Экологическая безопасность работ при нефтедобыче
Экологическое сопровождение эксплуатации современного предприятия представляет собой достаточно сложный и непрерывный процесс, который связан с его производственной деятельностью и осуществляется коллективом специалистов под руководством главного инженера или главного технолога. Главным и наиболее эффективным природоохранным мероприятием является экологическое нормирование.[29] Экологическое нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, как вид экологического сопровождения деятельности предприятия, заключается в разработке и согласовании проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и получении разрешения на выброс. Проект может разрабатываться как персоналом самого предприятия, так и с привлечением специализированных организаций, занимающихся экологическим нормированием. Суть данного этапа экологического сопровождения состоит в: • установлении нормативов ПДВ ЗВ в атмосферу для действующего предприятия на основе анализа технологии производства, инвентаризации источников образования ЗВ и источников их выброса в атмосферу; • обосновании выбора атмосфероохранных мероприятий, обеспечивающих достижение установленных нормативов. Цель нормирования - государственное регулирование выбросов в атмосферу, стимулирование предприятия к снижению объемов и токсичности ЗВ, выбрасываемых в атмосферу, и создание условий для поддержания качества атмосферного воздуха в районе расположения объекта на нормативном уровне. Нормативы ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и ВСВ (лимиты) устанавливаются территориальными органами МПР РФ для каждого стационарного источника выбросов и производства в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов. Разрешение и условия согласования проекта нормативов ПДВ являются неотъемлемыми частями утверждаемого проекта.
Разработанные нормативы и лимиты используются для расчета и взимания экологических платежей, связанных с загрязнением атмосферы, для наложения штрафов и предъявления исков о возмещении ущерба при нарушении природоохранного законодательства, оценки эффективности атмосфероохранных мероприятий. Нормирование деятельности предприятия при данном виде экологического сопровождения заключается в разработке и согласовании проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих в водные объекты и получении разрешения на сброс. [30] Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами, как вид экологического сопровождения деятельности предприятия, заключается в разработке и согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и получении разрешения на размещение отходов. Суть его состоит в: • установлении норматива образования отходов для действующего предприятия на основе анализа технологии производства и источников образования отходов; • формировании лимитов размещения отходов; • выборе и обосновании методов обращения с отходами, обеспечивающих достижение установленных нормативов образования и лимитов размещения. Цель нормирования государственное регулирование процессов обращения с отходами, стимулирование предприятия к снижению их объемов и экологической опасности, соблюдению условий и способов их размещения, ресурсосбережению, утилизации отходов, созданию малоотходных технологий, использованию отходов в качестве вторичных материальных ресурсов. Нормативы образования отходов разрабатываются для объектов, относящихся к основным производственным фондам, разделенным на виды в зависимости от их целевого назначения и выполняемых функций:
- орудия труда; - производственные здания и сооружения; - непроизводственные здания и сооружения; - линейная часть трубопроводного транспорта (внутри- и межпромысловые трубопроводы), выкидные электрические линии, дороги и др.; - жилищный фонд; - другие сооружения. Нормативы образования отходов классифицируются по степени укрупнения номенклатуры продукции, при производстве которой образуются отходы, на индивидуальные и групповые; в зависимости от сферы применения нормативов - на отраслевые и на уровне предприятия; по периоду действия нормативов - на годовые и перспективные. Для выполнения требований природоохранного законодательства по соблюдению экологической безопасности работ при нефтедобыче необходимо проведение экологической экспертизы предполагаемой деятельности. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой по защите минеральных и живых ресурсов и проводится специально уполномоченными на то федеральными органами по охране окружающей среды и природных ресурсов. Предметом государственной экологической экспертизы должны быть проекты федеральных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к региональному геологическому изучению месторождения, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов. Законом определены основные принципы экономических отношений при пользовании природными ресурсами, к которым отнесены: [31] - платность пользования; - ответственность за нарушение условий хозяйственной деятельности; - возмещение ущерба, нанесенного территориям, их природным ресурсам, окружающей среде, памятникам истории и культуры; - финансовое обеспечение мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов окружающей среды, памятников истории и культуры. Поддержание окружающей среды в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и природные ресурсы, а также других требований и мер, установленных законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и природные ресурсы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Законом запрещается захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ. Однако, не считается захоронением отходов, удаление отходов и других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации установок и сооружений и не превышающих предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и природные ресурсы. Одновременно, сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки минеральных ресурсов. Деятельность по обращению с отходами в значительной степени регулируется федеральным законом «Об отходах производства и потребления».[32] Законом определена необходимость лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами (отходы бурения и нефтедобычи в определенной своей части относятся к опасным отходам). Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с установленными критериями. Организуется и осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, государственный контроль и надзор за деятельностью в области обращения с отходами. К полномочиям Федерации отнесены установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами, а также организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами. Закон предписывает составление паспорта на опасные отходы. Такой паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|