Нормативно-техническое обеспечение экологической безопасности и охраны труда
Реализация концепции безопасности работ по нефтедобыче предполагает использование системы нормативно-технических документов, которая, с одной стороны, отвечала бы сложившейся структуре органов федеральной исполнительной власти, их контрольных и надзорных функций в этой области, схеме разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, а с другой стороны, отвечала бы требованиям системного подхода к учету накопленного мирового опыта нормативно-правового регулирования проблем безопасности при нефтедобыче.[37] Многие Федеральные органы исполнительной власти, в рамках своей компетенции, принимают нормативные документы, регулирующие проблемы промышленной, экологической безопасности и охраны труда. Так, например, Госстрой принимает строительные нормы и правила (СНиЩ своды правил по проектированию (СП) и другие нормативные документы; Госгортехнадзор принимает правила, руководящие документы, инструкции; Госстандарт принимает государственные стандарты; Госсанэпиднадзор - санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы и др.. Нормативные документы, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, наделенными функциями контроля и надзора в определенной области деятельности, носят обязательный характер. Государственные стандарты
В соответствии с законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" государственные стандарты принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Госстрой России. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования: устанавливаемые законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.[38]
Прямое отношение задачам обеспечения режима безопасности работ по нефтедобыче имеют системы государственных стандартов по безопасности труда, охране природы, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Общее число действующих государственных (ГОСТ РФ) и межгосударственных (в рамках СНГ) стандартов, в этих предметных областях, составляет более 100. Отраслевые стандарты, ведомственные нормы, руководства, регламенты
В настоящее время к проблемной области проектирования и строительства объектов нефтедобычи России могут быть отнесены около тысячи нормативно-технических документов, которые используются в отрасли добычи, транспорта и хранения нефти и газа на суше, а также нормативные документы бывших союзных министерств энергетики, транспортного строительства, водного хозяйства и других ведомств бывшего СССР. Значительная доля документов ориентирована на нормативное регулирование порядка разработки, проведения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, проектов организации строительства, оформления и согласования проектно-конструкторской и технологической документации на разработку месторождений, их обустройство, строительство промысловых и других объектов. Система нормативных документов в области норм проектирования, расчетов и конструкторских норм, стандартов по пожарной безопасности, расчету оснований и фундаментов технических сооружений, надежности конструкций, инженерному оборудованию зданий и сооружений, проектированию промысловых объектов, систем сбора и подготовки нефти и газа содержит более 250 документов.
В области охраны окружающей среды имеется несколько десятков ведомственных нормативных документов, регламентирующих отдельные технологические процессы в области нефтедобычи в отношении воздействия на окружающую среду. Международные стандарты
Международные стандарты, принимаемые Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК), региональные (европейские) стандарты, национальные стандарты других стран применяются в Российской Федерации на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов по стандартизации, если требования этих стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства. В соответствии с положениями Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации, международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран (при наличии соответствующих соглашений с этими странами) применяются на территории Российской Федерации в качестве государственных стандартов. Если международный, региональный или национальный стандарт другой страны, подлежащий применению, содержит ссылки на стандарты, не примененные в Российской Федерации, и при этом отсутствуют государственные стандарты, необходимо до его применения решить вопрос о применении этих стандартов. Международные, региональные стандарты, национальные стандарты других стран могут применяться в качестве стандартов отраслей, стандартов предприятий, до их принятия в качестве государственных стандартов. Федеральные стандарты
В настоящее время нефтепромысловые объекты, магистральные и промысловые трубопроводы проектируются, строятся и эксплуатируются по федеральным (бывшим союзным) стандартам и нормам, утвержденным Госстандартом и Госстроем России (СССР) и целой системой отраслевых норм, согласованных Госстроем России (СССР) и утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации (бывшими Миннефтепромом, Мингазпромом и Миннефтегазстроем СССР).
Федеральную систему норм составляют нормы на проектирование (СНиП 2.05.06-85 "Строительные нормы и правила. Магистральные трубопроводы") и производство работ (СНиП Ш-42-80 "Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Магистральные трубопроводы"), ГОСТ 25812-83 "Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии", а также отраслевые нормативные документы (ВНТП 2-86 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов" и 3-85 "Нормы технологического проектирования объектов сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений", ВСН 51-3-8. ВСН 2-38-85 "Нормы проектирования промысловых стальных трубопроводов"), согласно которым нефтепроводы относятся к объектам с безотходным технологическим процессом. Нормативные документы, касающиеся непосредственно учета аварийных ситуаций на нефтепромысловых объектах и нефтепроводах, выпущены Госгортехнадзором, бывшей Госкомэкологией и Минэнерго Российской Федерации. Госкомэкологией России (ныне Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов) был определен "Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии" (27.06.94 № 200) и разработаны "Инструкция по идентификации источника загрязнения водного объекта нефтью" (02.08.94 № 241), "Методика определения размеров ущербов от деградации почв и земель" (11.07.94), "Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами за уничтожение растений, грибов, млекопитающих, птиц и животных" (утверждено Минприродой, по согласованию с Минфином России, зарегистрированы в Минюсте России № 592 от 06.06.95), "Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба" (утверждено Госкомэкологией России в 1999 г.). Расчет ущерба и платы за загрязнение атмосферного воздуха и поверхностных вод вследствие разлива нефти при авариях нефтепроводов производится в соответствии с положениями Постановления правительства Российской Федерации № 632 от 28.08.92 г. "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия".
Комплексная оценка земель, изъятых в постоянное или временное пользование, загрязненных нефтепродуктами или другими веществами, производится по различным методикам. Так экономическая оценка земель Ханты-Мансийского АО проводится на основе "Инструкции по внедрению комплексной экономической оценки природных ресурсов в качестве нормативов платежей при нецелевом использовании земель в административных районах ХМАО (Нефтеюганский район)", разработанной Институтом экономики УО РАН. Методология экономической оценки включает в себя оценку земельных, лесных и охотничьих ресурсов с ресурсами побочного и второстепенного пользования. Методика базируется на выделении ключевых кварталов лесных угодий. Под ключевыми кварталами понимаются наиболее типичные для данной экологической группы лесные угодья, болотистые и обводненные территории с характерным набором лесных, дикоросных и охотничьих ресурсов. Экономическая оценка запасов древостоя учитывает класс бонитета, полноту стояния, запас леса и шкалу рентных надбавок на деловую древесину. На продукцию побочного использования учитываются лишь затраты на их заготовку. При экономической оценке охотохозяйственных ресурсов отторгаемая площадь увеличивается за счет фактора беспокойства - действующего на расстоянии до 2 км от места проведения работ (буровые, вертолетные площадки, дороги и др.). К особым условиям, дополнительно повышающим экономическую оценку земель, относится транспортная доступность средозащитная и социальная ценность территории. Учет особых условий производится на договорной основе между предприятиями и органами местной власти с помощью удорожающих коэффициентов. Расчет ущерба, причиненного рыбному хозяйству, производится органами рыбоохраны в соответствии с "Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкциии расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах", утвержденных Госкомприродой и Минрыбхозом СССР (1990). В развитие нормативного документа Госкомэкологии "Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии" в 1995 году Минтопэнерго РФ разработана и утверждена "Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах".
Анализ современного состояния нормативно-правовой базы регулирования промышленной и экологической безопасности процессов необходим при анализе, оценке и выборе вариантов обеспечения безопасности. Решение указанных задач с приемлемым качеством и разумные сроки требует активной и хорошо скоординированной нормотворческой работы, постановка которой в стране в последнее время подвергается справедливой критике. Таким образом, существующая система нормативно-правового регулирования имеет ряд недостатков: - многие законодательные акты носят непрямой характер и нуждаются в подкреплений соответствующими подзаконными актами; - не в полной мере урегулированы правовые отношения операторов работ с органами власти федерального, регионального и местного уровней; - существует множество контрольных и надзорных органов и соответственно не согласованных между собой процедур разрешительного характера в области лицензирования различных видов деятельности, экспертизы и т.д.; - недостаточно проработаны правовые механизмы экономического регулирования промышленной и экологической безопасности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|