Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов.




В ст. 8 ФЗ №149 "Об информации, информатизации и защите информации". При реализации права на доступ к информации законодательно закреплено, что пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

27.Право каждого на доступ и получении информации о себе. Ст. 14 ФЗ №152 «О персональных данных» 1)подтверждение факта обработки персональных данных оператором;2) правовые основания и цели обработки персональных данных;3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

28.Формы правового регулирования отношений в области производства документарной информации………….

В основе правового регулирования отношений в области производства документированной информации лежат информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации, к которым можно отнести нормы ч. 4 ст. 29, ст. 33, ст. 42, ч. 3 ст. 41, ст. 24. Право, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, в полной мере распространяется и на документированную информацию, представленную в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и иных информационных системах. Ст. 33 Конст.РФ предусматривает обращение гражданина лично или коллективно. Данная норма не исключает доступа граждан к информации из информационных ресурсов посредством информационных систем общего пользования.

29. Документированная информация в международном информационном обмене. Основным источником в этой области является ФЗ №85 от 04.07.1996г. «Об участии в международном информационном обмене». Его цель — создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований, а также защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. Собственник или владелец средств международного информационного обмена и информационных продуктов обеспечивает доступ к ним по правилам, устанавливаемым им в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом собственник обязан обеспечить открытость установленных им правил доступа и возможность ознакомления с ними пользователя. На территории Российской Федерации не допускается распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена. За распространение такой информации ответственность возлагается на субъект международного информационного обмена, получивший такую информацию и (или) распространяющий ее на территории Российской Федерации. Информация, содержащаяся именно в электронных документах, в настоящее время обслуживает большую часть потребностей социума как на национальном, так и на международном уровне. Именно электронный документооборот занимает одно из первых мест по распространенности и значимости для международного сообщества.

30. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов. Государственная практика в сфере формирования информационных ресурсов направлена на создание эффективной и качественной информации, обеспечение решения стратегических военных задач. Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы - переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации на законодательной и экономической основе. Именно информационный монополизм является питательной средой бюрократизма, волюнтаризма и коррупции. Формирование и развитие единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов - проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно. При этом необходим комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта развития информационных пространств ведущих стран.

31. Формы правового регулирования отношений в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Заказчики, разработчики и эксплутационники. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства.Собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права собственника или владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения определяет условия использования этой продукции. Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам. Собственникинформационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их авторав соответствии с законодательством РФ. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификациив порядке, установленном Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Информационные системы органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом,а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется законодательством РФ. Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных, получают лицензии на этот вид деятельности.Порядок лицензирования определяется законодательством РФ. Интересы потребителя информации при использовании импортной продукции в информационных системах защищаются таможенными органами РФ на основе международной системы сертификации. Вопросы сертификации в информационной сфереопределяются нормами Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в частности: деятельность по распространению шифровальных средств; техническому обслуживанию шифровальных средств; предоставление услуг в области шифрования информации.

32. Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций. В соответствии со ст. 56 Конституции РФ и ст. 13 Федерального закона «О связи» в условиях чрезвычайного положения на всей территории РФ и в ее отдельных местностях в установленном федеральным конституционным законом порядке действие отдельных положений может быть ограничено. Взаимоувязанная сеть связи РФ представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории РФ, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Государство в соответствии с федеральной программой развития взаимоувязанной сети связи РФ за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации оказывает поддержку предприятиям связи в реализации федеральных и региональных программ. Сеть связи общего пользования как составная часть взаимоувязанной сети связи РФ предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории РФ и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией РФ. Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органон исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи. В ыделенные сети связи на территории РФ могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус. Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными органами, определяемыми Президентом РФ. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти РФ и организации, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством РФ. Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией Российской Федерации, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения. Свобода почтовых отправлений и транзита почты гарантируется на всей территории РФ.

33 и 44 Правовое регулирование отношений возникающих при использовании информационных технологий в процессах подготовки и проведение выборов и референдумов. ГАС РФ «Выборы» как объект правоотношений. Использование Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов является одной из гарантий обеспечения достоверности, оперативности и полноты подготавливаемой с помощью этой системы информации о выборах и референдумах. Необходимость обеспечения гарантий достоверности результатов голосования и невозможности их фальсификации. Необходимо обеспечить гарантии достоверности подведения итогов голосования, начиная с момента ввода в ГАС (государственная автоматизированная система) «Выборы» данных из протоколов участковых избирательных комиссий и до получения протокола и сводной таблицы о результатах выборов, референдума, за счет введения механизма электронной цифровой подписи на всех этапах обработки результатов голосования. Наличие в составе ГАС «Выборы» информационных ресурсов, содержащих персональные данные. В информационных ресурсах ГАС «Выборы» содержится информация о более чем 108 млн. граждан, т.е. практически обо всех дееспособных гражданах России. Это избиратели, участники референдума, выдвинутые кандидаты, зарегистрированные кандидаты на выборную должность, избранные кандидаты, доверенные лица, уполномоченные представители, члены избирательных комиссий. Эта информация относится к категории личной тайны и потому отношения по ее поводу могут регулироваться только федеральным законом. Обеспечение гласности выборов, референдумов с использованием новых информационных технологий. Повышение уровня гарантий избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ осуществляется на основе: обеспечения высокой гласности избирательных процессов за счет максимально быстрого и всестороннего информирования избирателей о ходе и результатах выборов и референдумов.

45. Государственная политика в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. В 2000 году Президент Российской Федерации утвердил Доктрину информационной безопасности нашей страны, один из разделов которой посвящен обеспечению безопасности работы российской информационной инфраструктуры и надежному сохранению информационных ресурсов. Этому способствует целевая программа "Электронная Россия", утвержденная в 2002 году Президентом Российской Федерации и активно воплощающаяся в жизнь. В связи с этим создаваемые информационные технологии должны являться, в том числе и средством защиты от несанкционированных доступов к информации. В настоящее время в целях повышения безопасности операций в Интернете используется комплекс мер, в частности криптографическая защита, информационная защита, межсетевые экраны и программы "Антивирус Касперского", но этого явно недостаточно. Для эффективного использования подобных средств защиты необходимо, чтобы создать специальную службу информационной безопасности. Расходы на его содержание, как показывает зарубежный опыт, будут оправданы. Перспективна разработка сертификатов, гарантирующих безопасность на основе криптографических алгоритмов, которые обеспечивают секретность коммерческой информации. Особо выделяется закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который является базовым в области информационной безопасности, в нем содержатся определения основных понятий, используемых в информационной сфере. Указанный закон реализует положения Конституции Российской Федерации и решает ряд общих проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности личности в нашей стране. В тоже время государство в целях обеспечения информационной безопасности должно установить необходимое правовое регулирование, обеспечивающее возможность, порядок и условия защиты информации, а также обеспечивающее условия электронной коммерции. Решение государством проблем в области создания и использования информационных систем является системным подходом в совершенствовании правового регулирования не только передачи, хранения, распространения и защиты информации, но и развития информационных технологий.

46. Формы правового регулирования отношений в области информационной безопасности. Угрозы безопасности в информационной сфере. Правовое обеспечение безопасности информации — это совокупность законодательных актов, нормативно-правовых документов, положений, инструкций, руководств, требования которых обязательны в системе защиты информации. Правовое обеспечение безопасности информации любой страны содержит международные, и национальные правовые нормы. В нашей стране правовые или законодательные основы обеспечения безопасности компьютерных систем составляют Конституция РФ, Законы РФ, Кодексы, указы и другие нормативные акты, регулирующие отношения в области информации. ФЗ №149-Ф3 ʼʼОб информации, информационных технологиях и защите информацииʼʼ от 27 июля 2006 ᴦ. регулирует отношения, возникающие при˸ осуществлении права на поиск, получение, передачу и производство информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. Закон РФ № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года, является одним из базовых законов в области защиты информации, Основные задачи Закона˸ предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного копирования, уничтожения, искажения, модификации (подделки) информации в информационных системах; сохранение достоверности, целостности информации, ее массивов и программ, установленных собственником; сохранение возможности управления процессом обработки, пользования информацией в соответствии с условиями, установленными собственником; обеспечение конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональной информации, накапливаемой в банках данных; сохранение секретности или конфиденциальности информации в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством и другими законодательными или нормативными актами; соблюдение авторских прав. В 1996 году в Уголовный кодекс был впервые внесен раздел ʼʼ Преступления в сфере компьютерной информацииʼʼ. Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших распространенными˸ неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и сетей. Угроза безопасности…….. Обеспечение сохранности конфиденциальной информации (КИ) необходимо начинать с определения системы угроз, то есть негативных процессов, способствующих утечке информации. По цели воздействия различают три основных типа угроз: угрозы нарушения конфиденциальности информации; угрозы нарушения целостности информации; угрозы нарушения работоспособности системы (отказ в обслуживании).Угрозы нарушения целостности информации,хранящейся в компьютерной системе или передаваемой по каналу связи, направлены на её изменение или искажение, приводящее к нарушению её качества или полному уничтожению. Целостность информации может быть нарушена умышленно злоумышленником, а также в результате объективных воздействий со стороны среды, окружающей систему. Эта угроза особенно актуальна для систем передачи информации - компьютерных сетей и систем телекоммуникации. Угрозы нарушения работоспособности (отказ в обслуживании) направлены на создание таких ситуаций, когда определённые преднамеренные действия либо снижают работоспособность АСОИ(автоматизированным системам обработки информации), либо блокируют доступ к некоторым её ресурсам.Опасные воздействия можно разделить на случайные и преднамеренные. Причины случайных воздействий: аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключения электроэнергии; отказы и сбои аппаратуры; ошибки в программном обеспечении; ошибки в работе обслуживающего персонала и пользователей; помехи в линии связи из-за воздействия внешней среды. В общем виде все угрозы делятся на две группы: внутренние и внешние. Внутренние угрозы инициируются персоналом объекта, на котором установлена система, содержащая КИ. Из-за неудовлетворительной зарплаты или отношения руководства, отдельные сотрудники с высоким уровнем самооценки могут предпринять действия по выдаче информации лицам, заинтересованным в её получении. Внешние угрозы возникают благодаря непосредственной деятельности недобросовестных конкурентов, преступных элементов, иностранных разведывательных служб, из-за неумелой постановки взаимоотношений с представителями государственных структур, общественных организаций, средств массовой информации. Действия извне могут быть направлены на пассивные носители информации следующими способами: похищение или снятие копий с различных носителей информации; снятие информации в процессе коммуникации; снятие информации в процессе её передачи по сети связи; уничтожение информации или повреждение ее носителей; случайное или преднамеренное доведение до сведения конкурентов документов и материалов, содержащих секретную информацию. Действия извне могут быть также направлены на персонал компании и выражаться в формах: подкупа, шантажа, выведывания с целью получения информации, переманивания ведущих специалистов на конкурирующую фирму и т. п.

47. Структура систем правового обеспечения информационной безопасности (СИБ). СИБ должна иметь следующие виды (элементы) обеспечения: правовое, организационное, нормативно-методическое, информационное, техническое (аппаратное), программное, математическое, лингвистическое. Правовое обеспечение СИБ основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации. Этот вид обеспечения включает: • наличие в организационных документах фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, контрактах, заключаемых с сотрудниками, в должностных и рабочих инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации; • формулирование и доведение до сведения всех сотрудников фирмы положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов; • разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации. Отметим, что из всех мер зашиты в настоящее время ведущую роль играют организационные мероприятия. Службы безопасности - реализация политики безопасности требует настройки средств защиты, управления системой зашиты и осуществления контроля функционирования ИС. Как правило, задачи управления и контроля решаются административной группой, состав и размер которой зависят от конкретных условий. Очень часто в эту группу входят администратор безопасности, менеджер безопасности и операторы. Обеспечение и контроль безопасности представляют собой комбинацию технических и административных мер. У сотрудников административной группы обычно 1/3 времени занимает техническая работа и около 2/3 – административная (разработка документов, связанных с защитой ИС, процедуры проверки системы защиты и т.д.). Разумное сочетание этих мер способствует уменьшению вероятности нарушений политики безопасности. Административную группу иногда называют группой информационной безопасности. Организационное обеспечение включает в себя регламентацию: • формирования и организации деятельности службы безопасности и службы конфиденциальной документации; • составления и регулярного обновления защищаемой информации фирмы, составления и ведения перечня (описи) защищаемых бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы; • разрешительной системы разграничения доступа персонала к защищаемой информации; • методов отбора персонала для работы с защищаемой информацией, методики обучения и инструктирования сотрудников; • направлений и методов воспитательной работы с персоналом, контроля соблюдения сотрудниками порядка защиты информации; • технологии защиты, обработки и хранения бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы; внемашинной технологии защиты электронных документов;

• порядка защиты ценной информации фирмы от случайных или умышленных несанкционированных действий персонала;

• ведения всех видов аналитической работы; • порядка защиты информации при проведении совещаний, заседаний, переговоров, приеме посетителей, работе с представителями рекламных агентств, средств массовой информации; • пропускного режима на территории, в здании и помещениях фирмы, идентификации персонала и посетителей; • системы охраны территории, здания, помещений, оборудования, транспорта и персонала фирмы; • организационных вопросов защиты персональных компьютеров, информационных систем, локальных сетей; • работы по управлению системой защиты информации. Организационный элемент защиты информации является стержнем, основной частью комплексной системы элементов системы защиты – «элемент организационно-правовой защиты информации».

Нормативно - методическое обеспечение, может быть слито с правовым, куда входят нормы и регламенты деятельности органов, служб. Инженерно-техническое обеспечение системы защиты информации предназначено для пассивного и активного противодействия средствам технической разведки и формирования рубежей охраны территории, здания, помещений и оборудования с помощью комплексов технических средств. Программно-аппаратное обеспечение системы защиты предназначено для защиты ценной информации, обрабатываемой и хранящейся в компьютерах, серверах и рабочих станциях локальных сетей и различных информационных системах.

48. Правовая защита от угроз воздействия информации на личность, общество, государство. Информационно-правовые нормы Конституции РФ: «Статья 29 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Законодатель имеет в виду, что свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т.е. доброкачественную информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации. «Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Эта норма прямого действия защищает личность и общество от сокрытия опасной информации. «Статья 29 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Это тоже норма прямого действия: защищает личность и общество от вредной и опасной информации конкретного, указанного вида. Ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушения порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ - это клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), заведомо ложная реклама (ст. 182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354). Нормы об ответственности за административные правонарушения содержатся в Кодексе об административных правонарушениях. Это, например, нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 405), нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (ст. 408), изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 4012) и распространения продукции средства массовой информации (ст. 171]).

49. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц. Правовую основу информационной безопасности составляют информационные конституционные нормы. «Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные от вмешательства посторонних лиц. «Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений...». При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия. «Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации. Основной системообразующий набор норм, обеспечивающих защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». «Статья 21. Защита информации 1. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. 2. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите. 3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты. 4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства. 5. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. 6. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности.«Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации 1. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. 2. Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.
3. За правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов Российской Федерации. Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участников в сфере формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные третейские суды. Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в порядке, установленном законодательством о третейских судах. 4. Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией».

50. Защита прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере в условиях информатизации. «Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». «Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». «Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова». «Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». «Статья 29 «3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

51. Государственная политика в области информационной безопасности. Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих основных принципах: соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права. Открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений основывается на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности РФ проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности РФ, разрабатывает меры по ее обеспечению; организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности РФ; поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации; осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации; способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям. Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...