Восстановительные мероприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ, с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей юного спортсмена применяется широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) в соответствии с методическими рекомендациями. На этапе начальной подготовки 1-3 года обучения восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим и медико-биологическим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня и питания, витаминизацию организма. Учебно-тренировочный этап (до 2 лет обучения) - восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и питание. Витаминизация. Учебно-тренировочный этап (свыше 2 лет обучения) - основными являются педагогические средства восстановления, т.е. рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена; необходимо оптимальное соотношение нагрузок и отдыха как в отдельном тренировочном занятии, так и на этапах годичного цикла. Гигиенические средства восстановления используются те же, что и для учебно-тренировочных групп 1-2 года обучения.
Из психологических средств, обеспечивающих устойчивость психического состояния юных спортсменов при подготовке и участии в соревнованиях, используются педагогические методы: внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы. Из медико-биологических средств восстановления: витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В данном разделе приводится примерный план теоретической подготовки учащихся, который должен содержать минимум необходимых знаний.
Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в группах спортивно- оздоровительных и начальной подготовки 1-го года обучения
Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в группах начальной подготовки 2-го года обучения
Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в группах начальной подготовки 3-го года обучения
Примерный план теоретической подготовки
Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в учебно-тренировочных группах (1-й год)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Морально-волевая подготовка | Значение совершенствования морально-волевых качеств для достижения высоких результатов в спорте. Средства и методы контроля за степенью развития волевых качеств: смелости, выдержки, решительности, настойчивости и инициативности. Правила поведения самбиста в быту. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила соревнований. Их организация и проведение | Возрастные группы. Спортивная квалификация. Весовые категории участников соревнований. Процедура взвешивания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Места занятий. Оборудование и инвентарь | Тренировочные мешки, груши, борцовские манекены. Устройство, уход и ремонт. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов |
Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в учебно-тренировочных группах (3-й год)
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
Физическая культура и спорт | Общественные, государственные организации и органы управления физической культурой и спортом в России. | ||
Краткий обзор развития самбо | Основные этапы формирования и развития самбо. Актуальные вопросы развития самбо. | ||
Краткие сведения о строении и функциях организма | Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения и обмен веществ (ротовая полость, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, печень и др.). | ||
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание самбиста | Особенности питания при занятиях самбо. Значение белков, углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов. | ||
Врачебный контроль и самоконтроль | Утомление, усталость и перетренированность. Меры предупреждения перетренированности. | ||
Основы техники и тактики самбо | Средства и методы контроля технико-тактической подготовленности самбиста. Стенография техники самбо. Обозначение захватов, передвижений, стоек, приемов, защит, контрприемов и комбинаций. Ведение протокола схватки, тренировочного занятия. Обработка и анализ проведенных наблюдений. | ||
Основы методики обучения и тренировки самбиста | Методы проверки знаний, умений, навыков: опрос, демонстрация действий, соревнования. Текущая и периодическая проверка. Формы организации занятий: урок, внеурочные занятия. Дневник самоконтроля. | ||
Общая и специальная подготовка самбиста | Взаимосвязь общей физической подготовки со специальной подготовкой самбиста. | ||
Планирование учебно-тренировочного процесса | Планирование подготовки к отдельному соревнованию. Предсоревновательный, после-соревновательный периоды. Этапы предсоревновательной подготовки, предварительной и специальной подготовки. | ||
Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста | Взаимодействие двигательных и вегетативных функций в процессе занятий физическими упражнениями. | ||
Морально-волевая подготовка | Значение и место психологической подготовки самбиста в процессе спортивной тренировки. Потребности и методы регулирования связанных с ними психологических процессов. | ||
Правила соревнований. Их организация и проведение | Гигиенические и медицинские требования к участникам соревнований. Контроль соответствия. | ||
Места занятий. Оборудование и инвентарь | Подсобные помещения (раздевалки, санузел, кладовая, массажная, парная баня), их устройство и содержание. | ||
Всего часов |
Перечень тем и краткое содержание материала по теории для самбистов в учебно-тренировочных группах (4-й год)
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
Физическая культура и спорт | Физическая культура в системе образования. Обязательные уроки, гимнастика в режиме дня. Внеклассная и внешкольная работа, коллективы физической культуры, спортивные секции, ДЮСШ, ШВСМ. Положение о ДЮСШ. | ||
Краткий обзор развития самбо | Национальные и народные виды единоборств, их вклад в развитие самбо. | ||
Краткие сведения о строении и функциях организма | Органы выделения (почки, мочеточник и мочевой пузырь, кожа). | ||
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание самбиста | Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы для самбистов различных весовых категорий в процессе тренировочных занятий и соревнований. | ||
Врачебный контроль и самоконтроль | Понятие о травмах. Особенности возможных травм (царапины, ушибы, переломы), их признаки и распознание. Первая помощь при травмах. Диагностика заболеваний. | ||
Основы техники и тактики самбо | Классификация приемов самбо. Броски руками: захватом ног, выведением из равновесия. Броски ногами: подножки, подсечки, зацепы, подхваты. Через голову. Броски туловищем: через спину, прогибом. Удержания: сбоку, поперек, со стороны ног, со стороны головы, верхом. Болевые приемы: на руки - рычагом, узлом, ущемлением; на ноги - рычагом, узлом, ущемлением. Тактика схватки. | ||
Основы методики обучения и тренировки | Формы организации занятий, урочные и внеурочные. Урок как основная форма организации и проведения занятий самбо. Построение урока, его части и их содержание для различных групп спортсменов. Понятие о физиологических нагрузках на уроках. Кривая нагрузки и восстановления, принципы повторности, постепенности. Увеличение нагрузок. Особенности построения учебно-тренировочных занятий перед соревнованием. | ||
Общая и специальная подготовка самбиста | Специальная физическая подготовка и ее место в тренировке самбистов, развитие специальных физических качеств: быстроты, силы, гибкости, выносливости и ловкости. Разновидности схваток для развития специальных физических качеств самбиста. | ||
Планирование учебно-тренировочного процесса | Тренировочные циклы и их содержание. Многолетние, 4-летние, годичные, соревновательные, недельные, дневные. Индивидуальное планирование, контроль и учет тренировки. Дневник планирования тренировки и самоконтроля самбиста. | ||
Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста | Потребности и мотивы. Создание правильной мотивации. Взаимосвязь биологических, социальных и идеальных потребностей. Сложные безусловные рефлексы (инстинкты) и чувства. Сознание и подсознание. Механизм воли. Интуиция, эрудиция и интеллект самбиста. Методы их совершенствования. Приобретенные потребности и условные рефлексы. | ||
Морально-волевая подготовка | Понятие о психологической подготовке самбиста. Средства и методы волевой подготовки. Волевые качества (выдержка, смелость, настойчивость, решительность, инициативность). Моральные качества. | ||
Правила соревнований. Их организация и проведение | Представители и капитаны команд на соревнованиях. Их права и обязанности. | ||
Места занятий. Оборудование и инвентарь | Уход за оборудованием и инвентарем. Ремонт. | ||
Всего часов |
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно на тренировке; она органически связана с физической, технико-тактической, морально-волевой подготовкой как элемент практических занятий.
Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме. В зависимости от конкретных условий работы в лан теоретической подготовки можно вносить коррективы.
СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ
Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях.
Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменом на данном этапе многолетней спортивной подготовки. Допускать юных борцов к участию в соревнованиях целесообразно лишь в тех случаях, когда они по уровню своей подготовленности способны достичь определенных спортивных результатов. В зависимости от этапа многолетней тренировки роль соревновательной деятельности существенно меняется. Так, на начальных этапах многолетней подготовки планируются только подготовительные и контрольные соревнования. Они проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется. Основной целью соревнований является контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта, повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.
Под гуманизацией соревновательной деятельности юных самбистов понимается изменение форм проведения соревнований, направленное на обогащение их содержания с целью повышения удовлетворенности состязательным процессом как тренера, так и юного спортсмена.
В основе соревновательной деятельности лежит принудительная подгонка личности соревнующегося под усредненные, но обязательные и единые для всех требования (правила). Такое взаимодействие возможностей юного спортсмена и ценностей, присущих его личности, находится в противоречии с удовлетворенностью.
Проведение соревнований среди младших юношей по регламенту взрослых спортсменов неприемлемо. Большие соревновательные перегрузки предъявляют высокие требования прежде всего к здоровью юношей, как физическому, так и моральному. Формирование чемпионских притязаний отрицательно сказывается на моральной стороне воспитания детей.
Основное требование к соревновательной деятельности младших юношей - это свобода в выборе предоставленных ему более широких возможностей проявить себя. При этом важно получить преимущество над противником, которое будет признано как отдельная победа. В этом случае можно выявлять двух и более победителей. При этом личностные ценности должны быть выработаны самим борцом самостоятельно. Они формируются на основе личного переживания. Поэтому соревновательную деятельность юного борца следует оценивать по тому, как он готов самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, в которые он раньше не попадал.
Формы проведения соревнований среди младших юношей
№ п/п | Достижения преимущества над противником. | Победитель |
Проведение поединка по правилам борьбы самбо (касание ковра любой частью тела, кроме стоп). | + | |
Красивое проведение броска. | + | |
Считать в поединке проведение бросков, которые оцениваются только на «4 балла» (введение ничьей). | + | |
Проведение «заказного» приема (название приема сообщается борцом арбитру и руководителю татами, но сохраняется в тайне от противника или не сохраняется). При проведении «заказного» приема поединок останавливается и объявляется победитель. | + | |
Командные соревнования (команда может состоять из двух, трех и более человек). | + | |
Соревнования по демонстрации техники. | + | |
Соревнования на проведение переворотов в борьбе лежа и удержаний. | + | |
Соревнования по выполнению общеразвивающих упражнений (эстафеты, игры, конкурсы, показательные выступления). | + |
В ходе соревнований подчеркивается красота целей, красота ведения поединка, доброжелательность отношений. Каждый участник соревнований награждается обязательно. По мере роста квалификации борцов на последующих этапах многолетней подготовки количество соревнований возрастает. В соревновательную практику вводятся отборочные и основные соревнования, играющие значительную роль на этапе спортивного совершенствования. Важное значение имеет определение оптимального количества соревнований, что дает возможность тренерам планомерно проводить подготовку учащихся спортивной школы, не форсируя ее и обеспечивая возможность демонстрации наивысших результатов на ответственных соревнованиях. На этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям большое значение придается тактической подготовке. Достигнутый уже уровень технического мастерства, физической и психической подготовленности позволяет перейти к тактической подготовке в наибольшем приближении к условиям предстоящей соревновательной деятельности.
Важное значение имеет специальная психическая подготовка юного спортсмена к соревнованиям, которая предполагает получение информации об условиях предстоящих соревнований и основных противниках, об уровне тренированности спортсмена и особенностях его состояния на данном этапе подготовки, определение цели выступления, составление программы действий на предстоящих соревнованиях, стимуляцию правильных личных и командных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, воспитание уверенности в решении поставленных задач.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
|
|