Государственная политика в области формирования информационного общества
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Информационное общество. Стадии становления. Это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей. 3. Окинавская Хартия. 2000 г. Принята странами большой 8-ки. «Восьмерка» провозгласила основные положения, которые страны будут применять при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества: 1. информационно-коммуникационные технологии (ИТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в.; 2. суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей; 3.стремясь к достижению этих целей, руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе исходя из того, что все люди повсеместно без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества;4.руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, по обеспечению экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству, по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе;5. Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний.
Государственная политика в области формирования информационного общества В нее заложены основы для решения таких задач, как формирование единого ИП России и её вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Задачи ИП: модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие информационно-телекоммуникационных технологий; эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним; обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации; подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке; обеспечение информационной безопасности; формирование информационного права как правового фундамента и необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
5. Проблемы правового регулирования отношений в условиях информационного общества: требуют законодательного решения проблемы повышения потенциала как ресурса; распределения компетенции государственных органов по формированию информационных систем, технологий и продукции; ликвидации монополизма; защиты информации, автоматизированных информационных систем и средств обеспечения как объектов собственности; защиты авторских прав на автоматизированные информационные системы и средства их обеспечения; гарантии права на информацию; установления ответственности за нарушения в работе с информацией. Предполагается обязательность формирования единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность государственных и общественных институтов и граждан. 6. Информация- это сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации. В информатике, физике, математике и т.д. методы их создания, хранения, обработки и передачи; обменом энергией объекта с окружающей средой; процессы хранения, преобразования и передачи информации. Инфу в правовой системе можно разделить на 2 вида: Первый вид - правовые акты, материалы подготовки законопроектов и других НПА, материалы их обсуждения и принятия. Второй вид - это разнообразная информация, составляющая профессиональную, коммерческую, государственную и другие виды тайн, информацию, распространяемую СМИ, информацию, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен. 7. Информация в актах законодательства России. Федеральный закон ʼʼОб информации, информатизации и защите информацииʼʼ определяет информацию как ʼʼсведения о липах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представленияʼʼ (ст. 2). Законодатель широко применяет понятие ʼʼинформацияʼʼ к НПА в разных её видах. Массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, персональные данные, произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения, законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы, конфиденциальная информация, государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерацииʼʼ, реклама — ʼʼраспространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация).
8. Юридические особенности и свойства информации. Классификация информации. По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности (рис. 3).Информация Открытая: Информация как объект гражданских прав (произведения, патенты и авторские свидетельства, другая информация, создаваемая с целью извлечения прибыли); Массовая информация Информация о выборах, референдуме;Официальные документы;Обязательно представляемая информация;Другая открытая информация Ограниченного доступа: Государственная тайна, служебная тайна, Ноу-хау (секреты производства) и коммерческая тайна, Персональные данные (в порядке защиты личной тайны, Другие виды тайн. Дискретная форма представления информации - это последовательность символов, аналоговая или непрерывная форма представления информации - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков. По области возникновения: элементарную (механическую), которая отражает процессы, явления неодушевленной природы; биологическую, которая отражает процессы животного и растительного мира; социальную, которая отражает процессы человеческого общества. По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации: визуальную, передаваемую видимыми образами и символами; аудиальную, передаваемую звуками; тактильную, передаваемую ощущениями; органолептическую, передаваемую запахами и вкусами; машинную, выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники. По способам кодирования: символьную, текстовая и графическая.
9. Структура информационной сферы, основные и обеспечивающие области инфор. Сферы. Структура: техническое обеспечение. Математическое обесп., программное об., информ.обесп., организац.обесп., правовое обесп. основ ная часть включает три области: - Область поиска, получения и потребления информации- Область производства и распространения исходной и производной информации - Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг- обеспечивающая – две: - Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения- Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности. 10. Информационные процессы. Информационные системы. Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. Поиск информации - это извлечение хранимой информации. Методы поиска информации: непосредственное наблюдение; • общение со специалистами по интересующему вас вопросу; • чтение соответствующей литературы; • просмотр видео, телепрограмм; • прослушивание радиопередач, аудиокассет; • работа в библиотеках и архивах; • запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных. Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Передача В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. И нформационная система (ИС) в целом - автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами. Структура ИС включает подсистемы – информационное обесп., программное обесп., техническое. 11. Понятие ИП. История становление ИП. Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правоотношений. Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве. Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических. История -люди научились обрабатывать объекты окружающего мира и получили возможность создавать инструменты; ромышленную (примерно 300 лет назад), связанную с началом массового использования механизмов;- энергетическую (начало XX в.);- информационную (началась в последней трети XX в. и продолжается до сих пор).
12. Информационные права и свободы фундамент информационного права. Всеобщая Декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая Декларация прав человека - это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все страны. Завершается Декларация статьей, в которой четко сказано об ответственности гражданина перед обществом. Декларация провозглашает: - все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и должны поступать в отношении друг друга в духе братства; - каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения; - при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других. Все права условно разделены на три группы: 1-я группа - «ограждающие» права: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и достоинства, на тайну корреспонденции и др. 2-я группа - предполагает активность самого человека: право на свободу творчества, на труд, на заработок, на свободу собраний, на свободу перемещения и др. 3-я группа - обязывает государство и общество заботиться о человеке: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный уровень жизни и др. 15. Информационное законодательство -основной источник информационного права. Структура и состав информационного права. Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается. Источники информационного права на уровне субъектов РФ - это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства: информационно-правовые нормы международных актов; информационно-правовые нормы Конституции РФ; нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства; информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства. 16. Информационно правовые нормы международно-правовых актов. Иформационные права и свободы провозглашены Всеобщей декларацией прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.: 17. Информационно правовые нормы Конституции РФ. Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными. Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников. Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. 18. Инфор.-правовые акты отрасли информ.законодат-ва. Акты подразделены на общую и особенную части. Основа этого законодательства- это ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления. информационно-правовые нормы международных актов; информационно-правовые нормы Конституции РФ; нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства; информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства. Общая часть: законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации; Особенная часть: законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты); законодательство о средствах массовой информации; законодательство о библиотечном деле; законодательство об архивном фонде и архивах; законодательство о государственной тайне; законодательство о коммерческой тайне; законодательство о персональных данных. Отрасли – это конституционное и административное законодательство, гражданское законодательство. 19. Информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства. Декларация прав человека 10.12.1948г., Конституци РФ ст. 15, 23,24,29.33,41,42,43,44; В основе информационного права должны быть нормы международного права, регулирующие основные группы информационных отношений на межгосударственном уровне. Окинавская Хартия. Указ Президента Российской Федерации от 4.08.1995 г. № 808 была утверждена президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации». Основным направлением этой работы было определено создание и развитие к 2000 г. общегосударственной правовой системы, предоставляющих информационно-правовые услуги гражданам и организациям. 20. Нормы об ответственности за правонарушения в информационной сфере. Гражданско-правовая ответственность отличается имущественным характером принудительных мер воздействия на правонарушителя. Это меры, связанные с возмещением убытков. Административной ответственности подлежит лицо, совершившее административное правонарушение. В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям. Уголовная ответственность относится к одному из видов юридической ответственности и является по своему содержанию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. 21. Конституционная основа осуществления права на поиск, получение и передачу информации. Субъективные права. Источник: Конституция РФ ( 15, 23,24,29.33,41,42,43,44;). Все субъекты права - физические лица, юридические лица, общественные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые запрашивают необходимую информацию и используют ее в своей деятельности. Субъективное право каждого конкретного субъекта зависит от его правового статуса и вида правоотношений, в которых реализуются информационно-правовые нормы. 22. Правоотношения возникающие между потребителями информации и производителями. Субъект и объект. Субъекты ИП - это физические лица и организации, которым предоставлена возможность быть носителями прав и обязанностей в информационной сфере и вступать в информационно-правовые отношения: это- индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства; - коллективные субъекты - органы государственной власти и местного самоуправления. Информационная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других формирований - с момента образования их в установленном порядке. Правоспособность - это закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности. Дееспособность - это закрепленная за субъектом права возможность своими действиями приобретать права и обязанности. Общим объектом регулирования информационно-правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - те общественные отношения, по поводу которых возникает правоотношение субъектов. В каждом конкретном информационном правоотношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности. В содержании информационного правоотношения различают две стороны: материальную (поведение субъектов) и юридическую (субъективные юридические права и обязанности). Что является объектом правоотношения, объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|