Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Характеристика современных российских СМИ и способы подачи информации в них




Введение

 

Актуальность темы работы состоит в том, что журналистский текст, являясь особым видом информационного продукта, в реальности существует как некоторое множество его разновидностей, именуемых жанрами. Как данный факт сказывается на идее конкретно, надо смотреть, когда дело касается жанровых характеристик материалов. Но суть в том, что при всем при этом направляющий, подсказывающий характер идеи выступает как устойчивый признак журналистского текста. Характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том, что она выступает как указатель пути к решению проблемы, подсказывает тот тип поведения или то отношение к действительности, благодаря которым адресат информации может чувствовать себя в этой жизни несколько уверенней. Многие исследователи выделяют актуальность как главнейший признак журналистского произведения. Актуальность, действительно, важное свойство журналистских материалов, однако оно присуще многим видам текстов. К чертам специфическим, на наш взгляд, его относить ошибочно. Но главное в том, что оно является производным от семантики, от семантических и прагматических особенностей того или иного вида произведений, а это значит: в каждом из них секрет актуальности свой. Цель работы - анализ форм подачи информации на примере BusinessWeek. В соответствии с поставленной целью задачи работы могут быть сформулированы следующие: анализ структуры и основных тематик издания по публикациям 2007-2008 гг.; анализ выбранной публикации (на примере рейтинговых публикаций, так как классификации BusinessWeek считаются одними из наиболее авторитетных в мире бизнеса). Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

 


Глава I. Характеристика современных российских СМИ и способы подачи информации в них

 

1.1 Современная медиа-структура СМИ и место печатных изданий в ней

 

В условиях реформирования общества преобразуются характер и структура практической, духовной и духовно-практической деятельности, что вызывает потребность в преобразовании массовых коммуникаций, которые призваны обеспечить оптимальное взаимодействие между теми, кто действует на историческом поле общественного переустройства.

Системные закономерности, которые лежат в основе происходящих изменений, нуждаются в новом механизме своей реализации, и его ведущей составляющей являются структура СМИ, преобразования в ней. К тому же сама структура, к сожалению, не поспевает нередко за происходящими переменами, а это весьма отрицательно сказывается на обеспечении целостного характера средств массовой информации. Ответом на потребности общества стало в последние годы, например, повсеместное развитие онлайновых СМИ. Вместе с тем в то же время произошло резкое снижение периодичности газет и журналов.

Недостаточная динамичность развития структуры ведет к тому, что потенциальная информация, важная для общества, которой располагают те или иные участники социальных действий, не имеет возможности в полной мере обогатить духовный потенциал общества. Её не могут в полной мере получить те представители общественного пространства, которым эта информация важна и необходима. Следовательно, у них ограничиваются возможности адекватного и своевременного освоения происходящих в обществе процессов, возможности узнавать позиции тех или иных сил по поводу происходящего, осваивать все полезные для них идеи, способы, методы деятельности.

С другой стороны, те, кто располагает этой информацией, но не может распространить ее по массовым каналам, лишены возможности принять активное участие в формировании массового информационного процесса, а, следовательно, в совершенствовании идеологических, политических, правовых, нравственных, эстетических и иных общественных отношений. В результате, ослабляется их участие в процессах функционирования общественного мнения, в выработке политических решений, в распространении ценного опыта общественных преобразований и в критике тех или иных общественных сил, властных и иных структур, в процессах теоретического, художественного освоения действительности. Страдает открытость, публичность в деятельности тех или иных общественных субъектов, плюрализм мнений в обществе и государстве. Само общество не может в таких условиях называться открытым, а государство правовым.

Без оптимально организованной структуры СМИ невозможно обогащение информационных ресурсов с привлечением к этому процессу всех субъектов научного, художественного, публицистического, а также технического, политического и иного творчества, обогащение непрерывное, не отстающие от развития условий и возможностей общественного прогресса и адекватное им.

Характеризуя структуру постсоветских СМИ, следует отметить как позитивные, так и негативные тенденции ее развития.

. Процессы общественной трансформации в России изменили количество и состав участников массового информационного процесса. Прежде всего, речь идет о тех, кто участвует в производстве, распространении и потреблении массовых информационных продуктов на телевидении, радио, в газетах, журналах, информационных агентствах, интернет-СМИ. Об этих переменах говорит, например, характер трансформации газетно-журнальной периодики.

За постсоветский период количество наименований общероссийских газет выросло более чем в 8 раз: с 43 в 1990 году до 405 в 2003 году. Более скромные показатели у журналов и региональной газетной периодики: рост количества наименований здесь произошел соответственно на 22 и 61 процентов. Но все эти увеличения числа изданий не сопровождались ростом аудитории периодики, за исключением региональных газет. Разовый тираж общероссийских газет даже заметно снизился, а доля журнальной периодики в совокупном тираже прессы существенно уменьшилась. Причем все это происходит в условиях рождения и обострения конкуренции на информационном рынке.

Таким образом, аудитория периодики заметно сократилась. Тиражи общероссийских газет уменьшились с 110 до 58 млн. экз., журналов - с 240 до 62 млн. экз. Пострадали, прежде всего, читатели, не имеющие экономических возможностей покупать или выписывать газеты и журналы в необходимых для них количествах. Уменьшение читательской массы газет и журналов вряд ли смог компенсировать рост количества программ телевидения и радиовещания, поскольку уровень их аналитичности, содержательной наполненности, тематической и функциональной специализации, групповой направленности уступает периодике. Да и развивающиеся интернет-СМИ имеют пока незначительный охват аудитории. На существенный рост наименований газетных и журнальных изданий влияли, прежде всего, запросы нарождающейся и крепнущей политической и экономической элиты. Развитие политических, деловых и иных коммуникаций было призвано организовать политическую и деловую деятельность в рамках интересов нарождающихся элит. Отсюда газеты и журналы влияния, телевизионные и радиопрограммы влияния - создания преимущественно инвестиционные, где корпоративные интересы нередко превалируют над интересами формируемой аудитории. Вместе с тем наблюдается заметный рост деловой, политической прессы (преимущественно качественных изданий), адресуемой нарождающимся элитам. Развивается сеть корпоративных, рекламных СМИ, особенно в регионах.

По мнению исследователей, в массовом информационном пространстве России существует два основных коммуникативных стиля. Первый из них практикует широкое использование различных источников информации, в том числе Интернета. Второй стиль - традиционный, который ориентируется на минимальное количества источников, прежде всего, на телевидение.

Активный стиль практикует экономическая и политическая элита, которая доминируют в современном социальном пространстве. Она обладает всевозможными ресурсами: экономическим, политическим, культурным и являются не только потребителями информации, но и активным участником ее производства.

2. Несмотря на стремительный рост количества наименований общероссийских СМИ, создаваемое ими коммуникативное поле часто носит фрагментарный характер, охватывая лишь незначительную часть населения страны. В первую очередь, это относится к общероссийским газетам (см. таблицу 3) и журналам, имеющим незначительные разовые тиражи по отношению к потенциальной аудитории, которой они располагают, а также ко многим аналитическим программам телевидения и радиовещания, сетевым СМИ, располагающим пока невысоким рейтингом. Многие общероссийские газеты имеют разовые тиражи 50-60 тыс. экз. С таким тиражом значительная их часть не в состоянии сформировать общероссийскую массовую коммуникацию. Средний разовый тираж общероссийской газеты в 2002 году составлял 103 тыс. экземпляров. Сокращение разовых тиражей журнальной периодики РФ за постсоветское время с 240 до 62 млн экз., а годовых - с 5 млрд до 1,1 млрд экз. привели к уменьшению масштаба коммуникативных взаимодействий между теорией и практикой, в том числе наукой и техникой, наукой и производством, наукой и политикой, наукой и образованием. Стала менее весомой роль СМИ во внутринаучных коммуникациях. В значительной мере были свернуты связи между искусством и массовой аудиторией, что в некоторой мере компенсировалось ростом художественной и развлекательной продукции на телевидении и радио, широким распространением поп-культуры. Падение производства сопровождалось сокращением коммуникативных взаимодействий внутри различных отраслей и между ними, устойчивым механизмом которого были отраслевые, специализированные журналы.

Активно идут процессы регионализации СМИ, появления новых изданий и программ телевидения и радио, информационных агентств, интернет-СМИ в федеральных округах, республиканских, краевых, областных центрах, в городах и районах. Региональная газетная периодика, в отличие от общероссийской, выросла не только по количеству наименований, но и по разовым тиражам. Однако оно не компенсирует падения тиражей общероссийский газетной периодики, так как содержание региональных изданий, программ телевидения и радио в основном посвящено местным проблемам. В нем недостаточно внимания уделяется общероссийской проблематике, что ограничивает коммуникативное поле личности, различных общественных групп, проживающих в данном регионе, не способствует их активным коммуникациям во всероссийском и международном масштабе. Многие выходящие в регионах издания имеют рекламный характер.

4. Негативные тенденции в структуре СМИ ведут к сокращению объема массовой информации, которую потребляют личность, многочисленные группы. Это проявляется не только в вытеснении части журналистских и иных произведений рекламными текстами, развлекательным чтивом, соответствующими передачами телевидения и радио. Сокращается количество наименований газет и других изданий, имеющих высокую периодичность. Если в 1989 году выпускалось в РФ региональных газет, выходящих 5-7 раз в неделю, 201 наименование разовым тиражом 20,9 млн экз., а годовым - 5,3 млрд экз., то в 2003 году их выходило лишь 149. Разовый тираж при этом сократился до 7,9 млн экз., а годовой - до 1,9 млрд экз., т.е. более чем в 2 раза. Соответствующим образом сократились и аудитория в результате падения разовых тиражей, и объем информации, так как номеров изданий в результате более редкой периодичности аудитория стала получать значительно меньше.

5. Технологическая структура российских СМИ отстает от процессов технической революции. Небольшая аудитория у спутникового телевидения, сетевой журналистики. Не случайно, по количеству подключений к интернету на 1000 человек населения мы значительно отстаем от стран с развитыми информационными и коммуникационными технологиями. Российские СМИ пока еще слабо участвуют в процессах глобализации коммуникативных процессов, происходящих в мире, в том числе с помощью сетевой журналистики.

У периодической печати, показатели значительно скромнее, чем у остальных СМИ. Так, ежедневные общероссийские газеты, насчитывающие 17 наименований, имеют разовый тираж всего 5 млн. экз. Сравнительно небольшим разовым тиражом (19,5 млн. экз.) располагают 580 массовых журналов.

В переходный период развиваются средства массовой информации для различных этнических и территориальных общностей. Сейчас в России насчитывается около 1000 региональных телеканалов. Выросли разовые тиражи региональных газет с 54,7 до 80 млн. экз. В республиках РФ, автономных областях и округах выходит в настоящее время более 300 газет, которые имеют разовый тираж свыше 5 млн. экз. Разовый тираж 160 журнальных изданий насчитывает 900 тыс. экз. Газеты и журналы издаются на 37 языках народов России. Вместе с тем структура национальной печати пока не охватывает все национальные меньшинства. В восьми национальных округах и в одном национальном районе все еще нет изданий, выходящих на языке коренной национальности

Краевые и областные газеты (более 700 изданий) имеют разовый тираж 19 млн. экз., городские и районные (около 3000) - более 40 млн. экз., многотиражные (900) - более 7 млн. экз. В краях и областях выходит около 600 журнальных изданий разовым тиражом свыше 3 млн. экз.

Сравнивать аудиторию региональной и общероссийской газетной периодики, выходящей ежедневно (5 и 4 раза в неделю), можно исходя из их разового тиража. У региональной ежедневной прессы он составляет 9 млн. экз., у общероссийской - 5 млн. экз..

 

1.2 Общая характеристика журналистских текстов и способов подачи информации в СМИ

 

В описанных выше условиях основным способом подачи информации выступает построение смыслового ряда в журналистском тексте.

Смысловой ряд - это группа новостей, объединенная единым эмоциональным фоном. То есть информация, которая, по мнению редактора, будет оценена зрителем, как "положительная" или как "отрицательная", подается отдельным блоком. Сообщения о войнах, авариях и природный бедствиях зачастую идут подряд, не перемешиваясь с "хорошими" новостями и наоборот.

Негативные смысловые ряды - это, как правило, два, три репортажа, следующие один за другим, и повествующие о болезнях и террористических актах и т.д. Сведения, оцениваемые как нейтральные или позитивные, напротив, образуют "позитивные смысловые ряды".

Секрет влияния смысловых рядов прост. Зритель, свыкшийся с чередованием блоков "плохой" и "хорошей" информации, при первом же негативном репортаже, будет готов к продолжению смыслового ряда. Это значит: ему известно, что если показали одну "плохую" новость, за ней последует еще несколько таких же. Как правило, данный ряд новостей человек воспринимает как нежелательный и неприятный. И это не удивительно, кого могут обрадовать погибшие дети или вид разрушенных домов? Прием манипуляции заключается в том, чтобы включить в блок отрицательных новостей нейтральную информацию с целью придания ей негативного подтекста за счет общего негативного оттенка смыслового ряда. Как правило, включают лишь один небольшой репортаж, чтобы эффект от просмотра негативного смыслового ряда не исчезал.

Так, при описании относительно безопасного, рядового происшествия используются преувеличения, военные термины. В выпуске новостей о снегопадах в Европе, была использована фраза "Снежный плен".

Новости о ситуации вокруг куриного гриппа: "Гонконг перешел на осадное положение". Стоит отметить, что все телеведущие именовали куриный грипп эпидемией, пренебрегая медицинскими критериями последней (2% больных от здорового населения). На день выпуска новостей, больных по всему миру насчитывалось не более 16 человек. Логичнее было бы сказать, что: "в ряде стран выявлены единичные случаи куриного гриппа". На телевидении, напротив, пытались преувеличить масштабы заболевания, объявить его массовым и вызвать у людей тревогу. "Куриный грипп захватывает все новые страны…".

Сокрытие событий заключается в подаче негативной информации посредством ее позитивной интерпретации. Это своеобразный способ "смягчения" новостей. Например, дело об дезертировавших новобранцах освещалось на ОРТ примерно в следующем ключе. "По делу о дезертировавших новобранцах будет допрошен генерал". "Генеральная прокуратура привлекла военных по делу о дезертировавших новобранцах" Во всех этих случаях происходило смещение акцентов. В центр внимания выводилась не проблема новобранцев, а активная работа правоохранительных органов в связи с этим. И та новость и не та.

Еще "сокрытие событий" может осуществляться с помощью определенной расстановки сообщений. К примеру, разбор завалов в рухнувшем доме, предварялся кадрами катастрофы в Иране. Безусловно, на фоне трагической аварии, завалы выглядели уже не так драматично.

Информация, подаваемая некоторыми журналистами, особенно в коротких выпусках, отличается повышенным содержанием новостей высокой степени интенсивности. Подобный тип новостей привлекает внимание телезрителя, поскольку событие, полное драматизма, борьбы интересов и даже насилия, чаще интересует простого человека, чем репортажи с фондовых рынков. В этом смысле новости привлекают к себе больше внимания.

Псевдопроблемы - это виртуальные, мнимые проблемы, о которых утверждается как о реальных. "Создание проблемы - это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем или иным событиям". Эти события, на самом деле, несущественны и отвлекают человека от осмысления более актуальных вопросов. В репортажах, освещающих такие проблемы, как правило, говорится об угрозе чего-либо. Это может быть угроза снегопада, схода лавины, экономического кризиса - того, что еще не случилось, но вот-вот будто бы произойдет. При этом зрителю предлагается видеоряд уже бушующего снегопада или последствий схода лавины. Точно так же печатаются прогнозы наиболее негативного содержания.

Существуют и другие приёмы, известные давно:

·   наброска широких и эффективных картин риторическими оборотами

·   упомянуть о единичном событии как об общем правиле

·   допустить не сразу приметное преувеличение

·   из нескольких версий искусно выбрать сильнейшую в

·   перечислении фактов он искусной градацией добиваться нарастания нужного впечатления

·   вереницу фактов завершать рассчитанно выбранной концовкой.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...