Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации.




Необходимо охарактеризовать понятие абсолютизма, выделить предпосылки и особенности его возникновения, показать этапы развития русского абсолютизма.

Особое внимание обратить на:

- определение преступления как деяния, вредящего интересам государственным;

- усиление карательных санкций за государственные и воинские преступления;

- полное установление инквиционного (розыскного) процесса по политическим, религиозным делам;

- систему формальных доказательств;

- Манифест «О вольности дворянства»;

- Жалованные грамоты дворянству и городам;

- «Учреждения для управления губерний».

 

Вопросы для самопроверки:

При Петре I «монастыри обезлюдели с отнятием земель и вотчин. Богатые обители до крайности, а средние закрылись. Во многих монастырях церкви стояли без глав и крестов, крыши их поросли мхом, кельи, подкосившись в сторону, стояли на подпорках, ограды были полуразрушенными». Почему Петр I допускал, а то и способствовал разорению монастырей, ведь он был верующим человеком и христианство никогда не отрицал? В конце концов, религия была опорой его власти?

Как законодательство XVIII в. фиксировало отличие воинского суда

от гражданского?

Как определялся в «Кратком изображении» судебный процесс, его функции и последовательность?

Какие виды смертной казни были предусмотрены в российском законодательстве XVIII в.?

Почему из тягчайших преступлений на первом месте в законодательстве стоят преступления против веры и церкви? Что общего здесь с Соборным Уложением 1649 г. и какие отличия?

Каким образом в законодательстве сформулирована неограниченная власть монарха?

Что нового вносил указ «О форме суда» в процессуальное право?

Глоссарий

Абшид – отпуск, увольнение, документ об отпуске.

Акорд – соглашение, договор.

Обрищется – окажется.

Профос – воинский служитель, убирающий нечистоты.

Сикурс – помощь.

Без рассмотрения персон – невзирая на лица.

Живот – зд. жизнь.

Реверс – всякое письменное обязательство, иногда просто расписка.

Термин – зд. срок.

Тема 7: «Государство и право России на вершине абсолютизма

(первая половина XIX в.)»

Методические рекомендации.

При изучении данного периода следует обратить внимание, что абсолютная монархия являлась «регулярным» полицейским государством. Полиция была объявлена «душою гражданства и добрых порядков». Самым крупным подразделением Ш отделения МВД был корпус жандармов, который подчинялся непосредственно императору и по статусу была выше полиции. Показать, что Ш отделение реанимировало худшие традиции аналогичных органов ХVIII века. Определите значение кодификации на основе Полного собрания законов Российской империи, выясните принципы построения свода законов Российской империи.

 

Вопросы для самопроверки:

Какие изменения произошли в государственном механизме?

При каком императоре абсолютизм достигает своего апогея и почему?

Чем отличается Полное собрание законов от Свода законов Российской империи?

Когда был создан первый российский уголовный кодекс?

Понятия преступления и проступка.

Виды преступлений.

Разряды, роды и степени наказаний.

Раскройте содержание понятия «лестница наказаний».

Что означает «совершенные» доказательства и доказательства «несовершенные»?

Тема 8. Государство и право России в период реформ и контрреформ

(вторая половина ХIХ в.)

Методические рекомендации.

Важно рассмотреть реформы, как меры, приспосабливающие государственную надстройку русского абсолютизма к потребностям капиталистического развития.

При изучении крестьянской реформы 1861г. обратите внимание на следующие документы:

«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению крестьянами в собственность полевых угодий», «Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Анализ этих документов приведет к пониманию основных идей реформы.

Вопросы для самопроверки:

Какие гражданские права получали крестьяне по Манифесту от 19 февраля 1861 г.?

Определите роль общины, мировых посредников, государства и помещиков в решении вопросов, связанных с реформой 1861 г.

Что «Общие положения» от 19 февраля 1861 г. понимали под «правами по имуществу» и в чем здесь отличие от «прав личных» и «прав по состоянию»?

Каков порядок выхода крестьян из общины?

Можно ли назвать суд 60 – 80-х гг. XIX в. бессословным?

Определите компетенции различных судебных инстанций.

Какие новые процессуальные меры предусмотрены в Уставе судопроизводства 1864 г.?

Какие решения принимали присяжные заседатели?

Охарактеризуйте «Городовое положение» 1870 г. Что нового внесло это положение в российское законодательство?

В чем отличия городского избирательного собрания, городской думы и городской управы?

Глоссарий

Бобыли – крестьяне, не имевшие своего хозяйства и земельного надела и работавшие в качестве батраков в хозяйствах зажиточных крестьян.

Выселок – выделенная из селения часть крестьянских дворов, поселяемая на пустоши – нераспаханных угодьях.

Застенок – то же, что и выселок, но на месте лесной расчистки.

Огородные хозяйства – крестьянские хозяйства, имевшие только усадьбу.

Пешие хозяйства – безнадельные или с крайне ничтожным земельным наделом крестьянские хозяйства.

Починок – начало или закладка новой пашни в лесу, а с него и поселения.

Толока – вид барщинных работ, обычно спешных (напр., жатва, сенокос, молотьба), на которые сгонялось все население помещичьего имения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...