыков: опрос, демонстрация действий, соревнования. Текущая и периодическая проверка. Формы организации занятий: урок, внеурочные занятия. Дневник самоконтроля.  
  Общая и специальная подготовка самбиста Взаимосвязь общей физической подготовки со специальной подготовкой самбиста.  
  Планирование учебно-тренировочного процесса Планирование подготовки к отдельному соревнованию. Предсоревновательный, после-соревновательный периоды. Этапы предсоревновательной подготовки, предварительной и специальной подготовки.  
  Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста Взаимодействие двигательных и вегетативных функций в процессе занятий физическими упражнениями.  
  Морально-волевая подготовка Значение и место психологической подготовки самбиста в процессе спортивной тренировки. Потребности и методы регулирования связанных с ними психологических процессов.  
  Правила соревнований. Их организация и проведение Гигиенические и медицинские требования к участникам соревнований. Контроль соответствия.  
  Места занятий. Оборудование и инвентарь Подсобные помещения (раздевалки, санузел, кладовая, массажная, парная баня), их устройство и содержание.  
Всего часов  

 

 

Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в учебно-тренировочных группах (4-й год)

№ п/п Тема Содержание Кол-во часов
  Физическая культура и спорт Физическая культура в системе образования. Обязательные уроки, гимнастика в режиме дня. Внеклассная и внешкольная работа, коллективы физической культуры, спортивные секции, ДЮСШ, ШВСМ. Положение о ДЮСШ.  
  Краткий обзор развития самбо Национальные и народные виды единоборств, их вклад в развитие самбо.  
  Краткие сведения о строении и функциях организма Органы выделения (почки, мочеточник и мочевой пузырь, кожа).  
  Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание самбиста Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы для самбистов различных весовых категорий в процессе тренировочных занятий и соревнований.  
  Врачебный контроль и самоконтроль Понятие о травмах. Особенности возможных травм (царапины, ушибы, переломы), их признаки и распознание. Первая помощь при травмах. Диагностика заболеваний.  
  Основы техники и тактики самбо Классификация приемов самбо. Броски руками: захватом ног, выведением из равновесия. Броски ногами: подножки, подсечки, зацепы, подхваты. Через голову. Броски туловищем: через спину, прогибом. Удержания: сбоку, поперек, со стороны ног, со стороны головы, верхом. Болевые приемы: на руки - рычагом, узлом, ущемлением; на ноги - рычагом, узлом, ущемлением. Тактика схватки.  
  Основы методики обучения и тренировки Формы организации занятий, урочные и внеурочные. Урок как основная форма организации и проведения занятий самбо. Построение урока, его части и их содержание для различных групп спортсменов. Понятие о физиологических нагрузках на уроках. Кривая нагрузки и восстановления, принципы повторности, постепенности. Увеличение нагрузок. Особенности построения учебно-тренировочных занятий перед соревнованием.  
  Общая и специальная подготовка самбиста Специальная физическая подготовка и ее место в тренировке самбистов, развитие специальных физических качеств: быстроты, силы, гибкости, выносливости и ловкости. Разновидности схваток для развития специальных физических качеств самбиста.  
  Планирование учебно-тренировочного процесса Тренировочные циклы и их содержание. Многолетние, 4-летние, годичные, соревновательные, недельные, дневные. Индивидуальное планирование, контроль и учет тренировки. Дневник планирования тренировки и самоконтроля самбиста.  
  Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста Потребности и мотивы. Создание правильной мотивации. Взаимосвязь биологических, социальных и идеальных потребностей. Сложные безусловные рефлексы (инстинкты) и чувства. Сознание и подсознание. Механизм воли. Интуиция, эрудиция и интеллект самбиста. Методы их совершенствования. Приобретенные потребности и условные рефлексы.  
  Морально-волевая подготовка Понятие о психологической подготовке самбиста. Средства и методы волевой подготовки. Волевые качества (выдержка, смелость, настойчивость, решительность, инициативность). Моральные качества.  
  Правила соревнований. Их организация и проведение Представители и капитаны команд на соревнованиях. Их права и обязанности.  
  Места занятий. Оборудование и инвентарь Уход за оборудованием и инвентарем. Ремонт.  
Всего часов  

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно на тренировке; она органически связана с физической, технико-тактической, морально-волевой подготовкой как элемент практических занятий.

Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме. В зависимости от конкретных условий работы в лан теоретической подготовки можно вносить коррективы.

 

СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ

Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях.

Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменом на данном этапе многолетней спортивной подготовки. Допускать юных борцов к участию в соревнованиях целесообразно лишь в тех случаях, когда они по уровню своей подготовленности способны достичь определенных спортивных результатов. В зависимости от этапа многолетней тренировки роль соревновательной деятельности существенно меняется. Так, на начальных этапах многолетней подготовки планируются только подготовительные и контрольные соревнования. Они проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется. Основной целью соревнований является контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта, повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.

Под гуманизацией соревновательной деятельности юных самбистов понимается изменение форм проведения соревнований, направ­ленное на обогащение их содержания с целью повышения удовлет­воренности состязательным процессом как тренера, так и юного спортсмена.

В основе соревновательной деятельности лежит принудительная подгонка личности соревнующегося под усредненные, но обязатель­ные и единые для всех требования (правила). Такое взаимодействие возможностей юного спортсмена и ценностей, присущих его лично­сти, находится в противоречии с удовлетворенностью.

Проведение соревнований среди младших юношей по регламен­ту взрослых спортсменов неприемлемо. Большие соревновательные перегрузки предъявляют высокие требования прежде всего к здоро­вью юношей, как физическому, так и моральному. Формирование чемпионских притязаний отрицательно сказывается на моральной стороне воспитания детей.

Основное требование к соревновательной деятельности младших юношей - это свобода в выборе предоставленных ему более широ­ких возможностей проявить себя. При этом важно получить преиму­щество над противником, которое будет признано как отдельная победа. В этом случае можно выявлять двух и более победителей. При этом личностные ценности должны быть выработаны самим борцом самостоятельно. Они формируются на основе личного пере­живания. Поэтому соревновательную деятельность юного борца сле­дует оценивать по тому, как он готов самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, в которые он раньше не попадал.

 

Формы проведения соревнований среди младших юношей

№ п/п Достижения преимущества над противником. Победитель
  Проведение поединка по правилам борьбы самбо (касание ковра любой частью тела, кроме стоп). +
  Красивое проведение броска. +
  Считать в поединке проведение бросков, которые оцениваются только на «4 балла» (введение ничьей). +
  Проведение «заказного» приема (название приема сообщается борцом арбитру и руководителю татами, но сохраняется в тайне от противника или не сохраняется). При проведении «заказного» приема поединок останавливается и объявляется победитель. +
  Командные соревнования (команда может состоять из двух, трех и более человек). +
  Соревнования по демонстрации техники. +
  Соревнования на проведение переворотов в борьбе лежа и удержаний. +
  Соревнования по выполнению общеразвивающих упражнений (эстафеты, игры, конкурсы, показательные выступления). +

 

В ходе соревнований подчеркивается красота целей, красота ве­дения поединка, доброжелательность отношений. Каждый участник соревнований награждается обязательно. По мере роста квалификации борцов на последующих этапах многолетней подготовки количество соревнований возрастает. В соревновательную практику вводятся отборочные и основные соревнования, играющие значительную роль на этапе спортивного совершенствования. Важное значение имеет определение оптимального количества соревнований, что дает возможность тренерам планомерно проводить подготовку учащихся спортивной школы, не форсируя ее и обеспечивая возможность демонстрации наивысших результатов на ответственных соревнованиях. На этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям большое значение придается тактической подготовке. Достигнутый уже уровень технического мастерства, физической и психической подготовленности позволяет перейти к тактической подготовке в наибольшем приближении к условиям предстоящей соревновательной деятельности.

Важное значение имеет специальная психическая подготовка юного спортсмена к соревнованиям, которая предполагает получение информации об условиях предстоящих соревнований и основных противниках, об уровне тренированности спортсмена и особенностях его состояния на данном этапе подготовки, определение цели выступления, составление программы действий на предстоящих соревнованиях, стимуляцию правильных личных и командных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, воспитание уверенности в решении поставленных задач.

 

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...