Понятие информационного общества и его развитие в России
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий. Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства. Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств. Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без целенаправленных совместных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества. Стратегия развития информационного общества в России (далее - Стратегия) представляет собой политический документ, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.
В условиях перехода страны к информационному обществу, характеризующемуся ускоренным развитием и широким распространением информационно-коммуникационных технологий, возникает потребность в создании системы статистического обеспечения принятия управленческих решений для выработки государственной политики в этой области. В настоящее время различные аспекты информатизации рассматриваются в рамках нескольких направлений статистики, при этом разнообразие используемых методологических подходов не позволяет обеспечить целостную характеристику процессов формирования и развития информационного общества в России. В основу статистического исследования информатизации должен быть положен системный подход к изучению явлений и процессов, связанных с развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий. Один из основных принципов такого подхода состоит в том, что информационное общество должно рассматриваться как целостный объект статистического наблюдения. Это предполагает разработку концепции и практическую реализацию статистического мониторинга, охватывающего все аспекты деятельности, связанной как с производством и распространением продуктов и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, так и с их использованием в экономике и других сферах общественной жизни. Цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: · формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; · повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий; · совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; · развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; · повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг; · развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; · сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических ценностей в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения; · противодействие угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России. Развитие информационного общества в России базируется на следующих принципах: · партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; · свобода и равенство доступа к информации и знаниям; · поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; · содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; · обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
Для решения поставленных задач государство: · разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом; · определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации; · обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий; · создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, создания и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий; · обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг гражданам и организациям на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; · создает условия для равного доступа граждан к информации; · использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства. Предпосылки перехода России к информационному обществу. В России за последние 7-10 лет сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к информационному обществу. К таким предпосылкам следует отнести: . Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами. Уже сегодня объем продаж в России только средств вычислительной техники и информатики (в основном ПЭВМ и периферии) достигает величины более одного миллиона штук в год и оценивается, примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает мировой опыт стоимость продаж программного продукта, обычно равна или несколько больше затрат на технику, а затраты на персональные средства связи, аудио и видеоаппаратуру обычно соизмеримы с затратами на средства вычислительной техники. Эти минимальные приближенные оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов, что составит порядка 5% ВВП России в 1997 г. Эта величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост использования ресурса «информация».
. Можно говорить о том, чтов России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл./год. . В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи. . В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления. . В общественном мнении складываетсяпонимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу. . Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д. . Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода. Несмотря на переживаемые Россией трудности, сегодня мы можем констатировать, что информационное общество и для нашей страны из мечты все больше превращается в реальность. Конечно, предстоит решить еще немало серьезных стратегических задач. К ним, прежде всего, относятся: · создание условий для предоставления всем членам общества равных возможностей в отношении доступа к информационным ресурсам; · дальнейшее совершенствование средств связи и передачи данных;
· развитие повсеместной информатизации процессов производства, торговли и финансовой деятельности; · создание новых видов информационных услуг в области науки, образования, здравоохранения и культуры; · обеспечение все более широкого использования современных информационных и коммуникационных технологий для укрепления и развития демократических процедур и институтов; · стимулирование развития информационного предпринимательства; · совершенствование и развитие действующего законодательства в области информатизации и телекоммуникаций; · формирование эффективной системы информационной безопасности; · повсеместное обучение граждан России основам информационной культуры. Нынешний уровень развития современных технологий таков, что производство, хранение и передача информации уже не имеют ни пространственных, ни временных границ. Эта способность информации преодолевать расстояния имеет особое значение именно для России, потому что: · в нашей стране многие крупные научные, культурные и промышленные центры территориально находятся далеко друг от друга; · в результате демократических преобразований за последние годы значительно усилилась автономия регионов, но в то же время стало слабее их взаимодействие; · разрушились традиционные связи на территории бывшего СССР, в результате чего русскоязычное население новых независимых государств оказалось в определенной изоляции от родной культуры; · представление о России в некоторых странах мира в связи с отсутствием достоверной информации во многом не соответствует действительности, что затрудняет и взаимопонимание, и конструктивное сотрудничество. Решению этих и других проблем должно способствовать широкое применение современных видов связи, а также активизация использования информационных ресурсов страны путем их перевода в электронную форму. По богатству информации, имеющейся в России, мы опережаем многие развитые страны мира. Без преувеличения можно сказать: информация - это наш капитал, с помощью которого мы будем строить будущее России. Научный, культурный, природный и промышленный потенциал страны, сохранившийся высокий общий уровень образования населения позволяют нам рассчитывать на достойное место в новой информационной цивилизации XXI века. Таким образом сегодня в нашей стране активно разрабатываются и используются современные информационные технологии, достаточно развита система связи, имеются богатейшие и уникальные информационные ресурсы. Но этого уже мало. Необходимы единая концепция и комплексная программа дальнейшей интеграции России в информационное общество. 1.3
Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения «корпоративной информационной культуре». Возможно, объясняется это тем, что понятие корпоративная информационная культура базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем, трудно поддающихся определению понятиях как информация и культура. Исходя из этого, можно выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке понятия информационная культура. В рамках культурологического подхода корпоративная информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение ИП. Более того, часть авторов сужает корпоративную информационную культуру до рамок компьютерной грамотности. Нам представляется неверным расчленение этого понятия на информационную и культурологическую компоненту. На сегодняшний день нам близко определение специалистов, считающих корпоративную информационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой человеческой культуры в целом. При этой трактовке информационная составляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к тем её «несущим конструкциям», которые обеспечивают ее логическую целостность. В зависимости от субъекта, который выступает носителем корпоративной информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях: . Корпоративная информационная культура личности; . Корпоративная информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.); . Корпоративная информационная культура общества в целом. В современных исследованиях корпоративной информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы. Корпоративную информационную культуру личности следует изучать и формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью. И тогда понятие «информационная культура» включит очень многие составляющие: · культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагает умение проанализировать свои ИП, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.); · культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего «документального шлейфа» изучаемого направления; · осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач); · умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.); · умение генерировать собственные ПОБД и вести личные поисковые системы; · понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности; · стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности; · воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания; · умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи; · умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории; · знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности. Корпоративной информационная культура проявляется в информационном поведении людей. Под информационным поведением мы понимаем образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения-усвоения и использования-создания нового знания, его передачи и распространения в обществе. Обосновывая необходимость изучения информационного поведения специалистов как основания для социальной дифференциации. С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно наращивать профессиональные знания и, при необходимости, переквалифицироваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения становится уровень корпоративной информационной культуры, проявляющийся в информационном поведении. Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность муниципального служащего как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые общество и государство предоставляет ему, стремящемуся состояться как профессионалу и личности. Представляется, что в самое ближайшее время судьба каждого конкретного муниципального служащего будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей профессиональной жизни. Муниципальные служащие приобретая профессиональную литературу высоко ценят возможности профессионального общения, напрямую связывают уровень информационной обеспеченности с успешностью профессиональной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о правомерности гипотезы, рассматривающей информационное поведение, и что корпоративная информационная культура имеет большое значение для муниципальных служащих. Уровень корпоративной информационной культуры ощутимо влияет на успешность работы муниципальных служащих В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Можно предвидеть время, когда условием приема специалистов на должности муниципальных служащих станет уровень корпоративной информационной культуры человека. Доказано, что информационное поведение различных групп людей поддается наблюдению, сопоставлению и оценке. Разработана методика изучения информационного поведения людей, пригодная для целей стратификации общества. Таким образом, специалист ХХI века может иметь высокую степень информационного поведения, которая включат в себя следующие компоненты: · осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему; · ориентация на мировые информационные ресурсы; · комплексное использование различных каналов получения информации; · способность к рефлексии и реальной самооценке уровня собственной информационной компетентности; · стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями; · активность в распространении нового знания; · соблюдение этических норм делового общения. Характеристика филиала государственного учреждения Омской области «Областного центра жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» Любинского муниципального района и использование им информационных технологий
В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают в жизнь людей. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития не только мировой экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Сейчас трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Допустим, все бухгалтерские операции на предприятиях и не только, сейчас основываются на применении информационных технологий. Как известно эффективность роботы государственного и муниципального управления во многом зависит от уровня взаимодействия между гражданами, учреждениями и другими органами управления. Поэтому в государственном и муниципальном управлении информационные технологии позволяют одновременно использовать информационные, организационные, правовые, социально-психологические, кадровые и другие факторы, что значительно облегчает роботу и организацию самого процесса управления. Конечно, применение таких технологий не решает всех проблем, но значительно ускоряют роботу на сложных участках управленческой деятельности, например, во время принятия решений в сложных ситуациях, подготовки и формирования отчетов и справок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|