ЗАДАНИЕ № 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества
Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия» Первый вопрос (история философии): 1. Определите понятие и структуру мировоззрения, его исторические типы. 2. Проанализируйте особенности философского мировоззрения, его структуру. Определите специфику и функции философского знания. 3. Укажите специфику предмета и структуру философии, варианты решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями. 4. Покажите место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая. 5. Охарактеризуйте основные принципы философского мышления в Древней Индии. 6. Обобщите особенности древнегреческой философии, проанализируйте основные этапы ее развития. 7. Раскройте основные идеи представителей классического периода философии Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель). 8. Дайте характеристику эллино-римского периода античной философии.
9. Покажите особенности и основные этапы развития философского мировоззрения Средневековья. 10. Проанализируйте гуманизм и пантеизм философии эпохи Возрождения, перечислите основные социально-политические концепции указанной эпохи. 11. Сопоставьте эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. 12. Проанализируйте специфику метафизического материализма и сенсуализма XVII–ХVIII веков. 13. Раскройте концепцию Т. Гоббса и Д. Локка о государстве и естественных правах человека. 14. Назовите основные идеи философии Просвещения XVIII века. 15. Покажите специфику немецкой классической философии и ее основные проблемы через анализ наследия И. Канта и Г. Гегеля. 16. Определите основные положения диалектического материализма. Дайте современную оценку социальной доктрины марксизма. 17. Определите разновидности и основные идеи представителей «философии жизни». 18. Проанализируйте философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма. 19. Оцените роль философии экзистенциализма в решении гуманитарных проблем современности. 20. Проанализируйте сущность и основные этапы развития философии позитивизма. 21. Определите специфику понимания сущности процесса познания в феноменологии и герменевтике. 22. Дайте оценку основных положений философии прагматизма и их применения в современном мире. 23. Покажите особенности формирования просветительской мысль в России и философское осознание пути ее развития (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). 24. Раскройте идеи космизма в русской философии на примере творчества Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского. 25. Рассмотрите основные проблемы русской религиозной философии и взгляды ее представителей (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П.А. Флоренский, В. В. Розанов и др.). Второй вопрос (теория философии):
26. Укажите виды и характерные особенности основных форм бытия, раскройте проблему их соотношения. 27. Покажите специфику философского и естественнонаучного понимания материи, ее основные свойства и формы существования. 28. Назовите разновидности духовных форм бытия, определите сущность сознания с точки зрения основных философских направлений. 29. Раскройте сущность движения, пространства и времени, назовите их всеобщие свойства. Приведите классификацию форм движения. 30. Определите сущность диалектики как философского метода, назовите ее исторические формы и современные разновидности. Сравните диалектику и метафизику. 31. Назовите принципы и категории диалектики, раскройте особенности процесса развития с точки зрения трех ее основных законов. 32. Охарактеризуйте познание как взаимодействие субъекта и объекта. Перечислите основные концепции понимания сущности процесса познания. 33. Раскройте ступени и формы познания. 34. Укажите различные философские подходы к пониманию истины и ее критериев. Определите соотношение истины с заблуждением и ложью. 35. Проанализируйте структуру и основные формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория. 36. Раскройте классификацию методов научных исследований, их сущность и особенности применения. 37. Назовите основные аспекты философского понимания сущности человека. Покажите различие между понятиями « человек», «индивид», «личность». 38. Проанализируйте взаимосвязь свободы и ответственности как условий существования человека. 39. Определите место проблемы жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. 40. Проанализируйте основные философские подходы к пониманиюсмысла человеческого предназначения. 41. Раскройте природу ценностей и их классификацию. Дайте философское понимание добра, любви, красоты и творчества как важнейших духовных ценностей. 42. Определите понятие общества как системного образования, укажите его основные сферы и их взаимосвязь. 43. Раскройте особенности взаимодействия природы и общества, назовите экологические проблемы современности и пути их решения. 44. Покажите специфику духовных форм общественного бытия, их социальные функции. 45. Назовите основные подсистемы социальной структуры общества и особенности их функционирования.
46. Раскройте структуру материального производства и его роль в развитии общества. Определите основные этапы научно-технического прогресса. 47. Определите субъекты и движущие силы истории, роль эволюции и революции в историческом процессе. 48. Проанализируйте направленность общественного процесса и различные подходы к его пониманию, назовите возможные сценарии будущего человечества. 49. Покажите особенности и противоречиясовременной общепланетарной цивилизации. Назовите глобальные проблемы современности и возможные варианты их решения. 50. Раскройте особенности взаимодействия цивилизаций на современном этапе, место и роль России в мировом сообществе. Третий вопрос – темы эссе (средний и повышенный уровень, на «4» и «5»): 1. Проблемы взаимодействие УИС с религиозными организациями на рубеже XX–XXI веков. 2. Роль философского мировоззрения в решении профессиональных задач сотрудника УИС. 3. Истина и правосудие. 4. Свобода и ответственность в деятельности сотрудника УИС. 5. Антропологические аспекты проблемы уголовного наказания. 6. Аксиологические аспекты проблемы уголовного наказания. 7. Смертная казнь: за или против. 8. Гуманизм как принцип исполнения уголовного наказания. 9. Социальные проблемы уголовно-исполнительной системы в России. 10. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|