Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право государственной собственности на природные объекты




 

Содержание земельных распорядительных полномочий государства существенно отличается от одноименных имущественных правомочий собственника. Государство: устанавливает и изменяет целевое (хозяйственное) назначение земель; распределяет и перераспределяет землю между землевладельцами, землепользователями; передает земельные участки в частную собственность; выкупает землю у частных собственников; устанавливает условия и порядок, формы землевладения и землепользования; контролирует использование и охрану земель.

Право государственной собственности включает и управление земельным фондом. За рамками правомочий владения, пользования и распоряжения землей остаются земельные полномочия, связанные с учетом земель, землеустройством, мониторингом и др. В этой связи в теории земельного права выделяют самостоятельное земельное правомочие - управление землей - и рассматривают его в качестве элемента содержания права государственной собственности на землю [24, с. 213].

Можно выделить признаки, характеризующие право государственной собственности на землю и отличающие его от права частной собственности на землю:

· во-первых, в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и изъятое из оборота и ограниченное в обороте (как земля);

· во-вторых, в собственности государства находится большее количество земель, чем в частной собственности. Частная собственность на землю ограничена как размерами земельных участков, так и кругом участников;

· в-третьих, государство приобретает имущество как по основаниям, являющимся общими для всех субъектов права, так и по присущим только ему;

· в-четвертых, государство само устанавливает рамки своих прав собственника и пределы их осуществления. Закрепив права собственника в законах, государство затем подчиняет свою деятельность им же установленному праву.

Право частной собственности на землю как субъективное право охватывает круг прав и обязанностей земельного собственника.

Право пользования животным миром - это система правовых норм, которые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов означает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отношению к предоставленным им в пользование объектам животного мира [8, с. 244].

Пользование - одно из основных правомочий собственника, а также юридического лица, являющегося субъектом права оперативного управления или права хозяйственного ведения. Пользователями животного мира могут быть юридические и физические лица независимо от форм собственности, в том числе и иностранные, а также иностранные государства и международные организации [9, с. 254].

Пользование объектами животного мира осуществляется по следующим видам: охота; добыча охотничьих животных в целях их использования в экономической деятельности, осуществляемой пользователем охотничьих угодий (далее - промысловая охота); любительское рыболовство; промысловое рыболовство; добыча и заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование объектами животного мира осуществляется в порядке общего и специального пользования объектами животного мира.

Современным законодательством устраняется обезличивание в с использовании земли и других природных объектов, имевшее место по прежнему земельному законодательству.

Во-первых, было введено платное землепользование в форме земельного налога или арендной платы, дифференцированных в зависимости от качества и местоположения земельного участка, что является существенным экономико-правовым рычагом для повышения эффективности землепользования.

Во-вторых, установление частной собственности на землю, введение в земельные отношения системы арендных отношений позволяют приблизить производителя сельскохозяйственной продукции к механизму отношений собственности.

В-третьих, каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяется законодательством, и отказ гражданам в предоставлении земли может быть обжалован в судебном порядке.

В-четвертых, каждый пользователь земли несет ответственность за результаты хозяйствования на предоставленном ему земельном участке и лишается своего титула права собственности, землепользования или аренды, если используемый им участок ухудшается.

В-пятых, предусмотрен ряд мер по экономическому стимулированию рационального использования и охраны земель, предоставление земли на льготных условиях, предоставление льготных кредитов и т.д. [2, с. 127].

В Конституции содержатся положения, определяющие право собственности на природные ресурсы.

При этом недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения. В Конституции не подчеркивается, что эти земли составляют исключительную собственность государства. В этой связи не исключаем такое толкование (официальное) указанной нормы Конституции, согласно которому собственником данных земель наряду с государством может быть и гражданин, негосударственное юридическое лицо.

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства); земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Собственность на землю, как уже отмечалось, выступает в государственной и частной формах. Только земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. К землям сельскохозяйственного назначения относят все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, предназначенные для этих целей.

В частной собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства: строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства.

Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности, дна водоемов, водотоков.

В соответствии со статьей 28 Кодекса Республики Беларусь о недрах пользование недрами осуществляется по следующим видам: геологическое изучение; добыча полезных ископаемых; использование подземных пространств в целях, предусмотренных статьей 27 Кодекса Республики Беларусь о недрах; использование геотермальных ресурсов недр.

Недра предоставляются в пользование на срок: для геологического изучения недр - до пяти лет; для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр - до двадцати лет; для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - на срок, определенный проектной документацией; при передаче участков недр в концессию - до девяноста девяти лет.

Период времени, необходимый для проведения рекультивации земель, а также для приведения нарушенных при пользовании недрами иных компонентов природной среды и природных объектов в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, включается в срок пользования недрами.

Недра предоставляются в пользование на срок: для геологического изучения недр - до пяти лет; для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр - до двадцати лет; для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - на срок, определенный проектной документацией; при передаче участков недр в концессию - до девяноста девяти лет [11].

Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.

Воды - вся вода, находящаяся в водных объектах, которыми является сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима (ст. 1 Водного кодекса) [4].

Субъектами водных отношений могут выступать органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, и водопользователи.

Водопользователями могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства, которым водные объекты предоставлены в пользование.

Объектами водных отношений являются водные объекты (их части) в установленных границах, указанные в статье 3 настоящего Кодекса.

Правовой режим объектов водных отношений определяется настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Леса (государственные и колхозные) образуют единый государственный лесной фонд. Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.

Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Лесопользователями могут быть предприятия, организации и учреждения, а также граждане. Лесным кодексом установлены следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных материалов; побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор дикорастущих плодов; орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и др.); пользование лесом в научно-исследовательских целях; пользование лесом в культурно-оздоровительных целях; пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства [15].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...