Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9: «Кризис абсолютизма (1900 – 1914 гг.)




Методические рекомендации.

Необходимо отметить преобразование формы правления. Можно ли ее назвать «конституционной монархией»? Раскройте в политике царизма элементы бонапартизма (лавирование между помещиками и буржуазией, между буржуазией и пролетариатом).

Следует учесть, что самодержание вынуждено было трансформироваться в сторону буржуазной монархии. Была образована Государственная Дума. Столыпинская реформа сделала попытку направить деревню по буржуазному пути развития, но не затрагивая интересов помещиков, так как сохранила помещичью собственность на землю. Обратите внимание на причины появления буржуазных и мелкобуржуазных партий.

 

Информация к размышлению.

Манифест 17 октября 1905 года провозгласил гражданские свободы на основе неприкосновенности личности, свободы совести, свободы слова, свободы собраний и организации. Но как соотнести с буквой Манифеста арест около 2000 человек только за декабрь 1905 года за их поведение в соответствии с указанными принципами? Как можно объяснить то, что весной 1906 года общее число заключенных в тюрьмы и высланных граждан превысило 50000 человек?

Этим же Манифестом были узаконены свобода перехода из православия в другие христианские вероисповедания, легализовалось и сектантство (кроме «изуверских сект»). Однако почему-то запрещались переходы из христианских вероисповеданий в нехристианские. Как это объяснить? Ибо нехристианских вероисповеданий в России было множество.

При осуществлении столыпинской аграрной реформы многие крестьяне сопротивлялись ее проведению, даже зажиточные крестьяне не торопились выйти из общины. Почему? Также, почему в конце XX века, когда каждому колхознику была дана возможность стать фермером, большинство селян не торопились расстаться с колхозами и совхозами и фермерское движение потерпело крах?

Острейший проблемой России был еврейский вопрос. Только евреи с высшим образованием, евреи-ремесленники и евреи-купцы первой гильдии могли проживать там, где пожелают. Однако после смерти главы семейства вся семья немедленно выдворялась в зону оседлости (их было шесть). Евреи были ограничены в праве на образование: на 100 человек, поступающих в средние учебные заведения, разрешалось брать не более 10 евреев, а в столицах – лишь по три человека. Запрещалось избирать евреев городской главой, в городские думы евреи также не избирались, лишь в отдельных случаях назначались и т.д. Поэтому возникают вопросы. Во-первых, почему к еврейскому населению существовала такая дискриминация? Во-вторых, не гонения ли на евреев явились основной причиной повышенной революционности этой нации (по словам С.Ю. Витте, ни одна национальность не дала России такого процента революционеров, как еврейская)? В-третьих, если бы евреи обладали правами русских, может не произошла бы и Октябрьская революция?

 

Вопросы для самопроверки:

Прокомментируйте сущность российского самодержавия по своду Основных государственных законов 1906 г.

Сравните общие положения о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. с изменениями от 11 декабря 1905 г. и 3 июня 1907 г.

Кто не мог быть избран в Государственную думу по вышеуказанным «Положениям»?

Определите порядок принятия законов согласно Основным законам 1906 г.

Полномочия Государственного совета и Государственной думы.

Можно ли считать Думу нижней частью парламента по отношению к Государственному совету? Можно ли вообще говорить о парламенте в России?

В чем сущность «третьиюньской монархии»?

Тема 10: «Создание Советского государства и права

(октябрь 1917-1918 гг.)».

Методические рекомендации.

Обязательно акцентировать внимание на:

-общее и особенное в понятиях: «государственный переворот», «революция», «контрреволюция»;

-избирательное право по Конституции РСФСР 1918г., царской России 1908-1916 гг. и периода Временного правительства.

 

Вопросы для самопроверки:

Произошла ли в октябре 1917 г. революция или был переворот?

Какие основные проблемы стояли перед большевиками после прихода их к власти и как они собирались их решать?

Почему большевики, являясь правящей партией, провели выборы Учредительного собрания и позволили ему какое-то время существовать параллельно с Советами? Соблюдалась демократия? Возможно. Почему тогда Учредительное собрание, в выборах которого участвовали и большевики, было разогнано теми же большевиками?

Какие системы судов были образованы декретом СНК «О суде» от 24 ноября 1917 г.?

Проанализируйте декреты о суде и укажите их отличия (декрет СНК «О суде» от 24 ноября 1917 г., декрет ВЦИК «О суде» от 7 марта 1918., декрет СНК «О суде» 20 июня 1918 г.)

Права и обязанности граждан по Конституции РСФСР 1918 г.

Сравните избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г. с избирательным правом царской России 1908-1916 годов и периода Временного правительства.

Охарактеризуйте наказания, предусмотренные инструкцией Наркомюста от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».

 

Информация к размышлению

К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что победа социалистической революции неизбежно ведет к слому постоянной кадровой армии и замене ее всеобщим вооружением народа. В.И. Ленин, как до Октябрьской революции в России, так и после нее также придерживался этого мнения. Он отмечал, что революционная социал-демократия требует и борется «за немедленное и повсеместное уничтожение постоянных армий и замену их всенародной милицией и всеобщим вооружением народа». Но почему тогда с весны 1918 года большевики начали создание регулярной кадровой армии? Парадокс: на словах – одно, а на деле – другое? А может нет ни какого парадокса?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...