Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники древнерусского права




 

Так же как и у других народов право древнерусского государства изначально взяло свое начало, из одного из самых главных источников права у славян в то время, а являлся им зачастую обычай. Устойчивые правила поведения, или обычаи, берут начало своего формирования на этапе до государственного развития, а если выражаться точнее, в условиях родоплеменных отношений. Во время того как одна часть обычаев принимает форму норм поведения для общины, старей­шины же неспешно начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-то образом соплеменников, выбивающихся из общинной жизни, то представляется возможность говорить о возникновении обычного права. Обычное право в полной мере раскрывается в юридических действиях, а если точнее, фактах, в их одинаковом повторе­нии. Это право также выражается и в юридических сдел­ках или судебных актах, а так же зачастую и в словесных формулах, которые именуются пословицами, например, как: «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу» и т.д.

 

Обычное право достаточно консервативно, данное права обычно долго соседствует с правом публичным, особенно в тех условиях, когда уже начинает складываться государство и все институты права. На Руси довольно долго считалось, что, если ты поступаешь по старине, зна­чит ты поступаешь по праву. В то же время обычное право, закрепленное в законе, обладало способностью меняться вместе с жизнью. В древнейших нормах обычного права вос­точных славян так же имела место быть кровная месть, круговая порука, умыкание не­весты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, насле­дование в кругу семьи и т.д. Часть данных норм обычного права мы можем обнаружить в древнерусском законодательстве уже представленных в качестве норм публичного права, однако часть их видо­изменяется, некоторые же утрачиваются. К примеру, кровная месть, подлежит запрету в XI в. и была заменена денежным штрафом.

 

Вторым же источником права на Киевской Руси являлось собственное законотвор­чество раннефеодального государства в первые десятилетия его существо­вания, обобщавшее судебную практику. О том, что это имело место, мы можем узнать из текстов договоров Руси с Византией, которое было могущественным южным соседом державы Рюриковичей. Русская летопись смогла донести до нас тексты 3-х таких договоров как: 911, 944 и 971 гг. Данные договоры были созданы для регулирования торговых, со­юзных и военных отношений между двумя государствами, помимо этого они устанавливали различные виды наказаний за такие преступления как убийство, кражи, увечья и др., которые были совершены на чужой земле, а так же в них была заключена разработка процедур возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и т.д. Данные памятники показывают достаточно высокий уровень права не только Византийской империи, а так же и Руси, которая выступала в них как равный партнер. В текстах договоров 911 и 944 годов напрямую указывается на уже существовавшие к тому времени законы русского (во-первых) и устава и закона русского (во-вторых), из сути которых законодатель решает спорные вопросы.

 

Третьим источником древнерусского права является право византийское и его усвоение. а через него так же отчасти и права римского. То, что Русь приняла христианство в 988 г., усвоила христианскую культуру, а так же поддерживала более тес­ное общение с Византией и другими странами произвело настоящий пере­ворот в всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право по большей части противоречило учению христианской морали, а так же церковному праву и в связи с этим данное право необходимо было пересмотреть. Вместе с христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, а так же со своими служите­лями, которые начинались с митрополитов-греков и заканчивались духовными лицами которые принадлежали к менее высоким рангам, они же и образовывали элиту общества, которая стремилась к тому, чтобы усовершенствовать русское право.

 

В течении двух следующих столетий, XI и XII, Русь продолжала усваивать чужое право, при этом приспосабливая его ко всем условиям местной жизни. В то время на Русь нахлынул поток переведенной греческой литературы, в основном религиозного содержа­ния, которыми являлись: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочи­нения и т.д., которые составляли круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке довольно большое значение стали занимать кодексы византийского права, изучаемые и применяемые как в законотворчестве, так и в судебной практике. Первыми являлиь сборники церковного права, такие как: Номо­канон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фо­тия. Их переводы приобретали на Руси название Кормчих книг, т.е. сборники ка­нонических и юридических установлений. Из всех преоставленных сводов светских законов Византии на Руси хорошо был известен Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, которые содержали в себе законы земле­дельческие, уголовные и др.

 

Именно под влиянием византийского права к XI в. практически все болезненные наказания были заменены на денежные штрафы, а так же произошли довольно серьезные изменения в семейно-брачном праве и появились нормы в праве, которые были созданы для того чтобы защищать честь и достоинство личности и пр.

 

Переворот, который был произведен в древнерусском обществе и праве христи­анством и византийским правом, в первую очередь сказался на положе­нии церкви и, соответственно, церковных людей. Это приобрело отражение в церковных уста­вах, которые были приняты русскими князьями. До нас же дошли только: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Свято­слава и др. Данные уставы содержат в себе положение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русская церковь начала получать из казны на содер­жание; церковные люди по уставам были освобождены от всяких сборов а так же час­тично и oт юрисдикции княжеского суда; церковь приобрела право на надзор за правильностью мер и весов совершения брачного союза и пр. В связи с этим уставы, позволяют выявить отношения государства и церкви, а так же способствуют восстановлению правовых норм, которые не нашли отражения в Русской Правде. Это приобрело статус довольно ценного источника изучения права.

 

Несмотря на это главный источник, с помощью которого мы изучаем древнерусское право, представляла собой уже упомянутая Русская Правда, которая являлась первым сводом законов Руси, вобравшая в себя помимо обычного права так же право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв. Русская Правда сохранилась до нашего времени в более чем ста списках XIV–XVI вв., сильно отличающихся друг от друга как по составу и объёму, так и по структуре. О происхождении данного законодатель­ного памятника в литературе не было выработано единого мнения, так же, впрочем, как и о толковании содержания этого законодательного памятника. Учёные до сих пор спорят об этом в течении более чем 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Тати­щевым был выявлен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

 

Все тексты, которые сохранились до нашего времени, по содержанию принято делить на три ре­дакции, которые включают в себя: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшей из этих редакций является Краткая Правда, которая состояла из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Яросяавичей. Правда Ярослава содержала в себе первые 18 статей Краткой Правды и целиком была посвящена уголовному праву. Скорее все­го, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком. Ярослав пытался заручиться поддерж­кой новгородцев, которые конфликтовали с его наёмной варяжской дружиной, «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

 

Правда Ярославичей (ст. 19–43 Краткой Правды) заключила в себя за­конодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и была датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 – годом смерти одного из его сыновей.

 

Создание второй редакции Русской Правды, т.е. Пространной Правды исследователи относят к XII в., ко времени, когда Владимира Мономаха и его сын Мстислава Великого занимали княжеский престол. Однако и она не представляла собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её со­ставляющими являлся Суд Ярослава Владимировича, который обобщал в себе законодательную практику князя Ярослава Мудрого, а так же Устав Владимира Всеволодовича Мономаха, который полностью состоял из постановлений данного князя. В Пространной Правде было предоставлено не только уголовное право, но так же и право наслед­ственное, помимо всего перечисленного выше был основательно выработан юридический статус категорий на­селения, содержится банкротский устав, который был введен в 1113 г., сразу после известного киевского восстания, который определял нормы процессуального права и др.

 

Сокращенная редакция представляется сжатым вариантом Пространной Правды, который возник позднее, в XIII–XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Однако её происхождение было ещё более туманным, чем происхо­ждение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе довольно сложно предоставить объяснения, в связи с чем в ней присутствуют статьи, которые отсутствовали в Про­странной Правде, и были пропущены статьи, которые заимствовались в Пространную Правду из Краткой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...