Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическое развитие в Гуптский период




Формы земельных владений

В Индии Гуптов была распространена практика служебных пожало­ваний, пожизненных или временных «кормлений». Местная знать нередко теряла принадлежавшиеей земли, но сохраняла само право на получение доходов, которое могло быть реализовано на другой территории. Грань между местным правителем – землевладельцем и государственным чиновником оказывалась довольно неопределенной, значительная часть местной знати включалась в государственный аппарат.

Значительная часть земельного фонда принадлежала брахманам и религиозным учреждениям.

Рассмотрим виды крупного землевладения светских лиц:

1. Правитель мог подарить деревню некому лицу, обладавшему административной властью. В то же время оно отнюдь не рассматривается как его частная собственность и прав переселить крестьян или согнать их с принадлежавшей им земли получа­тель дарения не имел.

Население обязано было исполнять в пользу нового владельца трудовую повинность (вишми), но еще большее значение имели различные натуральные и денежные пла­тежи. Традиционно величина основного сельскохозяйственного налога определялась в размере доходов, однако многое зависело от конкретных условий места и времени. В наиболее подробных перечнях указывалось до 30 видов, и даже такие списки не претендуют на полноту, заканчи­ваясь словами и прочее.

Он получал административный иммунитет, который сопровождался запретом вступать на территорию «царским слугам», де­ревня освобождалась от постоя военных отрядов. На вверенной ему терри­тёрии владелец ее сам творил суд и расправу по тем делам, которые прежде принадлежали обычно общине (речь идет о так называемых десяти про­ступках, включающих словесное оскорбление, мелкие хищения, прелюбоде­яние и некоторые другие). Следствие и наказание по таким серьезным пре­ступлениям, как разбой или государственная измена, даритель сохранял за собой.

 

Город и ремесло

Высокий уровень городского ремесла. В его организации основной фигурой был самостоятельный мастер, имевший учеников. Ученик, прошедший испытание на выполнение «шедевра», мог открыть собственную мастерскую или работать за плату в качестве подма­стерья. На подсобных работах, возможно, использовался и рабский труд. Представители отдельных профессий составляли артели, работавшие по найму. Основные специальности в городском ремесле были, видимо, моно­полизированы влиятельными корпорациями (шрени, нигама). Городское ремесло преимущественно ориентирова­лось на заказ.

 

Торговля

Существование крупной державы обеспечивало возможность развития торговли, как внутренней, так и внешней. Наметилась специали­зация отдельных районов Индии – сахар из Ган­дхары, рис из Каушамби и т.д. Торговые караваны шли через Кабул и Балхк берегам Амударьи, через Каядагар – в Иран. По морю поддерживались активные связи с Византией. Китайский паломник Фа Сянь, посетивший Индию при Чандрагупте II, рассказывает о том, что двухмачтовые корабли, вмещавшие 150–200 человек, регулярно плавали из Тамралипти на Ланку. Активно развивались отношения с Юго-Восточной Азией, с островами Ява, Суматра, Бали. Известно о многочисленных индийских миссиях в Китай (не меньше десяти датируются У в.).

В связи с распространением буддизма в Китае паломники приезжали в Индию за священными книгами.

 

Получает размах и регулярность денежное обращение. Ремесленные и торговые гильдии принимали денежные вклады и осуществляли банковские операции. Но в записках Фа Сяня говорится о том, что даже в столице империиЧандрагупты II в качестве менового средства использовались раковины ка­ури.

 

Культура

Процветающие гуптские города были и важными культурными цен­трами. Городские власти и руководители купеческих гяльдий устраивалипразднества, театральные представления, приглашали бродячие труппы ак­теров. Пьеса Шудраки «Глиняная повозка» служит образцом чисто город­ского жанра «купеческой драмы». Городская новелла этого времени вошла в средневековые сборники так называемой обрамленной повести. Город, как и везде, считался воплощением изысканной культуры в противоположность простой и грубой деревне.

Центром культуры являлся и царский двор, где созда­валась искусная поэзия кавья. Литературные и научные сочинения этой эпохи, несмотря на верность традициям, имеют отчетливо выраженный авторский характер. Известны гуптские панегирики, которые на­писаны в высоком стиле и изобилующие сложными образами, поэтиче­скими намеками, аллитерациями и нарочитой многоплановостью. Для при­дворного театра предназначались драмы Калидасы, написанные на геро­ические и легендарные сюжеты. Традиция связывает знаменитого поэта с Чандрагуптой II.

К тому же времени относится творчество ученого врача Сушруты и лексикографа Амарасинхи, на рубеже У–УI вв. жил астроном и математик Арьябхата, а несколькими десятилетиями позже – Варахамихира.

«Махабхарата» служила неисчерпаемой сокровищницей сюжетов для Калидасы и других поэтов и драматургов. «Рамаяна» рассматривается как прямая литературная предшественница поэзии кавья. Эпос явился своего рода кодексом морали и философии, обширным сборником наставлений и живых примеров.

 

Религиозная ситуация

Первая половина 1 тыс.– время сложения классического инду­изма. Гуптские цари покровительствовали всем религиям, но наибольшую роль играл иидуизм. Сами Гупты обычно называли себя почитателями Вишну (парамабхагавама). Именно индуизм стал основной религией страны. Основная часть дарений также предназначалась брахма­нам и индуистским храмам.

Священными книгами индуизма были великие эпические поэмы и пураны. «Махабхарата» была записана, по-видимому, незадолго до Гуптов. «Махабхарата» весьма близка поздним книгам о дхарме – религиозном долге и добродетельном поведении, которые в гуптской эпохе приобрели большую популярность. В после гултское время практи­чески не появлялось новых сочинений этого жанра – древнее священное предание (смрими) окончательно канонизируется и начинается активноеего комментирование.

К середине 1 тысячелетия оформляются основные книги пуран – обширных сводов мифов и преданий индуизма. В отличие от текстов ведийской религии эпос и пураны не являлись сочинениями, чтение и слушание которых ограничено кругом жрецов и «дваждырожденных». Они доступны и близки основной массе населения (шудрам в индийской терми­нологии).

Широкое распространение почитание таких индуистских богов, как Вишну и Шива, Ганеша и Сканда, Кумара, Картикея, женские божества Дурга и Лакшми. Представ­ление об аватарах – воплощениях богов – способствовало отождествле­нию культов различного происхождения и ассимиляции религиозных веро­ваний многочисленных народов Индии. В то же время для классического (пуранического) индуизма характерно изменение отношения к боже­ству – популярной становится идея бесконечной преданности ему, личного служения. Активно развиваются храмовое строительство и ре­лигиозное лаломничество.

Записки Фа Сяня говорят о том, что на рубеже IV–V вв. буддиз еще не потерял еще своих позиций в Северной Индии. Его центрами были Гандхара и Матхура, Магадха. Примерно этим временем датируется творчество крупнейшего буд­дийского философа Васубандху. В Западной Индии устойчиво держалось влияние джайнизма, на рубеже V–VI вв. в Валабхи собрался важнейший собор, оформивший канон школы шветамбаров.


[1] В написании этой лекции принимал участие Василий Балтуркевич (ПСТУ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...