Экономическое развитие в Гуптский период
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Формы земельных владений В Индии Гуптов была распространена практика служебных пожалований, пожизненных или временных «кормлений». Местная знать нередко теряла принадлежавшиеей земли, но сохраняла само право на получение доходов, которое могло быть реализовано на другой территории. Грань между местным правителем – землевладельцем и государственным чиновником оказывалась довольно неопределенной, значительная часть местной знати включалась в государственный аппарат. Значительная часть земельного фонда принадлежала брахманам и религиозным учреждениям. Рассмотрим виды крупного землевладения светских лиц: 1. Правитель мог подарить деревню некому лицу, обладавшему административной властью. В то же время оно отнюдь не рассматривается как его частная собственность и прав переселить крестьян или согнать их с принадлежавшей им земли получатель дарения не имел. Население обязано было исполнять в пользу нового владельца трудовую повинность (вишми), но еще большее значение имели различные натуральные и денежные платежи. Традиционно величина основного сельскохозяйственного налога определялась в размере доходов, однако многое зависело от конкретных условий места и времени. В наиболее подробных перечнях указывалось до 30 видов, и даже такие списки не претендуют на полноту, заканчиваясь словами и прочее. Он получал административный иммунитет, который сопровождался запретом вступать на территорию «царским слугам», деревня освобождалась от постоя военных отрядов. На вверенной ему территёрии владелец ее сам творил суд и расправу по тем делам, которые прежде принадлежали обычно общине (речь идет о так называемых десяти проступках, включающих словесное оскорбление, мелкие хищения, прелюбодеяние и некоторые другие). Следствие и наказание по таким серьезным преступлениям, как разбой или государственная измена, даритель сохранял за собой.
Город и ремесло Высокий уровень городского ремесла. В его организации основной фигурой был самостоятельный мастер, имевший учеников. Ученик, прошедший испытание на выполнение «шедевра», мог открыть собственную мастерскую или работать за плату в качестве подмастерья. На подсобных работах, возможно, использовался и рабский труд. Представители отдельных профессий составляли артели, работавшие по найму. Основные специальности в городском ремесле были, видимо, монополизированы влиятельными корпорациями (шрени, нигама). Городское ремесло преимущественно ориентировалось на заказ.
Торговля Существование крупной державы обеспечивало возможность развития торговли, как внутренней, так и внешней. Наметилась специализация отдельных районов Индии – сахар из Гандхары, рис из Каушамби и т.д. Торговые караваны шли через Кабул и Балхк берегам Амударьи, через Каядагар – в Иран. По морю поддерживались активные связи с Византией. Китайский паломник Фа Сянь, посетивший Индию при Чандрагупте II, рассказывает о том, что двухмачтовые корабли, вмещавшие 150–200 человек, регулярно плавали из Тамралипти на Ланку. Активно развивались отношения с Юго-Восточной Азией, с островами Ява, Суматра, Бали. Известно о многочисленных индийских миссиях в Китай (не меньше десяти датируются У в.). В связи с распространением буддизма в Китае паломники приезжали в Индию за священными книгами.
Получает размах и регулярность денежное обращение. Ремесленные и торговые гильдии принимали денежные вклады и осуществляли банковские операции. Но в записках Фа Сяня говорится о том, что даже в столице империиЧандрагупты II в качестве менового средства использовались раковины каури.
Культура Процветающие гуптские города были и важными культурными центрами. Городские власти и руководители купеческих гяльдий устраивалипразднества, театральные представления, приглашали бродячие труппы актеров. Пьеса Шудраки «Глиняная повозка» служит образцом чисто городского жанра «купеческой драмы». Городская новелла этого времени вошла в средневековые сборники так называемой обрамленной повести. Город, как и везде, считался воплощением изысканной культуры в противоположность простой и грубой деревне. Центром культуры являлся и царский двор, где создавалась искусная поэзия кавья. Литературные и научные сочинения этой эпохи, несмотря на верность традициям, имеют отчетливо выраженный авторский характер. Известны гуптские панегирики, которые написаны в высоком стиле и изобилующие сложными образами, поэтическими намеками, аллитерациями и нарочитой многоплановостью. Для придворного театра предназначались драмы Калидасы, написанные на героические и легендарные сюжеты. Традиция связывает знаменитого поэта с Чандрагуптой II. К тому же времени относится творчество ученого врача Сушруты и лексикографа Амарасинхи, на рубеже У–УI вв. жил астроном и математик Арьябхата, а несколькими десятилетиями позже – Варахамихира. «Махабхарата» служила неисчерпаемой сокровищницей сюжетов для Калидасы и других поэтов и драматургов. «Рамаяна» рассматривается как прямая литературная предшественница поэзии кавья. Эпос явился своего рода кодексом морали и философии, обширным сборником наставлений и живых примеров.
Религиозная ситуация Первая половина 1 тыс.– время сложения классического индуизма. Гуптские цари покровительствовали всем религиям, но наибольшую роль играл иидуизм. Сами Гупты обычно называли себя почитателями Вишну (парамабхагавама). Именно индуизм стал основной религией страны. Основная часть дарений также предназначалась брахманам и индуистским храмам. Священными книгами индуизма были великие эпические поэмы и пураны. «Махабхарата» была записана, по-видимому, незадолго до Гуптов. «Махабхарата» весьма близка поздним книгам о дхарме – религиозном долге и добродетельном поведении, которые в гуптской эпохе приобрели большую популярность. В после гултское время практически не появлялось новых сочинений этого жанра – древнее священное предание (смрими) окончательно канонизируется и начинается активноеего комментирование.
К середине 1 тысячелетия оформляются основные книги пуран – обширных сводов мифов и преданий индуизма. В отличие от текстов ведийской религии эпос и пураны не являлись сочинениями, чтение и слушание которых ограничено кругом жрецов и «дваждырожденных». Они доступны и близки основной массе населения (шудрам в индийской терминологии). Широкое распространение почитание таких индуистских богов, как Вишну и Шива, Ганеша и Сканда, Кумара, Картикея, женские божества Дурга и Лакшми. Представление об аватарах – воплощениях богов – способствовало отождествлению культов различного происхождения и ассимиляции религиозных верований многочисленных народов Индии. В то же время для классического (пуранического) индуизма характерно изменение отношения к божеству – популярной становится идея бесконечной преданности ему, личного служения. Активно развиваются храмовое строительство и религиозное лаломничество. Записки Фа Сяня говорят о том, что на рубеже IV–V вв. буддиз еще не потерял еще своих позиций в Северной Индии. Его центрами были Гандхара и Матхура, Магадха. Примерно этим временем датируется творчество крупнейшего буддийского философа Васубандху. В Западной Индии устойчиво держалось влияние джайнизма, на рубеже V–VI вв. в Валабхи собрался важнейший собор, оформивший канон школы шветамбаров. [1] В написании этой лекции принимал участие Василий Балтуркевич (ПСТУ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|