Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи возрастной психологии




Содержание

Предмет и задачи возрастной психологии. 4

Методы психологического исследования(наблюдение, эксперимент) 6

Методы психологического исследования (методы опроса, тестирование, психологический анализ процесса и продуктов творческой деятельности) 10

Биологизаторский подход к пониманию проблемы психического развития. 13

Социологизаторский подход к пониманию проблемы психического развития. 14

Взгляд отечественных психологов на проблему психического развития. 14

Социальна ситуация в контексте возрастного развития. 16

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития. 16

Новообразования в психическом развитии ребенка. 19

Движущие силы психического развития. 20

Возрастная периодизация психического развития. 23

Общая характеристика младшего школьного возраста. 25

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. 28

Общая характеристика учебной деятельности младшего школьника. 29

Общая характеристика познавательной сферы младшего школьника. 33

Темперамент как индивидуально-типологическая особенность личности. Психологическая характеристика темпераментов. 36

Учет темпераментов детей в учебно - воспитательном процессе. 39

Характер и его формирование в учебно-воспитательном процессе. 41

Развитие способностей детей в процессе обучения. 46

Нравственное развитие в младшем школьном возрасте. 49

Самосознание младшего школьника. 53

Общая характеристика подросткового возраста. 58

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. 60

Интеллектуальная сфера подростка. 67

Особенности личности подростка. 69

Самосознание в подростковом возрасте. 71

Определение понятия «трудные дети». 76

Причины появления «трудных» детей и подростков. 77

Школьники с делинквентвым поведением(побеги детей из дома, нанесение татуировок) 77

Школьники с делинквентвым поведением(распитие спиртных напитков, аутоагрессия) 78

Предмет, задачи и методы педагогической психологии. 80

Общая характеристика учебной деятельности. 81

Формирование учебной деятельности в условиях организации учебно-воспитательного процесса. 85

Познавательные потребности и мотивы учебной деятельности. 87

Пути формирования мотивов учебной деятельности. 89

Теория поэтапного формирования умственных действий. 91

Типы учения (по Гальперину П. Я.) 92

Понятие о профессиональной компетентности учителя. Составляющие профессиональной компетентности. 93

Общая характеристика познавательной деятельности. 94

Педагогическая деятельность учителя как составляющая профессиональной компетенции 98

Педагогическое общение учителя: общая характеристика. 99

Компетентность учителя при организации педагогического общения. 100

Рассуждающе-методичный стиль деятельности учителя. 100

Рассуждающе-импровизационный стиль деятельности учителя. 101

Эмоционально-методичный стиль деятельности учителя. 101

Эмоционально-импровизационный стиль деятельности учителя. 102

Результаты труда учителя: обученность и обучаемость школьников. 103

Результаты труда учителя: воспитанность и воспитуемость. 105

Пути формирования нравственного сознания. 106

Управление восприятием учащихся на уроке. 107

Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. 109

Работа учителя по развитию памяти детей. 112

Работа учителя по развитию мышления. 113

Управление восприятием учащихся на уроке. 115

Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. 117

 


Первая часть вопросов

Вопрос №1(1)

Кулагина стр.4-6

Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяже­нии всей жизни человека. Нас бу­дет интересовать не весь жизненный путь, а его начало — с рож­дения до 17 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. В этом разделе возрастной психологии выявляются закономерности и факты детского развития.

Возрастная психология включает:

· Психологию ребенка (дошкольник);

· Психологию младшего школьного возраста;

· Психологию подростка;

· Психологию юности;

· Психологию взрослого человека;

· Геронтопсихологию (старости).

Предмет исследования – человек.

Объект – закономерности, механизмы развития психики в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

1) Исследование мотивационно - потребностной сферы, как основы нравственного развития личности;

2) Исследование способностей, как возможностей творческой личности;

3) Создание развивающей среды;

4) Психологическое обоснование методов обучения, воспитания;

5) Обоснование индивидуального дифференцированного подхода к детям;

6) Изучение эмоционально – волевой сферы;

7) Изучение детской группы и ее влияние на личность ребенка.

Главное, что отличает возрастную психологию от других об­ластей психологии, — акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» — про­исхождение, становление). Тем не менее, возрастная психоло­гия тесно связана с другими областями психологии: общей психо­логией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференци­альной психологией. Как известно, в общей психоло­гии исследуются психические функции — воспри­ятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается про­цесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных воз­растных эта­пах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотива­ция, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная пси­хология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зави­симость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Каждый возраст — это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспи­ты­вающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педаго­гическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагоги­ческая — с точки зрения воспитателя, учителя.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, кото­рыми занимается дифференциаль­ная психология: дети одного возраста могут обладать разным уров­нем интеллекта и разными личностными свойствами. В возраст­ной психологии изучаются возрастные зако­номерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.

Итак, возрастная психология — особая область психологиче­ских знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст или возрастной период — это цикл детскою развития, имеющий свою структуру и динамику. Подробнее на этом определении Л.С. Выготского мы остановимся позже, в главе 3 раздела I, а сейчас отметим лишь два момента.

Во-первых, психологический возраст может не совпадать с хроно­логическим возрастом отдель­ного ребенка, записанным в его свиде­тельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности ре­бенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет опреде­ленные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок всту­пит в новый возрастной период раньше, а дру­гой — позже. Особенно сильно «плавают» границы под­росткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Во-вторых, начальные возрастные периоды образуют детство — целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрос­лой жизни, самостоятельному труду. Детство — явление историче­ское: и его содержание, и продолжительность изменялись на про­тяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности — дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика детства опре­деляется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором жи­вет, вос­питывается и обучается ребенок.

Когда кончается детство в наше время? Традиционно детская психология — как первая часть возрастной — охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство про­должается и после поступления в школу, младший школьник остается ребенком. Более того, некоторые психологи рассматри­вают и подростковый возраст как «затянувшееся детство». Какой бы точки зрения мы ни придерживались, приходится констатиро­вать: настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным по­рогом, в 15 или 17 лет.


Вопрос №2(1)

Крутецкий стр.15-20

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...