Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование культурных традиций Тобольска в конце Х VII в. - середине Х I Х в.




По мнению ряда исследователей в Тобольске конца XVIII - середины XIX вв. формируется культурный центр, и обнаруживаются многие признаки «культурного гнезда», отмеченные Н.К. Пиксановым: привязанность к конкретному историческому времени и пространству; преемственность поколений и наличие связей в обществе (творческих объединений, обществ различной направленности); наличие круга деятелей в духовной сфере и общественное признание их работы по формированию культурного пространства; взаимодействие различных сторон многогранного духовного творчества; сочетание самостоятельности и ориентации на столичные культурные процессы; растущее самосознание, чувство местного патриотизма.

Просвещение, образование и литература в Тобольске

Неоднократно многими исследователями подчеркивалась неоспоримая роль Тобольска как административного, торгового и культурного центра.

На формирование культуры Тобольска XVII века заметное влияние оказало духовенство и служилые люди Сибири. Духовенство в ХVII - начале XVIII веков было одной из наиболее грамотных категорий населения, да и сама культура того времени была по сути религиозной. Церкви принадлежали прерогативы в области литературы, в области искусства и в области архитектуры. Следуя древнерусским традициям, летописание также находилось в ведении церкви. Возникновение в двадцатых годах XVII века местного тобольского летописания связано с именем первого сибирского митрополита Киприана Старусенкова (1621-1623). По его инициативе был составлен «Синодик Ермаковым казакам» (1636). При архиепископе Нектарии (1636-1640) были созданы три памятника сибирской литературы: «Есиповская летопись», основой для которой послужил выше упомянутый «Синодик…»; «Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы» (1636-1641) и «Повесть о городах Таре и Тюмени» (1636-1642).

Тобольский архиерейский дом являлся также одним из основных книжных центров Сибири. В его хранилищах откладывались книги, как привезенные митрополитами и архиепископами из европейской России, так и книги местной сибирской печати. Почти одновременно с основанием города в устье реки Тобол монахи Соловецкого монастыря ставят первый в Сибири христианский монастырь Зосимы и Савватия, положив начало статусу Тобольска как духовного центра Сибири и России. В 1621 году в Тобольске учреждается архиепископская кафедра с Софийским домом, преобразованная впоследствии в митрополию. Немало сделали для просвещения тоболяков Филофей Лещинский, открывший в 1703 году архиерейскую школу (вторую в Тобольске после светской) и Антоний Нарожницкий, преобразовавший эту школу в 1743 году в духовную семинарию.

В дореволюционной историографии, во многом благодаря А.И. Сулоцкому, а вслед за ним и Н.С. Юрцовскому, утвердилось мнение, что Тобольску принадлежит главная роль в просвещении края. Именно здесь не только открываются первые гражданские и духовная школы, но до середины столетия полноценные кадры для духовенства готовились лишь в Тобольске, которые затем распределялись по всем сибирским приходам. Но притом духовные школы, как и семинария, оставались сословными учебными заведениями, куда в основном принимались дети церковнослужителей.

Одновременно шло создание светских школ по подготовке специалистов для государственной службы. В 1722 г. в городе имелась цифирная школа с числом учеников в ней 224 человека - на втором месте в России по численности. После 1732 г. она была преобразована в гарнизонную, в нее направляются дети служилых людей из Тары, Туринска, Тюмени, Верхотурья, Пелыма, Сургута, Березова, Кетска и т.д. Согласно распоряжению тобольского губернатора Ф.И. Соймонова в Тобольске в 1758 г. открывается геодезическая школа (по другим сведениям - в 1755 г.) 3 февраля 1789 г. в Тобольске в городской Думе состоялось торжественное собрание именитых горожан, где был обнародован именной указ императрицы об открытии в Тобольске Главного народного училища. В начале XIX в. Александром I издается манифест об учреждении Министерства народного просвещения, вместе с тем происходит преобразование части народных училищ в гимназии. 12 марта 1810 г. в Тобольск приходит указ из Министерства народного просвещения об открытии гимназии.

На протяжении всего XVIII в. в Сибири появляются и частные школы. Так, еще в 1713 г. в Тобольске пленным шведским офицером капитаном К.Ф. Фон-Врехом была открыта частная школа для обучения детей своих соотечественников, которая существовала за счет пожертвований. На момент закрытия ее в 1721 г. численность учеников достигла 139 человек. Таким образом, развитие просвещения сибирского населения в XVIII столетии шло одновременно с центральными регионами России, а в чем-то даже опережало некоторые из них. Развитие образования в Сибири было обусловлено, прежде всего, потребностью в административном управлении, а так же ростом производственных сил региона.

Одновременно с ростом числа образованных людей первоначально в Тобольске, а затем и по всей Сибири стали возникать совершенно новые, не свойственные ранее для данного края, культурные традиции. Все это стало возможным благодаря систематическому просвещению, начиная с первых лет XVIII столетия.

В.К. Андриевич писал об отсутствии в Тобольске до XVIII в. грамотных людей, за исключением духовенства. Однако среди казаков, промысловиков, крестьян, двинувшихся осваивать новый край, было немало грамотных людей, которые занимались описанием местностей, изготовлением планов населенных пунктов, расписывали дома, церкви, сочиняли различную «литературу». На рынках Тобольска по крайней мере с 40-х годов XVII в., стали появляться грамматики, азбуки, псалтыри, часословы, что несомненно было вызвано повысившимся спросом на литературу. Спрос на «учительные» книги особенно повысился в конце XVII-начале XVIII в.

В конце XVIII - начале XIX века Тобольск переживает бурный культурный подъем. По словам Ю.М. Лотмана, в XIX в. ядром культурной жизни провинции была местная интеллигенция, из среды которой вырастали писатели. На развитие культуры Тобольска положительным образом влияло духовенство и купечество, выполняя в условиях Сибири ту же роль, которую играло в центральной России дворянство. Заинтересованное в изучении края, его природных ресурсов, экономики и истории, купечество содействовало развитию в литературе Сибири краеведческих и просветительских начал. Представители различных сословий (купцы, духовенство, ремесленники) собирали домашние библиотеки, выписывали из центральной России главнейшие периодические издания, приобщались к чтению краеведческой, исторической и политической литературы. Рост грамотности населения, развитие просвещения, торговли и промышленности в Тобольской губернии обусловили появление публичных библиотек, а также библиотек при гимназиях, клубах, обществах, музеях. Библиотеки становятся культурными центрами и играют значительную роль в образовании сибиряков.

Л.С. Соболева в статье «Концепт «культурное гнездо»: возврат из забвения» обращает внимание на одновременное существование в Тобольске нескольких художественных традиций, взаимодействующих друг с другом: «В Тобольске просветительская традиция поддерживается и творчески воплощается коллективом авторов «Иртыша, превращающегося в Ипокрену» и другими журналами, по-прежнему активен Софийский митрополичий дом, историческая летописная работа, камнерезная мастерская».

Появление в 1789 г. первой частной типографии купца Василия Корнильева стало настоящим культурным событием для Тобольска. Исследователи неоднократно подчеркивали значение тобольской типографии в истории Сибири. С ее деятельностью связаны первые литературные и журналистские опыты сибирских авторов. С основанием типографии начал выходить журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», редакцию которого составили преподаватели открытого в этом же году Главного народного училища Тимофей Михайлович Воскресенский, Иван Борисович Лафинов, Василий Яковлевич Прутковский и Иван Андреевич Набережнин. В предисловии к первому номеру журнала говорилось, что он издается с целью «доставить учителям свойственное званию их упражнение». Активно участвовали в издании журнала ссыльный поэт П.П. Сумароков, губернский прокурор И.И. Бахтин, учителя народного училища Т.М. Воскресенский,И.Б. Лафинов, Н.А. Набережнин, воспитанник народного училища И.Л. Трунин и др. Как отмечает Ю.М. Лотман, в группе «тобольских поэтов» объединяющими условиями служат «принадлежность к одному, в достаточной мере расплывчатому культурному «гнезду», и деятельность в журнале «Иртыш…».

Принявший от отца права владельца типографии Дмитрий Корнильев издает «Исторический журнал, или Собрание из разных книг любопытных известий, увеселительных повестей и анекдотов». Первая часть «Исторического журнала…», вышедшего сразу же после прекращения «Иртыша…», в январе 1792 года, открывалась обращением к А.В. Алябьеву, в котором издатель и редактор сообщал, что он «за долг себе поставил выбрать из разных исторических и географических книг краткие, любопытство заслуживающие известия, как-то: о Сибири, Камчатке, Америке, Азиатских народах; о произрастании удивительных в Китае дерев; о разных родах зверей, рыб, птиц; о знатнейших городах, островах, берегах и о коммерции оных с приобщеним увеселительных повестей и анекдотов».

Журнал задумывался как краеведческий. Об этом свидетельствуют помещенные в первой части небольшие статьи: «О Сибири», «О казачестве Сибири», «О бурятах и телеутах», «Известие о старинных татарских князьях в Сибири и о введении Кучумом в Сибири махометанской веры», «Описание прежде бывшей крепости Сибири» и т.д. Внимание Корнильева привлекли и соседние с Сибирью земли и страны. После статьи он помещал занимательный («увеселительный») рассказ. В журнале было и немало переводов из солидных европейских журналов и книг. Д. Корнильев сообщал, что им собран материал для нескольких частей (выпусков) журнала, однако вышли только два его номера. Издание прекратилось.

В 1793-1794 гг. П.П. Сумароков самостоятельно выпускал журнал «Ученая, Економическая, Нравоучительная, Историческая и Увеселительная Библиотека в пользу и удовольствие обоего пола и всякого звания читателей». Издательский энтузиазм Сумарокова поддерживала мысль о приобщении «непросвещенного» сибирского читателя к «свету» европейской и отечественной культуры.

Культурно-исторические традиции, сложившиеся в Тобольске в XVII-XVIII веках нашли продолжение и получили свое развитие в следующем столетии. В XIX в. в Тобольске появляются деятельные личности и творческие объединения (общественные, религиозные, научные, художественные), способствующие формированию самосознания провинциального жителя и приобщению его к европейской духовной культуре. Немаловажную роль в становлении регионального самосознания сыграли «Тобольские губернские ведомости», которые стали выходит в 1857 г. благодаря усилиям властей и местных авторов, сплотившихся вокруг редакции первой печатной сибирской газеты. В творчестве областников во второй половине XIX в. развиваютсяидеи регионального патриотизма

Культурная преемственность обнаруживается в творчестве знаменитых просветителей Тобольска. Воспитаннику Тобольской духовной семинарии, вышедшему впоследствии из духовного звания и посвятившему себя делу просвещения Сибири и изучению истории тобольской земли, П.А. Словцову принадлежит исторический труд - «Историческое обозрение Сибири», краеведческие работы «Прогулки вокруг Тобольска», «Письма из Сибири» и другие. Этот интерес к истории родной земли ему удалось передать и П.П. Ершову, в беседе с которым он как-то сказал: «Ни одного дня в своей жизни не бросил я в жертву праздности. Не выгоды, а бескорыстное чувство долга и любви к родине побуждало к тому».

Общаясь с П.А. Словцовым, П.П. Ершов заинтересовался его описанием местности Сузгун, связанной с легендой о царице Сузге. Он разыскал татарскую рукопись с легендой, перевел ее на русский язык и сделал из нее поэму М.С. Знаменский сделал ряд иллюстраций к ней, опубликованных в альбоме (1881), посвященном 300-летию присоединения Сибири к России. В него вошли следующие акварели: «Сузге упрашивает Кучума построить царский терем на высоком холме», «Гора Сузгун», «Атаман Гроза возле умирающей Сузге». Много работ М.С. Знаменского посвящено истории Тобольска, например, «Знамя Ермака», «Искер» и другие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...