Дисциплины Нормативно-правовые основы высшего образования
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ухтинский государственный технический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебной работе
__________ Э. З. Ягубов
"____"_________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Нормативно-правовые основы высшего образования
Индекс дисциплины: Б1.В.ОД.2
Кафедра Прикладной математики и информатики
Направление подготовки: 01.06.01 Математика и механика
(уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Профиль (научная специальность): 01.02.04 Механика деформируемого твердого тела
Форма обучения: очная / заочная
Курс _____ 1 _____ Семестр ___ 1 / 1 _
Лекции ______ 8 / 8 (час) Экзамен ___ - ____
Практические
занятия______ 12 / 12 (час) Зачет _____ 1 / 1 _
Лабораторные
занятия ________ - _(час)
Индивидуальные
консультации _____(час)
Самостоятельная
работа_____ 88 / 88 (час) Всего ЗЕ ___ 3 ___
Контроль __ - __(час) Всего часов _ 108 __
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 01.06.01 Математика и механика (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 866 в соответствии с рабочим учебным планом направления (одобрен ученым советом университета 01.07.2015, протокол № 12).
Автор,
доцент кафедры ПМИ,
начальник отдела аспирантуры И. А. Иванова
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ПМИ 31.08.2015 г., протокол № 11
Рецензенты:
Зав. кафедрой ПМИ Ю. Г. Смирнов
Директор ИФП О. А. Сотникова
Зав. вып. кафедрой И. Н. Андронов
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета института фундаментальной подготовки 31.08.2015 г., протокол № 12
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
1.1. Цель преподавания дисциплины
– изучение образовательного права как фундаментальной составляющей образования;
– изучение законодательной и нормативной базы функционирования системы высшего образования в Российской Федерации, организационных основ и структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования;
– формирование у аспирантов знаний и умений для работы в образовательном правовом пространстве.
1.2. Задачи изучения
– раскрыть роль и сформулировать задачи образования в современном обществе, проанализировать условия развития российской системы образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия;
– рассмотреть основные законодательные акты по вопросам высшего образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в России, структуру, виды и особенности использования нормативных правовых актов в образовательной практике;
– рассмотреть систему государственного контроля качества образования в России, полноту нормативно-правового обеспечения и предпосылки для разработки Кодекса РФ об образовании;
– проанализировать законодательные акты Российской Федерации и документы международного права по вопросам образования в части охраны прав и защиты интересов обучающихся;
– выработать навыки самостоятельной работы с юридической литературой и нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области образования.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Содержание формируемых компетенций
| Индекс компетенции
|
Универсальные (УК)
|
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
| УК-6
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– основные законодательные акты в сфере образования;
– структуру и содержание основных нормативных документов, регламентирующих организацию учебного процесса;
– структуру российской высшей школы;
– основы государственной политики и права в области образования;
– особенности правового регулирования образовательной деятельности;
уметь:
– использовать полученные знания в образовательной практике;
– оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов;
– использовать полученные знания для оказания практической правовой помощи обучающимся в области социальной защиты;
владеть:
– навыками правовой культуры и ключевыми вопросами образовательного права;
– представлением об основополагающих принципах формирования нормативно-правового обеспечения системы высшего образования в РФ;
– представлением об основных направлениях совершенствования правового регулирования высшего образования;
– навыками поиска нормативных документов на сайтах Минобрнауки РФ и других образовательных сайтах.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
2.1. Перечень дисциплин, усвоение которых аспирантами необходимо для изучения данной дисциплины: «Психология», «Правоведение», «Педагогика».
2.2. Перечень дисциплин, изучение которых базируется на материале данной дисциплины: знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данной дисциплины, необходимы для работы в образовательном правовом пространстве и своевременной подготовке и защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
3. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Семестр
| Число недель ´ часов в неделю
| Всего аудит. часов
| В том числе
| СР,
час
| Экзам.
| Зачет
|
Лекции
| Лаб.
| Практ..
| ИК
| Реферат
|
|
|
|
очное обучение
|
|
|
|
| -
|
|
| +
|
| -
| диф.
|
ИТОГО
|
|
| -
|
|
| +
|
| -
| диф.
|
заочное обучение
|
|
|
|
| -
|
|
| +
|
| -
| диф.
|
ИТОГО
|
|
| -
|
|
| +
|
| -
| диф.
|
3.1.1. Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование раздела (модуля)
Наименование темы дисциплины
| Все-го,
час
| Форми-руемые компе-тенции
| Аудиторные занятия по формам обучения
| в том числе
| СР
|
очно
| заочно
| лекции
| практические
|
очно
| заочно
| очно
| заочно
| очно
| заочно
|
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций
|
| УК-6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стандарты высшего образования
|
| УК-6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правовое регулирование в области науки
|
| УК-6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образовательные правоотношения в системе высшего образования
|
| УК-6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормативно-правовое обеспечение высшего образования
|
| УК-6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Написание реферата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов
|
| УК-6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачетных единиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Раздел
| Основное содержание темы
| Количество часов
|
очно
| заочно
|
Раздел 1. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций
| 1.1. Правовой статус образовательных организаций. Типы и виды образовательных организаций. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных организаций, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности. Учредительные документы, регистрация образовательных организаций.
|
|
|
1.2. Определение правоотношений между учредителем и образовательной организацией. Требования к уставу образовательной организации, ее правовой статус. Учредители образовательных организаций. Защита прав и законных интересов образовательных организаций. Ответственность образовательной организации перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательной организации целям, предусмотренным ее уставом. Органы управления образовательных организаций.
|
|
|
Раздел 2. Стандарты высшего образования
| 2.1. Государственные стандарты высшего образования. Федеральные, национально-региональные и местные компоненты государственных стандартов. Специфика построения и реализации государственных стандартов образовательных программ высшего образования.
| 0,5
| 0,5
|
2.2. Типовые положения об организациях высшего образования. Учредительный договор и устав образовательной организации. Лицензирование, аттестация и аккредитация высших образовательных организаций.
| 0,5
| 0,5
|
Раздел 3. Правовое регулирование в области науки
| 3.1. Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе высшего образования в Российской Федерации.
|
|
|
3.2. Федеральный закон о науке и научно-технической политике. Положение о докторантуре.
| 0,5
| 0,5
|
3.3. Положение о порядке присвоения ученых степеней. Положение о порядке присвоения ученых званий.
| 0,5
| 0,5
|
Раздел 4. Образовательные правоотношения в системе высшего образования
| 4.1. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и высшего образования. Правовое регулирование отношений в сфере высшего образования. Правовой статус обучающихся высших образовательных организаций. Правовой статус работников высших общеобразовательных организаций.
| 0,5
| 0,5
|
4.2. Проблемы профессионального роста работников высшей школы. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных организаций высшего образования. Формы защиты прав работников образовательных организаций.
| 0,5
| 0,5
|
Раздел 5. Нормативно-правовое обеспечение высшего образования (в т. ч. в системе подготовке кадров высшей квалификации)
| 5.1. Структура и нормативно-правовая поддержка высшего образования: аспирантура, ординатура, адъюнктура. Аспирантура как третий уровень высшего образования. Особенности организации учебного процесса в аспирантуре.
|
|
|
5.2. Роль государственных образовательных стандартов в обеспечении качества образования и единства образовательного пространства РФ. Сочетание фундаментальной и профессиональной составляющих образовательных программ.
|
|
|
Итого
|
|
|
3.1.3. Наименование тем (вопросов), выделенных для самостоятельной работы аспирантов
Раздел, тема
| Основное содержание темы
(вопроса)
| Количество часов
|
очно
| заочно
|
Раздел 1.
Тема 1.1–1.2
| Роль и задачи образования в современном обществе. Роль государства в сфере образования. Система государственных органов управления образованием. Структура управления образовательными организациями. Общие требования к содержанию высшего образования. Типы и виды образовательных организаций. Порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Основные элементы системы образования и их взаимодействие. Интеграционные процессы в области образования. Требования к системе оценки качества образования. Подсистемы системы качества образования. Рейтинговые системы оценки качества образования.
|
|
|
Раздел 2.
Тема 2.1–2.2
| Непрерывность и преемственность образовательных программ различного уровня. Перечень показателей аккредитации образовательной организации для определения ее статуса по типу «высшее учебное заведение». Критериальные значения показателей аккредитации, используемые при установлении вида высшего учебного заведения. Цели, содержание порядок лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных организаций. Отличия между российской и зарубежными системами аккредитации. Система государственного контроля качества высшего образования. Структура государственных образовательных стандартов высшего образования. Соотношение федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Академические свободы вуза при реализации основных образовательных программ высшего образования. Высшие учебные заведения, их задачи и структура. Автономия высших учебных заведений и академические свободы
|
|
|
Раздел 3.
Тема 3.1–3.3
| Компетенция РФ в области высшего и образования. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций. Формы получения образования. Организационная структура государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования.
|
|
|
Раздел 4.
Тема 4.1–4.2
| Принципы формирования правового обеспечения высшего образования. Структура и виды нормативных документов в сфере образования. Основные недостатки действующего образовательного законодательства. Дополнительные квалификации в структуре высшего образования.
|
|
|
Раздел 5.
Тема 5.1–5.2
| Основные законодательные акты в сфере образования. Структура высшего образования. Номенклатура специальностей научных работников. Аспирантура как образовательная программа высшего образования.
|
|
|
| Написание реферата
|
|
|
Итого
|
|
|
3.1.4. Практические занятия, их содержание и объем в часах
Раздел, тема
| Наименование практических работ
| Количество часов
|
очно
| заочно
|
Раздел 1.
Тема 1.1–1.2
| Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных организаций, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Автономия образовательных организаций. Права и обязанности, ответственность образовательных организаций.
|
|
|
Раздел 2.
Тема 2.1–2.2
| Лицензирование, аттестация и аккредитация высших образовательных организаций.
|
|
|
Раздел 3.
Тема 3.1–3.3
| Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе высшего образования в Российской Федерации. Положение об аспирантуре. Положение о порядке присвоения ученых степеней. Положение о порядке присвоения ученых званий.
|
|
|
Раздел 4.
Тема 4.1–4.2
| Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования.
|
|
|
Раздел 5.
Тема 5.1–5.2
| Номенклатура специальностей научных работников. Паспорта специальностей. Примерные программы дисциплин кандидатского минимума.
|
|
|
Итого
|
|
|
3.1.5. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах
Не предусмотрены.
3.2. Перечень тем курсовых проектов (работ)
Не предусмотрены.
3.3. Интерактивные образовательные технологии, используемые при проведении учебных занятий
семестр
| Вид занятий (лекции, практические, лабораторные)
| Вид используемой интерактивной образовательной технологии
| Количество часов
|
| Лекции
| использованием презентационного материала, средств наглядности – раздаточный материал;
лекция визуализация
| 8/8
|
| Практические
| проведение групповых дискуссий, круглых столов, деловые игры, написание эссе, тестирование по базовым понятиям темы
| 12/12
|
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
4.1. Основная и дополнительная литература
№№ п-п
| Автор и наименование
| Вид
пособия
| Год
издания
| Кол-во экз. в
библиотеке
|
Основная литература
|
| Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]
|
|
| http://consultant/ru
|
| Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 15.07.2016). [Электронный ресурс]
|
|
| http://consultant/ru
|
| Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]
|
|
| http://consultant/ru
|
| Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Л.А. Егошина и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015. 400 с.
|
|
| http://consultant/ru
|
|
|
|
|
|
Дополнительная литература
|
| Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.)
|
|
| http://consultant/ru
|
| Парижская хартия для новой Европы (Париж, 21 ноября 1990 г.)
|
|
| http://consultant/ru
|
| Модельный образовательный кодекс для стран СНГ (Санкт-Петербург, 16 ноября 2006 г.)
|
|
| http://consultant/ru
|
| Модельный закон об образовании (Санкт-Петербург, 3 апреля 1999 г.)
|
|
| http://consultant/ru
|
| Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.А. Бочарникова, З.Д. Виноградова, А.К. Гаврилина и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. 7-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, КНОРУС, 2015. 1272 с.
|
|
| http://consultant/ru
|
5. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Паспорта специальностей научных работников (по отраслям наук), утверждены Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации http://www.edu.ru/db/portal/spec_pass/spec_zapros.php
2. Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям аспирантуры http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7
3. http://www.knigafund.ru
4. http://www.biblioclub.ru
5. http://www.bibliotech.ru
6. http://www.ebiblioteka.ru
7. http://dlib.eastview.com
8. Сайт научной библиотеки университета, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных.
9. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине – представлен в Приложении.
Виды контроля
| Формы контроля
| Содержание ФОС
|
Семинарские занятия
| Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях представлены в разделе «Вопросы для обсуждения»
|
Промежуточная аттестация
| Оценка совокупности знаний, умений, навыков по разделам дисциплины
|
Самоаттестация
| Тестовые задания
|
Реферат
| Темы рефератов
|
Зачет
| Вопросы для подготовки к зачету
|
Текущий контроль включает в себя контроль выполнения заданий для самостоятельной работы. К ежемесячному контролю дополнительно относится контроль выполнения домашних заданий, осуществляемый в форме индивидуальных консультаций и проверке заданий, предложенных для самостоятельной работы. Рубежный контроль осуществляется посредством выполнения заданий в тестовой форме (на занятиях). Промежуточный контроль изучения дисциплины осуществляется через прием дифференцированного зачета.
7. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Занятия проводятся в соответствии с утвержденным расписанием в лекционной аудитории, рассчитанной на 25 посадочных мест. Аудитория оснащена проектором, экраном, компьютером.
Приложение
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ухтинский государственный технический университет»
ФГБОУ ВПО «УГТУ»
Институт фундаментальной подготовки
Кафедра прикладной математики и информатики
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
Воспользуйтесь поиском по сайту: