Предмет и задачи возрастной психологии
Стр 1 из 24Следующая ⇒ Содержание Предмет и задачи возрастной психологии. 4 Методы психологического исследования(наблюдение, эксперимент) 6 Методы психологического исследования (методы опроса, тестирование, психологический анализ процесса и продуктов творческой деятельности) 10 Биологизаторский подход к пониманию проблемы психического развития. 13 Социологизаторский подход к пониманию проблемы психического развития. 14 Взгляд отечественных психологов на проблему психического развития. 14 Социальна ситуация в контексте возрастного развития. 16 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития. 16 Новообразования в психическом развитии ребенка. 19 Движущие силы психического развития. 20 Возрастная периодизация психического развития. 23 Общая характеристика младшего школьного возраста. 25 Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. 28 Общая характеристика учебной деятельности младшего школьника. 29 Общая характеристика познавательной сферы младшего школьника. 33 Темперамент как индивидуально-типологическая особенность личности. Психологическая характеристика темпераментов. 36 Учет темпераментов детей в учебно - воспитательном процессе. 39 Характер и его формирование в учебно-воспитательном процессе. 41 Развитие способностей детей в процессе обучения. 46 Нравственное развитие в младшем школьном возрасте. 49 Самосознание младшего школьника. 53 Общая характеристика подросткового возраста. 58 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. 60 Интеллектуальная сфера подростка. 67 Особенности личности подростка. 69 Самосознание в подростковом возрасте. 71 Определение понятия «трудные дети». 76
Причины появления «трудных» детей и подростков. 77 Школьники с делинквентвым поведением(побеги детей из дома, нанесение татуировок) 77 Школьники с делинквентвым поведением(распитие спиртных напитков, аутоагрессия) 78 Предмет, задачи и методы педагогической психологии. 80 Общая характеристика учебной деятельности. 81 Формирование учебной деятельности в условиях организации учебно-воспитательного процесса. 85 Познавательные потребности и мотивы учебной деятельности. 87 Пути формирования мотивов учебной деятельности. 89 Теория поэтапного формирования умственных действий. 91 Типы учения (по Гальперину П. Я.) 92 Понятие о профессиональной компетентности учителя. Составляющие профессиональной компетентности. 93 Общая характеристика познавательной деятельности. 94 Педагогическая деятельность учителя как составляющая профессиональной компетенции 98 Педагогическое общение учителя: общая характеристика. 99 Компетентность учителя при организации педагогического общения. 100 Рассуждающе-методичный стиль деятельности учителя. 100 Рассуждающе-импровизационный стиль деятельности учителя. 101 Эмоционально-методичный стиль деятельности учителя. 101 Эмоционально-импровизационный стиль деятельности учителя. 102 Результаты труда учителя: обученность и обучаемость школьников. 103 Результаты труда учителя: воспитанность и воспитуемость. 105 Пути формирования нравственного сознания. 106 Управление восприятием учащихся на уроке. 107 Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. 109 Работа учителя по развитию памяти детей. 112 Работа учителя по развитию мышления. 113 Управление восприятием учащихся на уроке. 115 Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. 117
Первая часть вопросов Вопрос №1(1) Кулагина стр.4-6 Предмет и задачи возрастной психологии Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Нас будет интересовать не весь жизненный путь, а его начало — с рождения до 17 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. В этом разделе возрастной психологии выявляются закономерности и факты детского развития.
Возрастная психология включает: · Психологию ребенка (дошкольник); · Психологию младшего школьного возраста; · Психологию подростка; · Психологию юности; · Психологию взрослого человека; · Геронтопсихологию (старости). Предмет исследования – человек. Объект – закономерности, механизмы развития психики в онтогенезе. Задачи возрастной психологии: 1) Исследование мотивационно - потребностной сферы, как основы нравственного развития личности; 2) Исследование способностей, как возможностей творческой личности; 3) Создание развивающей среды; 4) Психологическое обоснование методов обучения, воспитания; 5) Обоснование индивидуального дифференцированного подхода к детям; 6) Изучение эмоционально – волевой сферы; 7) Изучение детской группы и ее влияние на личность ребенка. Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, — акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» — происхождение, становление). Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Каждый возраст — это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.
Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития. Итак, возрастная психология — особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст или возрастной период — это цикл детскою развития, имеющий свою структуру и динамику. Подробнее на этом определении Л.С. Выготского мы остановимся позже, в главе 3 раздела I, а сейчас отметим лишь два момента. Во-первых, психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Во-вторых, начальные возрастные периоды образуют детство — целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство — явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности — дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. Когда кончается детство в наше время? Традиционно детская психология — как первая часть возрастной — охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, младший школьник остается ребенком. Более того, некоторые психологи рассматривают и подростковый возраст как «затянувшееся детство». Какой бы точки зрения мы ни придерживались, приходится констатировать: настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом, в 15 или 17 лет. Вопрос №2(1) Крутецкий стр.15-20
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|