Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллектуальная сфера подростка




 

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретиче­ское рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школь­ном возрасте операции становятся формально-логическими опера­циями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного мате­риала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих по­сылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипоте-тико-дедуктивно.

Предложим младшим школьникам и подросткам такую, напри­мер, задачу: «У всех марсиан желтые ноги. У этого существа ноги желтые. Можно ли утверждать, что это — марсианин?» Младшие школьники или вообще не решают эту задачу («Я не знаю»), или приходят к решению образным путем («Нет. У собак тоже бывают желтые ноги»). Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Он приходит к выводу, что ответ был бы положительным только в том случае, если известно, что все существа с желтыми ногами — марсиане.

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллекту­альные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск ре­шений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать раз­ные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эф­фективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении зна­ковыми системами, принятыми в математике, физике и химии. Например, решая задачу: «Найти число, которое равняется удво­енному самому себе минус тридцать», подростки, используя сложную операцию — алгебраическое уравнение (х = 2х - 30), быстро находят ответ (х = 30). В то же время младшие школьники пытаются решить эту задачу подбором — умножают и вычитают разные числа, пока не придут к правильному результату.

Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, об­общение и другие. При одиннадцатилетнем обучении скачок в овладении этими умственными операциями наблюдается при пере­ходе из VIII в IX класс. Устойчиво проявляется рефлексивный ха­рактер мышления: дети анализируют операции, которые они про­изводят, способы решения задач.

В исследованиях Ж. Пиаже прослеживается процесс решения подростками сложных познавательных задач. В одном из экспери­ментов дети получали 5 сосудов с бесцветными жидкостями, им следовало найти такую комбинацию жидкостей, которая дает жел­тую окраску. Подростки не действовали методом проб и ошибок,

как младшие школьники, смешивавшие растворы в случайном по­рядке. Они рассчитывали возможные комбинации смешения жид­костей, выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомер­но их проверяли. Проведя практическую проверку своих предпо­ложений, они получали результат, который был заранее логически обоснован.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позво­ляют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня раз­вития интеллекта был бы невозможен характерный для этого воз­раста интерес к абстрактным философским, религиозным, поли­тическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают но­вый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психи­ческих функций, как восприятие и память. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках гео­метрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объ­ема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе пони­мания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизво­дят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемо­нические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.

Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие во­ображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, се­рьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Вооб­ражение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображе­ние взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая ли­ния развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют воз­можности своего творческого воображения, получая удовлетворе­ние от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни же­лания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, ко­торому трудно общаться со сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую краса­вицу на балу и в нее сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса. Вообще фантазирует не счастливый, а неудо­влетворенный человек, а поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подрос­ток никого не допускает, он может поделиться этой интимной ин­формацией только с близким другом.

Но игра воображения не только доставляет удовольствие и при­носит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происхо­дят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразова­ние младшего подросткового возраста. Возникает страстное жела­ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. От­стаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей дея­тельностью в этот период становится интимно-личностное обще­ние. Появляются подростковая дружба и объединение в нефор­мальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности под­ростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бра­вируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благо­даря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным само­воспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влия­ниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Вопрос №25(1)

Мухина стр.398-408

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...