Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗАДАНИЕ № 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества

Вариант 1 Что такое мировоззрение? Как соотносятся философия и мировоззрение?
Вариант 2 Какова структура мировоззрения? Охарактеризуйте его основные уровни и формы.
Вариант 3 В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика мифического миропонимания?
Вариант 4 В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика религиозного миропонимания?
Вариант 5 Какова, на Ваш взгляд, специфика научного мировоззрения?
Вариант 6 Каков предмет и структура философского знания? Назовите его основные разделы.
Вариант 7 Назовите основные функции философии и раскройте их содержание.
Вариант 8 Каково соотношение философии и науки? Можно ли считать философию наукой?
Вариант 9 Каков предмет и структура философского знания? Назовите его основные разделы.
Вариант 10 Назовите основные функции философии и раскройте их содержание

Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия»

Первый вопрос (история философии):

1. Определите понятие и структуру мировоззрения, его исторические типы.

2. Проанализируйте особенности философского мировоззрения, его структуру. Определите специфику и функции философского знания.

3. Укажите специфику предмета и структуру философии, варианты решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.

4. Покажите место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.

5. Охарактеризуйте основные принципы философского мышления в Древней Индии.

6. Обобщите особенности древнегреческой философии, проанализируйте основные этапы ее развития.

7. Раскройте основные идеи представителей классического периода философии Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).

8. Дайте характеристику эллино-римского периода античной философии.

9. Покажите особенности и основные этапы развития философского мировоззрения Средневековья.

10. Проанализируйте гуманизм и пантеизм философии эпохи Возрождения, перечислите основные социально-политические концепции указанной эпохи.

11. Сопоставьте эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

12. Проанализируйте специфику метафизического материализма и сенсуализма XVII–ХVIII веков.

13. Раскройте концепцию Т. Гоббса и Д. Локка о государстве и естественных правах человека.

14. Назовите основные идеи философии Просвещения XVIII века.

15. Покажите специфику немецкой классической философии и ее основные проблемы через анализ наследия И. Канта и Г. Гегеля.

16. Определите основные положения диалектического материализма. Дайте современную оценку социальной доктрины марксизма.

17. Определите разновидности и основные идеи представителей «философии жизни».

18. Проанализируйте философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

19. Оцените роль философии экзистенциализма в решении гуманитарных проблем современности.

20. Проанализируйте сущность и основные этапы развития философии позитивизма.

21. Определите специфику понимания сущности процесса познания в феноменологии и герменевтике.

22. Дайте оценку основных положений философии прагматизма и их применения в современном мире.

23. Покажите особенности формирования просветительской мысль в России и философское осознание пути ее развития (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

24. Раскройте идеи космизма в русской философии на примере творчества Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского.

25. Рассмотрите основные проблемы русской религиозной философии и взгляды ее представителей (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П.А. Флоренский, В. В. Розанов и др.).

Второй вопрос (теория философии):

26. Укажите виды и характерные особенности основных форм бытия, раскройте проблему их соотношения.

27. Покажите специфику философского и естественнонаучного понимания материи, ее основные свойства и формы существования.

28. Назовите разновидности духовных форм бытия, определите сущность сознания с точки зрения основных философских направлений.

29. Раскройте сущность движения, пространства и времени, назовите их всеобщие свойства. Приведите классификацию форм движения.

30. Определите сущность диалектики как философского метода, назовите ее исторические формы и современные разновидности. Сравните диалектику и метафизику.

31. Назовите принципы и категории диалектики, раскройте особенности процесса развития с точки зрения трех ее основных законов.

32. Охарактеризуйте познание как взаимодействие субъекта и объекта. Перечислите основные концепции понимания сущности процесса познания.

33. Раскройте ступени и формы познания.

34. Укажите различные философские подходы к пониманию истины и ее критериев. Определите соотношение истины с заблуждением и ложью.

35. Проанализируйте структуру и основные формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория.

36. Раскройте классификацию методов научных исследований, их сущность и особенности применения.

37. Назовите основные аспекты философского понимания сущности человека. Покажите различие между понятиями « человек», «индивид», «личность».

38. Проанализируйте взаимосвязь свободы и ответственности как условий существования человека.

39. Определите место проблемы жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

40. Проанализируйте основные философские подходы к пониманиюсмысла человеческого предназначения.

41. Раскройте природу ценностей и их классификацию. Дайте философское понимание добра, любви, красоты и творчества как важнейших духовных ценностей.

42. Определите понятие общества как системного образования, укажите его основные сферы и их взаимосвязь.

43. Раскройте особенности взаимодействия природы и общества, назовите экологические проблемы современности и пути их решения.

44. Покажите специфику духовных форм общественного бытия, их социальные функции.

45. Назовите основные подсистемы социальной структуры общества и особенности их функционирования.

46. Раскройте структуру материального производства и его роль в развитии общества. Определите основные этапы научно-технического прогресса.

47. Определите субъекты и движущие силы истории, роль эволюции и революции в историческом процессе.

48. Проанализируйте направленность общественного процесса и различные подходы к его пониманию, назовите возможные сценарии будущего человечества.

49. Покажите особенности и противоречиясовременной общепланетарной цивилизации. Назовите глобальные проблемы современности и возможные варианты их решения.

50. Раскройте особенности взаимодействия цивилизаций на современном этапе, место и роль России в мировом сообществе.

Третий вопрос – темы эссе (средний и повышенный уровень, на «4» и «5»):

1. Проблемы взаимодействие УИС с религиозными организациями на рубеже XX–XXI веков.

2. Роль философского мировоззрения в решении профессиональных задач сотрудника УИС.

3. Истина и правосудие.

4. Свобода и ответственность в деятельности сотрудника УИС.

5. Антропологические аспекты проблемы уголовного наказания.

6. Аксиологические аспекты проблемы уголовного наказания.

7. Смертная казнь: за или против.

8. Гуманизм как принцип исполнения уголовного наказания.

9. Социальные проблемы уголовно-исполнительной системы в России.

10. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...