Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведущие представители когнитивной психологии




 

Джордж Миллер (р. 1920) совместно с Джеромом Брунером создал при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления – Центр когнитивных исследований в 1960 году. «Ни один человек в центре не мог внятно объяснить, что же означает слово «когнитивная» и что из всего этого следует. Центр не создавался для чего-то конкретного, скорее против». Создавая центр, его основатели стремились выразить только одно – насколько далеки они от бихевиоризма. Новое направление – это возврат к психологии здравого смы сла, для которого совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.

В Центре изучали разнообразные познавательные процессы: восприятие, память, мышление, речь - и проводили анализ их генезиса. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта.

В 1969 году Миллер был избран президентом Американской психологической ассоциации.

 

Ульрик Найссер (р. 1928) прослушал курс лекций по психологии Дж.Миллера, а также учился под руководством В.Келера. В 1967 году он опубликовал книгу «Когнитивная психология». Книга пользовалась большой популярностью, и Найссера многие начали называть «отцом» когнитивной психологии. Книга в значительной степени способствовала отходу психологии от бихевиоризма и обращению ее к проблемам познания.

Найссер доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Познание он определил как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.

В 1976 году вышла вторая его книга «Познание и реальность», где он выражает неудовлетворенность явным сужением границ когнитивной психологии, которая слишком полагается на исследование искусственных лабораторных ситуаций в ущерб изучению реальных жизненных случаев.

В основе этих работ – метафора компьютера.

В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. В ХХ веке на эту роль стала претендовать новая машина – компьютер.

Во всей предшествующей истории человечества машины являлись устройствами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры же являются носителями и преобразователями информации.

В ХХ веке сложилась наука (Н.Винер), которая стала рассматривать все формы сигнальной регуляции с единой точки зрения – как средства связи и управления в любых системах – технических, органических, психологических, социальных. Она была названа кибернетикой (от греч. «кибернетике» - искусство управления). Ею разработаны специальные методы, позволившие создать для компьютеров множество программ по восприятию, запоминанию и переработке информации.

Появление информационных машин, способных с огромной быстротой и точностью выполнять операции, считавшиеся уникальным преимуществом человеческого мозга, оказало существенное влияние на психологию. Психологи все чаще используют компьютерные операции как пояснительную схему для понимания процесса познания. И наоборот, сами компьютеры все чаще описывают в терминах человеческой деятельности. Например, способность компьютера накапливать информацию называют памятью, коды программирования – языками, а о появлении новых поколений компьютеров говорят, что они эволюционируют.

Возникли дискуссии относительно того, не является ли работа компьютера подобием работы человеческого мозга, а тем самым и его умственной организации. В результате произошли коренные изменения в психологии (особенно в американской), где господствовал бихевиоризм. То, в чем классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо от человека, работающего компьютера. В свете этого рухнуло представление о том, что извне незримые познавательные (когнитивные) процессы недоступны объективному, строго научному исследованию.

 

Джордж Александр Келли (1905 – 1967). Теория личностных конструктов. Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов (за 10 лет до появления работ Миллера и Найссера). Келли – практикующий медицинский психолог – был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека.

Келли показывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, т.к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). На основании этого Келли утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. Если гипотеза не подтверждается, человек перестраивает свою систему конструктов, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными словами, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее (а не прошлое – как в психоанализе, инее настоящее – как в гуманистической психологии).

Келли сделал 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток, с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности.

 

Леон Фестингер (род. 1919) – американский психолог, профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, автор теории когнитивного диссонанса.

Фестингер изучал различные группы, предсказывающие конец света. Он обнаружил, что неудачные пророчества только укрепляют веру большинства их членов. Его исследования показывают, что членам групп приходится искать какой-нибудь путь, чтобы психологически справиться с провалом. Им необходимо сохранять смысл и порядок в собственной жизни. Описание противоречия, которое стоит перед ними, известно теперь как «Теория когнитивного диссонанса». В ней разбираются 3 основных компонента:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...