Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение. Монгольская, или юаньская, династия (чингисидов). Заключение




Приложение

МОНГОЛЬСКАЯ, ИЛИ ЮАНЬСКАЯ, ДИНАСТИЯ (ЧИНГИСИДОВ)

По П. В. Шкуркину. Ср. " Справочник по истории стран Дальнего Востока". Ч. I. Китай, Харбин, 1918

Эта династия является двадцатой династией в истории Китая и называлась до 1281 г. Монгольской - Мэн-гу, когда переименована в Юань, т. е. " Основание", " Начало".

1. Чингис-хан. Родился, по монгольским источникам, в начале 1155 г. Настоящее полное имя - Тэнгрин Огюгсен Темучин. Избран ханом и наименован Чингисом. Полное монгольское имя - Делкян эзен Суту Богдо Чингис-хан (Владыка мира, ниспосланный Богом Чингис-хан). Умер в 1227 г.

2. Тулуй-хан, 1227-1229, наследовал ему как младший сын в качестве регента за время двухлетнего траура по Чингис-хану. Курултаем избирается и на престол вступает брат его, третий сын Чингис-хана.

3. Угэдэй-хан (Огодай), 1229-1241. При нем закончены завоевания на Западе, и Русь вошла в Монгольскую империю.

4. Гуюк-хан, сын Угэдэя, вступает на престол в 1246 г. после регентства царицы Туракины, вдовы Угэдэя, отравившей в Каракоруме кн. Ярослава Суздальского, отца Александра Невского. Умер в 1248 г.

5. Мункэ-хан(Менгу) - сын Тулуя, и, таким образом, меняет линию преемственности. Вступил на престол в 1251 г. При нем закончены завоевания Передней Азии. Умер в 1259 г.

6. Хубилай-хан (Кублай), второй сын Тулуя с китайским именем Ши-цзу, вступил в 3-м месяце 1260 г. Завершает дело Чингис-хана, покоряя Китай. Резиденция - Хан-Балык (Пекин). Умер в 1294 г. Начало собственно династии Юань.

7. Тимур, с китайским именем Чэн-цзун, внук Хубилая, умер в 1307 г.

8. Кайшан, с китайским именем У-цзун, брат Тимура, сын Дарма-Балы, умер в 1311 г.

9. Буянту, с китайским именем Жень-цзун, брат У-цзуна, умер в 1320 г.

10. Шоди-Бала, с именем Ин-цзун, сын предыдущего, гэ-гэнь (духовный сан). Покровительствовал буддизму. Убит в 1323 г.

11. Есун-Тимур, с китайским именем Тай-дин-ди. Умер в 1328 г. В это время на Руси Иван Калита сидит Великим князем (1328-1340). Сын Есун-Тимура, Тай-цзи-Асуцзиба, захватывает престол, но скоро свергается сыном Кайшана (No 8) - Ток-Тимуром, с китайским именем Вэн-цзун. Однако престол удержан был недолго. Ток-Тимур отрекается в 1329 г. и на престол садится его старший брат.

12. Кутукту-хан, с китайским именем Мин-цзун, отравлен в 1329 г. опять вступающим на престол Ток-Тимуром.

13. Ток-Тимур, с китайским именем Вэн-цзун, умер в 1332 г., 29 лет от роду. В это время в Пекине есть охранный русский полк (1330).

14. Ринчинбал, с китайским именем Нин-цзун, младший сын Тимура, умер в 1332 г., 7-ми лет от роду.

15. Тоган-Тимур, с китайским именем Шунь-ди, старший брат Ринчинбала, бежал в Монголию в 7-м месяце 1368 г., умер в Ин-Чане в 1370 г.

Вступает на китайский престол династия Минов.

Заключение

Из всего сказанного видно, что " монгольский" вопрос еще не поставлен русскими и европейскими учеными во всей его величине и значение монгольской культуры еще не исследовано ими достаточно. Но можно уже теперь считать доказанным, что обычное представление о монгольском завоевании и монгольском влиянии является сильно устаревшим, как результат " эгоцентричности романо-германской культуры". Монгольское завоевание не было нашествием диких орд, и монголы не были ни " дикарями", ни " варварами", иначе они не могли бы одержать победу над народами старых культур двух континентов и создать небывалую в мировой истории империю.

Правда, всю историю монголов нельзя вместить в рамки восходящих степеней развития " общечеловеческой", т. е. романо-германской, культуры, с их кочевым бытом, родовым делением и скотоводческим хозяйством, но из этого еще не следует, что они " дикари", а следует другой вывод: прогрессирующая и восходящая, подобно пирамиде, схема " общечеловеческой" культуры, сочиненная европейскими учеными, в основе своей неправильна и неприменима к народам Азии, т. е. к 1/2 человечества. Европейские ученые учат нас, что в войне побеждает более культурный; монголы же в короткий срок без поражения объединили в одном государстве своем 4/5 Азии с Европой.

Все культуры имеют свои идеалы, их характеризующие. Так, древнегреческая культура есть культура знания, идеал ее - мудрец. Римская культура есть культура права, идеал ее - гражданин, герой. Идеал христианской культуры Средних веков - святой, аскет. Духовная культура Азии есть культура буддийская, идеал ее - богочеловек (нирвана, бодхисатва, Будда). Монгольская кочевая культура есть военная культура, идеал ее - царство Вселенной, монголосфера. Современная же культура Запада есть культура материалистическая, и ее идеал - капитал!

Монгольские племена в течение тысячелетий находились в непосредственном соприкосновении с Китайской империей и под влиянием китайской и уйгурской культур. В течение многих веков они входили в состав больших и сильных тюркских держав, и лишь в XII веке, незадолго до своего объединения в одно национальное государство, они стали независимыми. Монголы свою удивительную военную организацию создали сами из глубины веков переданными традициями. На своем родовом быте они создали крепкую государственную организацию, а административную, финансовую и податную системы заимствовали от китайцев. Монголы обладали самой совершенной армией из всех тогда существовавших на земном шаре, самой дисциплинированной и наилучшим образом организованной. Она была прекрасно вооружена и снаряжена, имела постоянные обученные кадры и строгую служебную иерархию. Техника ее стояла на высоте своего века. Сам Чингисхан и его лучшие полководцы Джэбэ-нойон и Субутай-багадур историками по справедливости считаются военными гениями. Можно без преувеличения сказать, что они превосходят европейских великих полководцев - Александра, Юлия Цезаря и Наполеона - как по размерам и числу своих побед и по полному отсутствию в их боевой практике поражений, так и по их достижениям, венцом которых было создание небывалой по величине империи.

На современные монгольские племена, населяющие историческую Монголию, и на бурятов и калмыков, живущих вне Монголии, надо смотреть как на народы угасшей культуры, подобно современным грекам и итальянцам [+69], но мы присутствуем при начале пробуждения этого народа после около 500-летнего его застоя вместе с народами всей Азии. Что принесет Европе это пробуждение Азии? Этот вопрос занимает многие выдающиеся умы современной Европы.

В учебниках истории пишут, что свержение Россией монгольского ига, уже поколебленного Куликовской победой Дмитрия Донского, произошло сто лет спустя, при Иоанне III, после порабощения России, в общей сложности продолжавшегося около двух с половиной веков. В действительности в его утверждение необходимо внести некоторые поправки. Куликовская победа имела моральное значение, материальные же последствия ее, несколько лет спустя после одержания ее над темником Мамаем, были сведены на нет золотоордынским ханом Тохтамышем, который при поддержке Тамерлана (Тимура), восстановившего единство монголо-татарской державы, снова привел Русь в подчинение Золотой Орде, выразившееся в выдаче Дмитрию Иоанновичу ярлыка на великое княжение. Такие же ярлыки продолжали получать и ближайшие потомки Дмитрия. Хотя затем, начиная от Иоанна III, московские великие князья княжили без ханских ярлыков и иго формально было свергнуто Иоанном III, однако полное прекращение фактической зависимости от татар правильнее отнести к половине XVI века, времени завоевания Иоанном IV Грозным последних позиций монгольского владычества - Казанского и Астраханского царств, основавшихся на развалинах Золотой Орды, так как только после этого царь стал вполне свободным и " Великим Государем", хотя Крымское царство оставалось еще долго независимым [*1].

Введя такую поправку хронологического характера в историю так называемого монгольского, или татарского, ига, считаем необходимым еще раз отметить ошибочность обычного мнения о крайней бедственности для русского народа монгольского владычества. Если это и было сопряжено для Руси с материальными жертвами, то зато, с другой стороны, оно являлось для нее превосходной, хотя и суровой, школой, в которой выковывались московская государственность и русское самодержавие; школой, в которой русская нация осознала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование. Русь сумела органически переработать и усвоить заимствованное от ее завоевателей и вышла из-под ига в виде, быть может, " неладно скроенного, но крепко сшитого" государственного организма, спаянного духовной дисциплиной и единством бытового исповедничества. Вот результат школы, в которой не только наказывали, но и учили. А чем была Русь до прихода монголов, это мы видели. Чингис-хан и его империя оставили два великих наследства миру: на западе, на развалинах враждующих русских княжеств, возникло царство Ивана Грозного, а на востоке - три государства: Цзинь, Сун и Тангут, впервые объединенные монголами, выступающие как единая Китайская империя. Если сравнить " иго монгольское" с " игом европейским", как можно назвать двухсотлетний императорский период русской истории, период духовного засилья Европы, разрушения и гонения силою власти всего национального, то итоги этих двух исторических периодов, этих двух школ обнаруживаются наглядно: экзамен на аттестат политической зрелости татарской школы Россия выдержала блестяще, между тем как на экзамене европейской школы на ту же политическую зрелость, после периода учения одинаковой продолжительности, Императорская Россия жестоко провалилась в 1917 г.

Комментарий

[*1] И до середины XVIII в. беспокоило южные рубежи империи своими набегами.

Примечание

[+69] Профессор Лауфер - монголовед.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...