Теория поэтапного формирования умственных действий
Одной из широко известных и фундаментальных теорий является теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П. Я.). Гальперин и его сотрудники подробно изучили процесс интериоризации. Они установили, что интериоризация (переход внешнего практического действия во внутреннее умственное действие) есть сложный многоэтапный процесс. И если мы хотим сформировать у учащихся полноценные умственные действия, то должны развернуть процесс образования действий и провести их через все этапы этого процесса. В ряде исследований было показано, что если обучение какому-либо действию проводилось не развернуто, минуя некоторые этапы процесса интериоризации действия, то у учащихся формируется неполноценное, ошибочное действие. Этапы процесса усвоения. 1. Мотивационный этап. Необходимо показать детям важность, необходимость приобретаемых знаний, формируемых умений. 2. Этап составления схемы Ориентировочной Основы Действий (ООД). ООД – система ориентиров и указаний, пользуясь которой, человек выполняет данное действие. На этом этапе учащиеся знакомятся с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Очень важно не только рассказать ученикам как надо действовать, но и показать сам процесс. Это значит надо выделить систему необходимых и достаточных признаков, характеризующие эти явления, показать как надо устанавливать наличие или отсутствие выделенной системы характеристик и сделать соответствующий вывод. Но это всего лишь представление о предстоящем действии, а не само действие. Чтобы научиться необходимо действовать. 3. Этап выполнения действий в материальном (с реальными предметами) или материализованном виде (с помощью моделей, схем, чертежей и т. д.). Вначале дети усваивают действия во внешнем виде, действия выполняются практически, выполняемые операции должны проговариваться. Это обеспечит осознание этих операций и подготовит перевод их в речевую форму. Слишком долго задерживать учащихся на этом этапе не следует. Как только научились выполнять эти действия правильно, надо действие переводить в теоретическую форму: учить учащихся оперировать признаками понятия логическими правилами без опоры на внешние предметы и без практического выполнения операций руками.
4. Этап внешнеречевых действий. Работа идет в том же порядке, но теперь дети называют признаки по памяти. Действие должно быть полностью развернуто. Выполняя его, ребенок учится рассуждать, что ответ правильный. В конце этого этапа возможно сокращение действия. 5. Этап выполнения действия во внешней речи про себя. Учащийся проговаривает весь процесс решения задачи, но делает это про себя без внешнего проявления, беззвучно. Этот этап является как бы переходным к последнему. 6. Этап умственных действий. Действие проходит дальнейшее обобщение, сокращается, автоматизируется. Вопрос №7(2) Лекции в тетради Типы учения (по Гальперину П. Я.)
Основным условием успешного формирования действий является ООД. В зависимости от полноты и способа овладения учащимися ООД Гальперин выделил 3 типа ориентировочной основы и 3 типа учения. Тип учения. Отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная система указаний и ориентиров по сравнению с той, которую необходимо учитывать для правильного выполнения действия. Объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом проб и ошибок и на тех участках действия, для которых у учащихся нет нужных указаний и ориентиров учащиеся действуют в слепую, часто ошибается и лишь в результате многочисленных проб осваивается данное действие.
Тип учения. Отличается тем, что ученику в готовом виде дается полное ООД для каждого конкретного случая. Учитель выясняет, какие указания нужны для правильного выполнения действия самому слабому ученику и составляет ООД. Здесь уже нет слепых проб. Ошибки могут быть только по невнимательности, действие формируется быстрее. Тип учения. Отличается тем, что ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД Составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается.
Вопрос №8(2) Лекции в тетради Понятие о профессиональной компетентности учителя. Составляющие профессиональной компетентности
Вопрос о профессионализме учителя часто возникает в ряде ситуаций жизни школы: · Текущая аттестация и присвоение учителем категорий для дифференцированной оплаты их труда; · Аттестация учебного заведения; · Обоснованное планирование индивидуального и коллективного профессионального самообразования учителей школы; · Консультация учителей по поводу затруднений в их работе; определение причин и оказание квалифицированной помощи; · Оценка работы передовых учителей; · Проведение конкурсов «Учитель года» и т. д.. Во всех ситуациях необходимы критерии для сопоставления эффективности, результативности учителей, оценки их компетентности. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. И там где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают обычно невосполнимы. Это требует от общества создание таких условий, чтобы среди учителей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу не каждому человеку. При анализе такой многомерной реальности как труд учителя используют 3 базовые категории психологии:
1. деятельность; 2. общение; 3. личность. Несколько упрощая можно сказать, что педагогическая деятельность – это «технология» труда учителя. Педагогическое общение – это климат и атмосфера этого труда. Личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя этих 3-х сторон. Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Т. о. обученность (обучаемость) и воспитанность (воспитуемость) школьников составляют еще 2 стороны труда учителя. Профессионально компетентным является такой труд учителя в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя и достигаю высокие результаты в обученности и воспитанности школьников. Можно выделить объективные и субъективные характеристики в каждой из указанных сторон проффесиональной компетентности: а) профессиональные психолого-педагогические знания (сведения из педагогики, психологии) о сущности труда учителя, закономерностях обучения, об особенностях психического развития учащихся. б) профессиональные психолого-педагогические умения; в) психологические особенности личности (свойства и качества, касающиеся как познавательной, так и мотивационной сферы). Сведем сказанное в таблицу.
Удельный вес отдельных составляющих профессиональной компетентности неодинаков. Одни из них являются приоритетными. К ним относится результаты труда учителя с точки зрения психического развития учащихся. Процессуальные характеристики труда учителя является средством достижения результата. Внутри процесса труда учителя приоритетная роль принадлежит личности (его ценностным ориентациям, идеалам и т.д.). внутри модулей наиболее значимыми для анализа компетентности являются психологические свойства и качества, которые дополняются знаниями и умениями. Вопрос №9(2) Распечатки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|