Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата детей




Нарушение осанки является одним из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Осанка - это привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения или работы.

Для правильной, или физиологической, осанки свойственно нормальное положение позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным положением плеч и лопаток, прямым содержанием головы, прямыми ногами без уплощение стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и положения центра тяжести.

Осанка, как правило, формируется в 6-7 лет и в течение жизни может меняться. Однако нужно помнить, что образование и закрепление двигательных навыков, которые формируют осанку, происходит постепенно и в течение длительного времени с раннего возраста. Рост позвоночника наиболее полно происходит в первые два года жизни. Кривизна позвоночника, которая является его характерной особенностью, формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В раннем возрасте, когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз). В 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз.

В дошкольные годы нарушения осанки могут вызвать уплощение стоп, неправильная поза во время рисования или просмотра телепередач и т. Малая двигательная активность в сочетании с избыточным весом является факторами, влияющими на формирование патологической осанки в этот период. Нужно помнить, что у детей мышцы туловища еще слабо развиты, поэтому их осанка неустойчива. Осанка не относится к наследственным признакам.

Неправильная, или патологическая, осанка школьников формируется в результате ряда причин, к которым в первую очередь следует отнести высокий удельный вес гипокинезии и гиподинамии в жизни детей и подростков, что приводит к мышечной гипотрофии и ослабление суставно-связочного аппарата.

Начало обучения в школе сопровождается резким ограничением двигательной активности, увеличением статической нагрузки, связанного с необходимостью длительного поддержания рабочей позы и тому подобное. Существенным фактором в профилактике нарушений осанки у детей школьного возраста является соблюдение гигиенических норм двигательной активности.

Нарушение осанки в виде увеличения естественных изгибов позвоночника, появление боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса не только безобразят фигуру, но и затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), нарушают обмен веществ и снижают работоспособность. Например, при сколиозе (боковое искривление позвоночника) диагностируются изменения работы как правого, так и левого желудочков сердца. Выраженная асинхронность в их деятельности впоследствии приводит к тяжелым нарушениям работы сердца. Искривление позвоночника, возникающие в период роста костей, у девушек часто изменяют форму таза, сужая его в продольном и поперечном направлении. Впоследствии это может привести к тяжелому протеканию родов. Наиболее частыми нарушениями осанки является плоская спина, круглая. Нарушение осанки проявляется в увеличении или уменьшении естественных изгибов позвоночника, отклонениях от правильного положения плечевого пояса, туловища, головы.

По свидетельству врачей-гигиенистов, нарушения осанки и искривления позвоночника очень часто имеют ослабленные дети. Большинство из них еще в раннем возрасте переносят многочисленные детские инфекционные заболевания, болеют рахитом, следы которого остаются на скелете в виде деформаций грудной клетки, искривление ног, плоских стоп.

Формирование неправильной осанки и развитие деформаций позвоночника часто усиливают близорукость, гипотония мышц, пороки развития позвоночника, заболевания легких и сердца. Известно, что близорукость часто сопровождает кифоз, а слабость мышц, связанная с рахитом, является причиной развития неправильной осанки.

Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышц туловища. Напряжение этих мышц формирует и удерживает осанку, а уменьшение их напряжение нарушает ее. При неправильной осанке голова выдвинута вперед, грудная клетка приплюснутая, плечи сведены вперед, живот выступающий, а грудь впалая. Поясничный лордоз и грудной кифоз сильнее выражены. Часто неправильная осанка сопровождает сколиозы, то есть боковые искривления позвоночного столба.

Главным в формировании осанки является равномерное занятия физическими упражнениями и гармоничное развитие всех мышечных групп. До 18 лет осанка стабилизируется, после чего исправить ее очень трудно.

При отсутствии внимания со стороны учителей и родителей дефекты осанки, возникшие у детей еще в дошкольном возрасте, в период школьной жизни существенно прогрессируют. Особенно быстрое прогрессирование деформаций возможны в предпубертатный и пубертатный периоды.

К нарушению осанки приводят усвоенные привычки сидеть сутулясь, стоять опираясь на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой, неправильная организация ночного сна детей и подростков: узкая или короткая кровать, мягкая перины, высокие подушки. Нерациональное питание, которое может вызвать нехватку полноценных белков, минеральных елементов (особенно Са), витаминов также является фактором риска развития нарушений осанки детей и подростков.

Привычка держать правильную осанку легко воспитывается и закреплюется у школьников, если одновременно с общеукрепляющими мероприятиями (рациональний распорядок дня, полноценный сон, питание и закаливание) они выполняют различные физические упражнения, а учебные занятия и внешкольные мероприятия проводятся с учетом возрастных особенностей, соответствуют требованиям гигиены.

В этом контексте существенное значение в профилактике искривлений позвоночника приобретает формирование навыков правильной посадки при чтении или письма. Учителю, особенно младших классов, важно добиться у учащихся автоматизма такой посадки. Она должна стать для них максимально удобной и привычной.

Однако следует помнить, что длительное поддержание даже физиологически целесообразной позы приводит к усталости мышц, для уменьшения которой стоит позволять ученикам менять положение тела во время урока, проводить физкультминутки.

Доказано, что во время учебных занятий наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должна примерно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи следует располагать параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище должно быть отодвинуто от края стола на 5-6 см.

Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна примерно равняться 2 / 3-3 / 4 длины бедра. Высота сидения должна быть равной длине голени со стопой плюс 2-3 см на подбор: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном, тазобедренном) согнуты примерно под прямыми углами, что предупреждает застой крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обя-зательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или минимум с двумя перекладинами на уровне поясницы и лопаток. Обеспечение такой прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся.

Дистанция сиденья, характеризующий соотношение стола и сиденья по горизонтали, может быть отрицательной (край сиденья заходит за край стола), положительной (край сиденья размещен в одной вертикальной плоскости с краем стола или на определенном расстоянии от него) и нулевой. При положительной дистанции ученик, как и тогда, когда стол низкий, слишком наклоняется вперед. Поэтому, по мнению гигиенистов, дистанция должна быть только отрицательной, то есть край скамейки должен заходить за край стола не менее чем на 4 см и не более чем на 8 см.

Важное значение в профилактике нарушения осанки и искривлений позвоночника детей школьного возраста принадлежит подбору оптимальной школьной мебели. Согласно современным государственным стандартам выпускаются школьная мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д. За мебелью группы А должны сидеть дети, имеющие рост 130 см, мебель группы Б предназначены для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники, рост которых составляет 145-159 см, должны сидеть за мебелью группы В, а дети, чей рост от 160 до 174 см - за мебелью группы Г. Мебель группы Д предназначены для учащихся ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы нужна ученику, можно пользоваться эмпирической формуле Н.Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 160 см.

(160-100): 15 = 4 Порядковый номер (по алфавиту) - буква Г.

Достаточно часто в школах нет маркировки мебели. Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели принадлежит стол (стул), можно использовать следующие формулы:

Группа (буква) стола = высота (см): 5 - 10.

Группа (буква) стула = высота (см): 5 - 10.

Пример: высота стола над уровнем пола = 70 см.

70: 5 - 10 = 4 Порядковый номер буквы Г.

Таким образом, правильный подбор мебели должен обеспечить ученику наиболее физиологически целесообразную посадку.

Что касается правил рассадки учеников, то основным требованием является соответствие мебели росту школьника. Если же возникают трудности с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большую чем надо, размера, чем меньшего. Рассаживая учеников, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, дети небольшого роста обычно садятся за партами, ближе к доске, более рослые - позади. В том случае, когда рослый ученик имеет отклонения зрения (например, близорукость), его желательно переместить ближе к доске за внешнюю колонку нужной для него парту. Нужно отметить, если зрение такого ученика корректируется очками, то его можно и не пересаживать, но следить, чтобы он ими пользовался. При ослаблении слуха (например, вследствие перенесенного отита) школьника высокого роста желательно (вместе с соответствующей партой) пересадить ближе к доске, но при колонке, которая близка к внутренней стенке класса. Нежелательно сажать за внешнюю колонку незакаленных, ослабленных учащихся и тех кто часто простужается. Один раз в год (после зимних каникул) ученики которые сидят за крайними колонками, следует менять местами, не нарушая принципов правильной посадки. Такая перемена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Еще одним заболеванием опорно-двигательного аппарата детей и подростков, которое довольно часто случается, есть плоскостопие. Плоскостопием называется деформация, которая заключается в частичном или полном опущении продольного или поперечного (иногда обоих) сводов стопы. Она вызывает жалобы на быструю утомляемость и боль в ногах при длительной ходьбе.

Нормальная стопа с высоким сводом опорная поверхность занимает не более 1/3 поперечного размера стопы. Если опорная поверхность составляет 50-60% поперечного размера стопы - стопа уплощена. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным, последнее случается значительно чаще. Приобретенное плоскостопие, в свою очередь, может быть статичным, паралитическим и травматическим. Наиболее часто встречается статическое плоскостопие, развитие которого могут вызвать избыточная масса тела, ношение чрезмерных тяжестей, ношение обуви без каблуков и лишенного эластичной подошвы.

Профилактика плоскостопия связана с привитием навыков правильно ходить. Необходимо, чтобы носки при ходьбе "смотрели" прямо вперед, нагрузка приходилась на пятку, первый и пятый пальцы, а внутреннее своды не опускалось. Плоскостопие может развиваться также при длительном сидении и стоянии, переносе больших грузов при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощение стопы. Заболевания рахитом также может способствовать развитию плоскостопия.

Для укрепления мышц, которые поддерживают свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт) поверхности. При ходьбе полезно периодически подгибать и расслаблять пальцы. Для профилактики и коррекции в ежедневную утреннюю гимнастику вводят несколько упражнений: ходьбу на носках, пятках, на внутренних и внешних краях стоп и т. Положительно влияют на укрепление свода стопы игры волейбол, футбол.

Большое значение имеет ношение обуви, подобранной в соответствии с гигиеническими требованиями. Оно должно соответствовать длине и ширине стопы, иметь широкий носок, широкие каблуки и эластичную подошву.

При плоскостопии кроме лечебных упражнений, контрастных ванн для ног и массажа иногда врачи рекомендуют носить вкладыши-супинаторы в обычной обуви или специальную ортопедическую обувь.

Мышцы и их сухожилия обычно повреждаются в результате перенапряжения во время выполнения работы или от различных сил во время занятий спортом. Некоторые заболевания мышц вызывают их слабость и прогрессирующую дегенерацию.

Растяжение мышцы незначительно повреждением мышечных волокон. Растяжение - состояние, вызванное однообразными движениями, выполняемых в неподходящих положениях частей тела. Раздражение сухожилий мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя - распространенные повреждения. Движения пальцев вызывают боль.

Если разрывается много мышечных волокон, повреждения называется разрывом мышцы. Разорванная мышца вызывает сильную боль и отек. Появление кровоизлияния обуславливает образование сгустка крови.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие виды мышечной ткани вы знаете?

2. Охарактеризуйте биологическое значение скелетных мышц.

3. Перечислите признаки микроскопического и анатомического строения скелетной мышцы.

4. Назовите группы скелетных мышц человека и определите их функциональное назначение.

5. Что такое динамическая / статическая работа мышц? От чего зависит сила мышц?

6. Как можно объяснить увеличение мышечной массы у людей, которые занимаются по программе Body building? Тип мышечной ткани при этом работает?

7. Охарактеризуйте возрастные особенности мышечного аппарата.

8. Опишите развитие движений у детей.

9. Что такое физиологическая / патологическая осанка? Как сформировать и сохранять правильную осанку? Какие причины патологической осанки?

10. Что такое плоскостопие? Каковы ее причины и профилактика?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...