Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская Правда как источник права: общая характеристика, значение




 

Важнейшим источником древнерусского права является Русская Правда, которая представляет собой первый свод законов Руси, Русская правда вобрала в себя как обычное право, так и право византийских источников, а так же законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда сохранилась до нашего времени и современным исследователям представилась возможность работать с более чем ста списками XIV-XVI вв., сильно отличающихся друг от друга по составу, объёму, структуре. Необходимо отметить отметить что, о происхождении данного законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, так же как, и о толковании его содержания. Исследователь Гриднев А.Н., отмечает, что «в отечественной и зарубежной историографии были высказаны различные взгляды на происхождение и сущность Русской Правды. И в наше время в историко-правовой литературе поднимаются споры и остается нерешенным вопрос о там, как произошел данный важнейший памятник права древней Руси. Пристальный интерес вызывает оценка этого исторического памятника в виде результата иностранного влияния. Большее количество исследователей вопроса о характере и становлении Русской Правды поддерживают теорию влияния в той или иной степени иностранного элемента, однако в литературе встречается так же и абсолютизация генезиса Русской Правды в виде результата рецепции скандинавского или немецкого права».

 

Русская Правда представляет из себя сборник всех законодательных памятников, которые выступают под названием Правды Русской Ярослава Владимировича. Однако Ярослав издал всего лишь первые семнадцать статей, а после этого данный памятник все время дополнялся вплоть до XIII в.

 

Русская Правда дошла до нашего времени в довольно большом количестве рукописей, числом около пятидесяти, но, в них различаются три редакции: краткую, которая включает в себя список академический, пространную состоящую из списков синодальный, троицкий, карамзинский и др. и сокращенную из пространной в виде списока князя Оболенского. В первой редакции были изложены уставы Ярослава а так же его сыновей; во второй же редакции изложена Русская Правда, сложившаяся в XII и XIII вв. из уставов, которые были упомянуты князьями и последующими дополнениями. Третья редакция не имеет определяющего значения. В связи с этим получается, что в составе Русской Правды различают три сборника: Правду Ярослава, Правду Ярославичей и Правду пространную.

 

Правда Ярослава содержит в себе первые 18 статей Краткой Правды и полностью посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во времена борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

 

Правда Ярослава имеет систематический, а не хронологический состав (об убийстве - ст. 1; о ранах, увечьях и личных оскорблениях - ст. 2-9; нарушение прав имущественных - ст. 10-15 и добавочные ст. 16 и 17). Но не все уставы Ярослава вошли в нее.

 

Правда Ярославичей есть сборник разновременных уставов, данных этими князьями. Состав этой Правды хронологический: законы, измененные и исправленные, сохраняются наряду с позднейшими их исправлениями. Сборник не охватывает всех уставов Ярославичей (в нем нет отмены мести), но зато заключает в себе уставы, изданные раньше Ярославичей. Правда Ярославичей есть сборник дополнительный к Правде Ярослава: в нем нет важнейших постановлений - об убийстве и пр.

 

Правда Пространная заключает в себе две части: первую, которая была доведена до логического конца, скорее всего, при Мономахе, а так же вторую, дополнительную часть. Первая часть является систематическим сводом Правды Ярослава и его сыновей, а так же последующих узаконений; вторая - позднейшие приписки (XII - XIII вв.), которые вносились в сборник целыми уставами: таковы устав о закупничестве, о наследстве (103-117) и о холопстве (119-132). Туда же был включен и устав о мостовых (134), который приписывался Ярославу. Ученые Тобин и Ланге высказали мнения о том, что вторая половина является по сути своей целым уставом Мономаха. Но, по мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, это не в полной мере является правдой, в связи с тем, что здесь имеются постановления так же и сыновей Ярослава. Характер Пространной правды является более научный, что означает, что в ней сводятся разновременные постановления в одно, а однородные постановления обобщаются; отменяется казуистическая форма законов. Состав Пространной Правды в итоге складывается не позднее половины XIII в., в связи с тем, что она внесена в Кормчую книгу, которая была написана около 1284 г. повелением князя Новгородского Димитрия а так же стяжанием архиепископа Новгородского Клемента.

 

Время создания Пространной Правды исследователи предпочитают относить к XII в., к тому времени как Владимира Мономаха и его сын Мстислав Великий занимали княжеский престол. Однако и Пространная Правда не представляет из себя единого свода законов, который был создан в одно и то же время. Её составляющими являлись: Суд Ярослава Владимировича, который обобщил в себе законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха, который целиком состоял из постановлений данного князя. Помимо статей уголовного права, Пространная Правда включает в себя еще целый ряд статей, которые были созданы для регулирования гражданских правоотношений, а так же достаточно подробно урегулировались вопросы наследственного права и пр.

 

Сокращенная редакция зачастую считается сжатым вариантом Пространной Правды, который возник позднее, в XIII-XIV вв., при условиях феодальной раздробленности. Однако происхождение сокращенной редакции ещё более туманно, относительно происхождение двух предыдущих редакций. При таком однозначном выводе довольно сложно объяснить, в связи с чем в ней присутствуют статьи, отсутствующих в Пространной Правде, и пропущены статьи, которые были заимствованы Пространную Правду из Краткой.

 

В связи с этим можно сделать вывод, что Русской Правдой называется ряд сборников, которые были составлены из княжеских уставов, обычного права и частично из византийских источников. Помимо этого принято различать несколько редакций данного исторического памятника права: Краткую Русскую Правду, Пространную Русскую Правду и Сокращенную Русскую Правду.

 

Русская Правда по своей сути относится к первым достаточно полно кодифицированным актом древнерусского права, которые соответствовали своей эпохе и содержащим правовые регуляторы общественных отношений того времени. Помимо это, значение Русской Правды как источника древнерусского права определяется и тем, что она представала основой для создания других, более поздних правовых источников русского права.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего сказанного выше необходимо произвести ряд выводов:

 

1. Древнерусское право брало свое начало вместе со становлением древнерусской государственности, и включало в себя нормы обычного права, нормы-традиции, нормы морали, религиозные нормы, нормы писаного права.

 

2. Древнерусское право по сути своей являлось казуальным и сословным. Анализ источников древнерусского права показывает высокую степень проработанности (для X - XII вв.) регулирования имущественных отношений.

 

3. В источники древнерусского права входили: обычное право, договоры Руси с Византией, княжеское законодательство, каноническое (церковное) право.

 

4. Обычное право со стороны рассмотрения его как источника древнерусского права является санкционированными государством нормы первобытных обычаев восточных славян, которые отражали интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения.

 

5. Договоры Руси с Византией были одними из важнейших источников древнерусского права и содержали в себе ряд норм гражданского, уголовного, международного и процессуального права.

 

6. Русской Правдой принято называть ряд сборников, которые были составлены из княжеских уставов, обычного права и частично из византийских источников. Принято различать несколько редакций данного исторического памятника права, которые включают в себя: Краткую Русскую Правду, Пространную Русскую Правду и Сокращенную Русскую Правду.

 

7. Русская Правда по сути была первым достаточно полно кодифицированным актом древнерусского права, который соответствовал своей эпохе и содержащим правовые регуляторы общественных отношений того времени.

 

 

Список использованной литературы

Научная литература

 

Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. – М.: Былина, 2000.- 548 с.

 

Исаев И.А. История государства и права России – М.: Юристъ, 2000.–544 с.

 

История государства и права. / Под ред. Лепихова М.И. - М.: Былина, 1998.- 487 с.

 

История государства и права России. Учебник для вузов. / Под ред. Чибиряева С.А.- М.: Былина, 1998.- 532 с.

 

Кудимов А.В., Шафиев М.М. Источники права Древней Руси / Кудимов А.В., Шафиев М.М. // История государства и права.- 2006. - № 10. - С. 9-10.

 

Кузнецов И.Н. История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. - Минск: Амалфея, 2000.- 376 с.

 

Курицин В.И. История государства и права России - М.: Международные отношения, 1998.- 577 с.

 

Портнов В.П. История государства и права России. Лекции. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999.- 428 с.

 

Предпринимательское право: Учебник для вузов / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТА-ДАНА. Закон и право, 2000. – 685 с.

 

Сырых В.М. История государства и права России- М.: Юристъ, 1999.-527 с.

Электронный источник

Общая характеристика и источники права Древней Руси [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=723121#1

 

Источники древнеусского права [Электронный ресурс]. URL: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/igipr/010.php

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...