Анализ состояния готовности муниципальных служащих к самостоятельной работе с электронными информационными ресурсами
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В информационном обществе жизненно важное значение приобретает культура поиска и восприятия информации, а также умение работать с ней. Посредниками между производителями информации и ее потребителями (пользователями) выступают библиотеки, которые являются наиболее крупными и авторитетными хранилищами информации. Важным направлением деятельности библиотек является обеспечение широкого доступа читателей к электронным ресурсам. В связи с этим на первый план выходит изучение готовности пользователей к взаимодействию с автоматизированными библиотечными средствами и умение пользоваться библиотекой в целом. Находясь на практике в филиале государственного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» Любинского муниципального района, мною было проведено социологическое исследование «Уровень готовности муниципальных служащих к самостоятельной работе в автоматизированном режиме с электронными информационными ресурсами». В исследовании приняли участие 40 служащих, среди которых специалисты с высшим образованием составили - 59%, студенты - дипломники - 41%. Служащим была предложена анкета с рядом вопросов: · на выявление уровня информированности о новых информационных технологиях используемых библиотеками; · выявление уровня владения ПК; · готовность служащих к пополнению своих знаний и умений. Анализ ответов на первый вопрос показал, что уровень информированности о новых информационных услугах библиотек невысок. О возможности использования БД для удовлетворения запросов читателей знали 75% служащих, но обращались к ним для удовлетворения собственных потребностей только 25% служащих и 10% опрошенных не знали о новых возможностях библиотек.
На вопрос «Введение новых информационных технологий в библиотеки ускорило или наоборот только усложнило работу пользователей», 57% пользователей ответило, что благодаря этим нововведениям ускорилась работа в библиотеках, 25% ответили что введение новых технологий никак не повлияло на их работу в библиотеках, а 18% пользователей усложнило работу в библиотеках. Данное исследование не ставило задачу выяснения причин, по которым читатели недостаточно активно используют новые библиотечные технологии. Внедрение компьютерных технологий в работу библиотеки существенно облегчает процесс поиска информации, но для читателей это сопряжено с определенными проблемами. Одной из них является низкий уровень осведомленности о возможностях поиска информации, в частности, преимуществ работы с БД. На вопрос умеют ли служащие самостоятельно работать с ПК и нужен им компьютер при работе они ответили: · умеют и желают самостоятельно работать на ПК - 71%; · умеют, но не желают - 3,5%; · не умеют, но желают - 22%; · не умеют и не желают - 3,5%. Эти результаты дают представление об отношении различных групп пользователей к информационным технологиям. Безусловно, специалисты, желающие самостоятельно осуществлять поиск по электронным информационным ресурсам, являются более успешными в в своей работе т.к. в данное время почти все основывается на информационных компьютерных технологиях. Пользователь должен владеть начальной компьютерной грамотностью для выработки стратегии поиска. Данное исследование показало, что большинство служащих умеют работать с ПК (71%), причем 40% из них считают себя опытными пользователями. По данным анкетного опроса более 60% опрошенных отнесли себя к категории начинающих пользователей. В целом, результаты исследования подтвердили практические наблюдения проведенные мной во время прохождения практики, что большинство пользователей владеют лишь частью знаний, необходимых для самостоятельного поиска информации.
На вопрос «Способны ли Вы самостоятельно осуществлять поиск информации по БД», 86% ответили положительно, остальным 14%, согласно результатам анкетирования, требуется помощь консультанта. Полученные сведения красноречиво говорят о том, что наши служащие недостаточно хорошо подготовлены к процессу самостоятельного доступа к электронным ресурсам библиотек. В дальнейшем информационные компьютерные технологии будут усовершенствоваться, поэтому служащим необходимо овладевать все более сложными компьютерными технологиями. Для повышения уровня знаний существует обучение по различным курсам. Выявлено, что 85% служащих готовы пройти, а 15% уже в настоящее время проходят курсы обучения. В ходе исследования были изучены возрастные особенности пользовательской аудитории, а также соотношение возрастных характеристик и уровня информационной грамотности. Лидируют пользователи в возрасте от 20 до 24 лет. Среди этой возрастной группы 59% отметили, что они умеют работать на ПК, причем 45% владеющих навыками работы на компьютере считают себя опытными пользователями, а 55% - начинающими. В возрастной группе от 25 до 35 лет владеют ПК 20% опрошенных (опытных пользователей среди них 28%, начинающих 72%). Затем идут пользователи в возрастном диапазоне от 30 до 39 лет, среди которых 10% владеют ПК. В группе пользователей от 40 до 50 лет процент людей, владеющих навыками самостоятельной работы с ПК, снижается до 7%. И, наконец, среди пользователей в возрасте свыше 50 лет всего 4% процента умеют работать с ПК. Результаты дают возможность предположить, что возраст является определяющим фактором в использовании компьютерной техники на современном этапе формирования информационного общества. Основной вывод исследования - готовность муниципальных служащих к самостоятельной работе с информационными ресурсами недостаточно высока. Поэтому обеспечение готовности пользователей к работе в самостоятельном режиме с электронными информационными ресурсами является одним из приоритетных направлений деятельности библиотек по продвижению к информационному обществу.
Заключение
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой корпоративной информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Корпоративная информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Корпоративная информационная культура - одно из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (материальные), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей, нематериальной мотивации. Сама по себе корпоративная информационная культура представляет собой знания и навыки эффективного пользования информацией, а также разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет. Интернет - это совокупность локальных и глобальных сетей, сеть сетей, охватывающая весь земной шар, как паутина, по каналам связи которой постоянно перемещаются потоки информации. В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают в жизнь людей. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития не только мировой экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Сейчас трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Одним из основных средств, обеспечивающих рациональное использование информационных ресурсов в эпоху стремительного развития вычислительной техники и телекоммуникаций, является информатизация. Информатизация общества выступает в современном мире не только как символ научно-технического и социального прогресса, но и как залог эффективного развития экономики.
Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам. Возможность хранения в памяти компьютеров имеющихся информационных ресурсов еще не означает, что они будут найдены и использованы. Колоссальный потенциал национальных информационных ресурсов, хранящихся в библиотеках, службах научно-технической информации, архивах, зачастую остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее рациональным способом. Наряду с формированием материально-технической базы информатизации, развитием в регионе современных систем информации и связи, активным внедрением новых информационных технологий ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации региона является человеческий фактор. С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно наращивать профессиональные знания и, при необходимости, переквалифицироваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения становится уровень корпоративной информационной культуры, проявляющийся в информационном поведении. Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность муниципального служащего как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые государство предоставляет ему, стремящемуся состояться как профессионалу и личности. Представляется, что в самое ближайшее время судьба каждого конкретного муниципального служащего будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей профессиональной жизни. Таким образом, большое значение в формировании корпоративной информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.
В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают в жизнь людей. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития не только мировой экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Сейчас трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Допустим, все бухгалтерские операции на предприятиях и не только, сейчас основываются на применении информационных технологий. Как известно эффективность роботы государственного и муниципального управления во многом зависит от уровня взаимодействия между гражданами, учреждениями и другими органами управления. Поэтому в государственном и муниципальном управлении информационные технологии позволяют одновременно использовать информационные, организационные, правовые, социально-психологические, кадровые и другие факторы, что значительно облегчает роботу и организацию самого процесса управления. Конечно, применение таких технологий не решает всех проблем, но значительно ускоряют роботу на сложных участках управленческой деятельности, например, во время принятия решений в сложных ситуациях, подготовки и формирования отчетов и справок. «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» предоставляет гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и мер социальной поддержки, установленных законодательством. Предоставление государственной услуги осуществляется филиалами Областного центра в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: жилищным кодексом Российской Федерации; федеральным законом; постановлением Правительства Российской Федерации; приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; постановлением Правительства Омской области; приказом Министерства труда и социального развития Омской области. При предоставлении государственной услуги специалисты в целях проверки сведений, необходимых для предоставления субсидии, взаимодействуют с организациями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг и иными органами для получения сведений о задолженностях по оплате коммунальных услуг и доходах гражданина. Для того чтобы получить государственную услугу гражданин должен подать заявление о предоставлении жилищных субсидий, социальных выплат и льгот. Граждане должны принести необходимый перечень документов с помощью которых будет осуществляться расчет размера субсидий, приниматься решение о предоставлении гражданам субсидии или отказе в их предоставлении. При анализе состояния готовности муниципальных служащих к самостоятельной работе с электронными информационными ресурсами было проведено анкетирование. По его результатам были построены диаграммы с ответами на каждый вопрос в процентном соотношении. Таким образом, в настоящее время можно говорить о том, что муниципальные служащие недостаточно готовы к самостоятельной работе с информационными ресурсами. Также это можно увидеть по возрастным особенностям, чем старше служащие, тем меньше уровень информационной грамотности, т.е. служащие совсем почти не умеют пользоваться компьютером и тем более их нельзя назвать ни начинающими не опытными пользователями ПК.
Список литературы
. Жилищный кодекс Российской Федерации от 22 декабря 2004 года; 2. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования. // Высшее образование в России - 2001 - №1 -228 с.; . Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1999 - 176 с.; . Арестова О.Н., Глухарева А.В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером. // Вестник Московского университета - 2001 - серия 14 Психология - №1 - 135 с.; . Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от 19 февраля 2009 года; . Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Взаимодействие человека с компьютером. // Психологический журнал - том 19 - №1 - 2002 -187 с.; . Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. М., 1997-с. 198; . Бодкер С. Взаимодействие с компьютером с позиции теории деятельности. // Психологический журнал - том 14 - №4 - 1999 -165 с.; . Бодров В.А., Обознов А.А., Турзин П.С. Информационный стресс в операторской деятельности. // Психологический журнал - 1998 - том 19 - №5 -68 с.; . Богачев И.С. Основы работы в Internet - Красноярск-1998 г. - 94 с.; . Булгак В.Б. / РОССИЙСКИЙ ФОНД ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ; 12. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно - культурологических исследований / Науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.; Магнитогорск, 2003. -158 с.; 13. Гречихин А.А. Корпоративная информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. /Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 2000. -202 с.; . Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. - Краснодар, 1999. -179 с.; 15. Ладенко И.С. Информатика и культура: сборник научных трудов. - Новосибирск «Наука» - 1999 -232 с.; . Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 2000. - №11. -195 с.; . Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону-1999. - 155 с.; 18. Официальный сайт - ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ/ Стратегия развития информационного общества в России (проект) - 25 июля 2007 года; 19. Петрунин. Ю.Ю. Искусственный интеллект как феномен современной культуры. // вестник московского университета - 1999 - серия 7 философия - 32 -149 с.; . Правительство Российской Федерации Постановление от 2 октября 2006 г. №589 о федерально целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах»; . Решеткина С.Ю. Человеческие факторы в поисках информатизации. // Проблемы информатизации. - 1998 - №4 -185 с.; . Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления. Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 212 с.; . Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. - 2000. - №1. -174 с.; . Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 2004. №1. - 106 с.; . Симоненко В.Б. От индустриального - к информационному обществу. // Социально-психологический журнал - 1999 - №4 - 231 с.; 26. Сухина В.Ф. Человек в мире информатики - М.: радио и связь, 2000 - 176 с.; . Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск: наука, (серия «Наука и технический прогресс») 1999 -173 с.; . Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск: наука, (серия «Наука и технический прогресс») 1999 -148 с.; . Устав бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот» от 24 января 2009 года; 30. Хангельдиева И.Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 23-25 сент. 1998 г.: Тез. докл. - Краснодар 1999. - 34 с.; . Чернокозов А.И. История мировой культуры. (краткий курс) Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999 -158 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|