Политическая роль муниципалитетов в условиях революционного процесса
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
С началом революции 1917 г. ведущие общественно-политические, силы страны выдвинули задачу политического преобразования системы городского самоуправления на началах демократизации, расширения полномочий в хозяйственной и политической сферах, более активного участия муниципалитетов в общественно-политической жизни общества. После февральско-мартовских событий во многих городах начался первый этап трансформации муниципального управления - демократизация его органов: процесс стихийного, революционным путём, без какого-либо законодательного оформления, пополнения состава гласных представителями различных общественными организаций. Посылавшаяся на места телеграмма Г.Е. Львова с разрешением в порядке временной меры, пополнить представителями демократических слоев населения городские думы - «в числе, равном числу гласных думы, управы - «соответственно действительной надобности», не имела обязательного значения. Инициаторами обновления составов городских дум были местные исполнительные комитеты общественных организаций (исполкомы). Думы пополнялись представителями организаций, составлявших исполкомы. В Котельниче на совещании гласных городской думы 25 марта было принято решение не поддерживать идею полных перевыборов ограничившись пополнением состава гласных. В состав цензовой Котельничской городской думы вошли 14 представителей образовавшегося исполнительного комитета, директор городского общественного банка и два его заместителя, два представителя городских служащих. В г. Серпухове цензовый состав городской думы был пополнен равным числом - представителями общественных групп и организаций.
Представитель Петроградского областного комитета, побывавший в г. Вятка в середине марта проездом, предложил немедленно провести избрание в Вятскую городскую думу представителей от всего населения за исключением цензовиков на основе всеобщего избирательного права и возрастного ценза в 18 лет. Эта идея была встречена гласными без энтузиазма: они считали, что спешить с выборами нет необходимости. Единогласно было принято решение ввести в состав Вятской городской думы по одному представителю «от каждой общественной и культурной организации», а от Вятского совета рабочих и солдатских депутатов - 6 делегатов. Одновременно было решено разослать домовладельцам анкету по переписи нецензового населения. После сбора соответствующих данных планировалось пополнить состав Вятской городской думы 27 представителями нецензового элемента, избранными всем нецензовым населением города в возрасте от 25 лет на основании всеобщего избирательного права. Принятие Временным правительством нового избирательного закона сняло вопрос о немедленном полном переизбрании органов городского управления с повестки, дня. После первого с начала революции заседания, на котором Тульская городская дума приветствовала новый режим, был поднят вопрос о возможности дальнейшего существования думы в прежнем составе. В рамках губисполкома была организована комиссия по благоустройству города, дублировавшая функции муниципальной комиссии общественных польз и нужд. Неясным оставался вопрос о взаимоотношениях между муниципалитетом и исполкомом. На частном совещании 14 марта 1917 г. думские гласные приняли решение вести осторожную политику. Очевидно, во избежание трений с губисполкомом, было решено «в виду острого момента» отложить проведение очередного заседания думы, постоянное деловое общение городской управы с исполкомом и его комиссиями было признано желательным для достижения «объединения в общественной работе, на пользу городу…», поэтому думцы просили исполком приглашать на совещания по всем вопросам, касающимся муниципалитета, председателей соответствующих думских комиссий. Комиссия по городскому благоустройству губисполкома, дублировавшая многие чисто муниципальные функции, начала действовать вполне независимо от муниципалитета, в конце марта в её заседаниях стали участвовать и представители городской управы, причём если на первом заседании комиссия обращалась к городской управе, как к равному органу, применяя в своих решениях такие формулировки как «довести до сведения», «просить», то в заседаниях конца марта по отношению к муниципалитету комиссия стала использовать глагол повелительного наклонения «поручить». В* начале апреля 1917 г., когда стало понятно, что досрочного роспуска думы не последует, а в состав комиссии вошли управские деятели, в указаниях этого органа губисполкома управе вновь стала употребляться более нейтральная лексика, хотя прежняя контрольная и надзорная роль комиссии в принятии решений по вопросам текущего управления городским хозяйством фактически сохранялась.
Не желая прекращать свою работу и с целью получения авторитетной поддержки от руководящего губернией органа, на заседании думы, проведённом 23 марта, гласные единогласно предложили губисполкому делегировать в состав думы «новых представителей от свободных граждан» «порядком, какой комитет найдёт наиболее отвечающим интересам дела», а в состав управы избрать двух человек». Однако исполком отказался легитимировать своим участием деятельность цензового состава думы и отказался посылать туда своих делегатов. Демократизации Тульской городской думы не произошло, центром принятия властных решений стал губисполком, в составе которого к июлю 1917 г. из 74 членов лишь 2 делегата представляли городскую думу и 1 - Союз городов; в президиум и совет исполкома никто из «отцов города» не входил. Ничтожной была роль старого состава - Тульской думы в, политической жизни города. Как вспоминал В: Михайлов, «…В-дальнейшем-, в течение двух месяцев, цензовая Дума не принимала в политических событиях никакого участия…»». К лету 1917 г. муниципалитет был отодвинут на задворки общественной жизни, что проявлялось и в язвительных комментариях прессы, в резком снижении явки на думские заседания. 26 апреля для кворума не хватило 2 гласных, несмотря на телефонный обзвон неявившихся. «Безучастное отношение большинства гласных к городским делам» вызывало у либерально-беспартийной газеты «Тульская молва» «удивление и горькое чувство понятной досады»264. 13 июля 1917 г. на заседание Тульской - городской думы из 69 гласных явилось только 19 человек, на повторное заседание спустя пять дней - 22 гласных. Муниципальный кризис в Туле проявился и в отказе от службы городских деятелей. Так, в мае 1917 г. городской голова Тулы А.А. Смирнов променял свой достаточно высокий пост на должность председателя приёмной комиссии комитета общественных организаций Москвы, ушли в отставку члены городской управы М.А. Борисов, А.И. Чернышев, О.С. Королев.
Вопрос о демократизации Московской городской думы дебатировался в течение марта 1917 г. Идея роспуска старой думы и проведения немедленных выборов на основе всеобщего избирательного права, не дожидаясь принятия Временным правительством нового закона о городском управлении, была поддержана Московским советом рабочих депутатов. Обсуждался вопрос о пополнении состава и в самой Московской городской думе. Со стороны 3-х московских гласных поступило предложение увеличить состав думы за счёт включения в неё всех, кто был избран кандидатами в гласные. На частном совещании гласных 10 апреля было признано желательным пополнить состав Московской городской1 думы представителями районных общественных комитетов - (районных дум). Лидер кадетской фракции в Московской городской думе Н.И. Астров с начала революции предпринимал энергичные усилия, ведя переговоры с представителями Комитета общественных организаций и городскими работниками, для устранения препятствий к началу работы избранного в ноябре 1916 г. цензового кадетского состава. Отмечая, что перед городом стоит множество неотложных задач, теневой лидер кадетов Москвы настаивал на немедленном начале работы думы. На заседании нового состава муниципалитета 28 марта 1917 г. 100 голосами за при 14 против он был избран на пост городского головы». Победа не была впечатляющей. Как отмечал в своём дневнике бывший думский гласный Н.П. Вишняков, в заседании не присутствовало 46 гласных-кадетов, и это нельзя было объяснить случайными причинами. Н.П. Вишняков делает вывод о наличии сильной оппозиции избранию Н.И. Астрова в самой кадетской партии.
Своеобразной альтернативой демократизации Московской городской думы стало создание районных дум, начавшееся стихийно, «революционным путём», в марте 1917 г., из представителей различных местных организаций. Ведущую роль в районных думах захватили эсеры и меньшевики. Полностью развернуть свою деятельность районным думам не удалось. Несмотря на их протесты, 5 мая 1917 г. Комитет общественных организаций Москвы отменил принятое им же 27 апреля Временное положение об организации районных дум, лишив их определённых полномочий и источников финансирования. Без средств к существованию творческие планы районов в основном оставались на бумаге, районные думы являлись скорее политическими, агитационно-пропагандистскими учреждениями, чем пользовались, господствовавшие там весной - летом 1917 г. эсеры, а осенью 4917 г. - большевики. Итоги первого этапа демократизации органов городского самоуправления были подведены в сводке Министерства внутренних дел (по состоянию на конец июня 1917 г.): «…городские управления и земства в настоящее время во многих местах значительно изменили свой состав и представляют из себя как бы переходные формы от прежнего цензового самоуправления к новому демократическому…». Из 414 городов, по которым были получены сведения, новые городские думы были избраны в 5 городах, пополнены в 287, в 122 остались в прежнем составе, городские управы остались в прежнем составе в 228 городах (55% от общего числа городов, предоставивших сведения), в 124 городах состав управ был частично изменен, полностью новый состав был сформирован в 55 городах. В обновлённых составах городских дум образовалось 2 группировки: старых цензовых гласных и представителей «демократии», между которыми были неизбежны трения и подковёрная борьба. В Котельниче включённые в состав цензовой думы представители общественных организаций сразу подняли вопрос о перевыборах состава управы: членам старой управы было предложено подготовить отчёт о результатах ведения городского хозяйства, на основе которого новые гласные обещали определить, стоит ли сохранять её прежний состав». На заседании 13 апреля городская управа представила подробный доклад, свидетельствовавший о том, что муниципалитету удалось создать разветвлённое и успешно функционировавшее муниципальное хозяйство». Вопрос о перевыборах цензовой городской управы отпал.
В Серпухове взаимные трения между гласными привели к отставке серпуховского городского головы А.А. Шилова и всего состава городской управы. Вместо них Серпуховский уездный исполнительный комитет назначил 4-х уполномоченных для заведывания городским хозяйством, в том числе меньшевика В.Д. Корсакова, который позднее стал городским головой демократического муниципалитета, энеса Б.А. Шпаро, избранного вавгусте 1917 г. гласным новой думы. Через неделю, по просьбе В.Д. Корсакова, были упразднены все комиссии при городской думе кроме бюджетной и финансовой. До избрания демократической думы все хозяйственные дела самоуправления решались в уездном исполнительном комитете, сохранилась лишь финансовая обособленность муниципалитета, лишилось серпуховское городское самоуправление и самостоятельной политической роли. Приход новых гласных привёл к большей политизации городских дум, особенно в губернских и столичных городах. Господствовавшие в Московской городской, думе кадеты наряду с решением хозяйственных вопросов с головой окунулись в политику: слушали выступления, приветствовали представителей революционных властей, армии, зарубежных государственных деятелей и принимали ответные приветствия, выражали своё отношение к важнейшим событиям внешней и внутренней политики, проводили встречи с иностранными делегациями. Во время апрельского кризиса московские думцы отправили телеграмму генералу Алексееву и приветствие в адрес Временного правительства с упоминанием о необходимости доведения войны до победного конца и пожеланием о том, что «…общественные группы должны оградить Временное правительство от умаления полноты его власти». В мае был заслушан доклад представителя Черноморского флота матроса Ф. Баткина с призывом к социалистам дать руку кадетам и вместе пойти к намеченной цели. Дума отправила приветствие Колчаку и постановила размножить доклад Ф. Баткина в 2-х миллионах экземпляров и распространить его по всей Москве и России. Через несколько дней в думе выступал министр вооружения Франции АльберТома, он был избран почётным гражданином Москвы. 18 мая московские гласные слушали выступление министра труда Бельгии Вандервельде. После принятия Временным правительством 15 апреля 1917 г. временных правил о выборах гласных городских дум начался второй этап демократизации органов городского самоуправления: избрание демократических составов городских дум на основе всеобщего избирательного права. Муниципальная кампания в городах России проходила с мая 1917 г. и вплоть до свержения Временного правительства. Накануне муниципальной кампании, которая должна была пройти почти в тысяче российских городов, активизировалась деятельность политических партий. В ходе муниципальной предвыборной кампании со всей отчётливостью проявились партийные разногласия. Избирательный закон с системой голосования по партийным спискам способствовал политизации выборов, размежеванию партий в борьбе за избирателя. Первоочередное внимание меньшевики и эсеры уделяли вопросам городского хозяйства, основываясь на концепции муниципального социализма, на идее, что социализм можно начать строить в рамках буржуазного общества, без захвата центральной власти, на уровне муниципалитетов. Это была вполне конкретная политическая позиция: новые органы самоуправления, по мнению социалистов, должны были стать их политической опорой, гарантом сохранения их ведущей роли в политической жизни страны. Как считал В. Трутовский, «Местные учреждения - не только цитадели, откуда социалисты на местах будут бомбардировать центральную буржуазную власть, это - школа, в которой социалисты учатся управлению производством в будущем обществе…»«82. Социалисты искали поддержки у широких слоев «трудовой демократии»: рабочих, мастеровых, «тружеников прилавка и конторы», солдат, «малоимущего и неимущего населения». Кадеты настаивали на том, что городские самоуправления должны остаться именно местными хозяйствующими, а не политическими органами. Отбросив партийные интересы, гласные обязаны в первую очередь заботиться об' интересах всего города. Поэтому формироваться и действовать новые муниципалитеты должны были, как считали кадеты, из «людей дела», имеющих большой опыт, независимо от их партийной принадлежности и политических взглядов. На практике эта позиция приводила к тому, что вокруг кадетов объединялись «цензовики» и сторонники более правых убеждений, хотя кадеты акцентировали внимание на том, что в партии состоят и представители наёмного труда, и «трудящаяся интеллигенция». Большевики в основу своей муниципальной программы ставили политические лозунги. Отвергая идеи муниципального социализма, они заявляли, что без реализации политических целей решить хозяйственные задачи невозможно. Как отмечал В.И. Ленин в своей статье «Позабыли главное» в мае 1917 г., «…Чтобы провести, необходимые для народа, назревшие, неотложные реформы, о коих говорят народники и меньшевики, надо порвать с поддержкой империалистической войны и займов, с поддержкой правительства капиталистов, с принципом неприкосновенности прибылей капитала». Без этого, как полагал В.И. Ленин, «…муниципальная программа неизбежно превращается (в лучшем случае) в невинное пожелание»284. Своей опорой в городах большевики считали рабочий класс и городскую бедноту». Значение программ в предвыборной борьбе за контроль над обновлёнными самоуправлениями не стоит преувеличивать. Об этом свидетельствуют, например, воспоминания Б. Волина о том, как составлялась муниципальная программа московских большевиков. В 1922 г. он вспоминал: «Ни Подбельский, ни я никогда вопросами городского хозяйства специально не интересовались <…> Мы достали эсеровскую муниципальную программу (у них таковая оказалась, кажется 1905 г.) и стали её штудировать и приблизительно по её образцу строить нашу муниципальную программу»286. В своих программах и кадеты, и социалисты предлагали общие идеи, принципы, списанные у конкурентов, у заграничных или российских дореволюционных публицистов. Разработанная кадетами муниципальная программа была более реалистичной, потому что представители этой партии имели больший, чем у остальных политических сил, опыт городского управления. Готовых к практическому применению, масштабных планов с чёткими механизмами их реализации политические силы не предложили, да и в самом обществе спроса на такого рода разработки не было. Особой остротой отличались предвыборная кампания и выборы в Московскую городскую думу, прошедшие 25 июня 1917 г., в которых получили право участвовать примерно 1 млн. 200 тыс. чел. В ходе московской муниципальной кампании наиболее шумную всеохватную агитацию развили эсеры. Впечатляющие масштабы развёрнутой ими кампании красочно описаны одним из лидеров московских эсеров И.Н. Коварским: «…Наши митинги полны сочувственных слушателей. Мчатся, во все концы города, по всем окраинам и пригородам разукрашенные автомобили с гордой надписью: «Земля и воля», развозящие агитаторов и литературу… В воздухе реют разноцветные листки, разбрасываемые с небесных высей аэропланами. Стены домов, вокзалы, вагоны железной дороги, трамваи, харчевни, лавки увешаны нашими плакатами, прокламациями, призывами. Огромная красная цифра «3»… смотрит со всех сторон, врезывается в глаза, в душу…»». Эсеры сосредоточились на критике действий цензовых дум, кадетов, акцентировании внимания на своём революционном прошлом, раздаче обещаний. В статье М. Гендельмана «Наши задачи в Думе», опубликованной в партийной газете московских эсеров «Труд» в день выборов, отмечалось, что меры, которые собираются предпринять эсеры в новой думе, «…не будут иметь характера реформ, т.е. частичных улучшений, но должны, в конечном счёте, привести к отмене основ современного строя, частной собственности на землю, фабрики, заводы и т.д., всё более вторгаясь в сферу производства и распределения благ…»». Представители остальных списков также предпринимали все возможные усилия, убеждая горожан проголосовать именно за их список. День выборов воспринимался представителями партий и политически активной частью населения как «решительный», «великий» день. У многих избирательных участков ещё до их открытия в 8 часов утра образовались длинные очереди. «Все живые свидетели происходивших выборов отмечают, что настроение у избирателей в очередях господствовало сосредоточенное, серьёзное, «как на исповеди или на причастии»», - сообщал корреспондент «Известий Всероссийского союза городов» А.Н. Ульянов». Несмотря на бурную предвыборную кампанию, выборы прошли спокойно. В административный суд не поступило ни одной жалобы от избирателей, комиссар Временного правительства по г. Москве признал, что выборы были произведены без существенных нарушений закона. Явка горожан оказалась довольно низкой: 53% от внесённых в списки избирателей. Победителями стали социалисты-революционеры, получившие предпочтение у 57,98% избирателей, им досталось 116 мест из 200 в новом составе Московской городской думы; 2 место оказалось у кадетов, которых поддержали 16,85% проголосовавших, что дало им 34 места; 3 и 4 место поделили большевики и меньшевики - 11,82% и 11,66% голосовавших, 24 и 23 места в новой думе соответственно; энесам удалось получить 1,25% и 3 места, «Единство» и торгово-промышленники, получив по 0,22%) голосов, в демократически избранную московскую думу не попали2. В распорядительный орган московского муниципалитета прошли 39 рабочих, 20 городских и земских служащих, 19 врачей, 18 присяжных поверенных, 16' публицистов, 13 профессоров, 8 фабрикантов и коммерсантов, 35 агрономов, инженеров, педагогов, кооператоров, коммерческих служащих. А.Н. Ульянов считал, что* «…культурный уровень избранной Думы очень высок, и решающий голос в* ней будет иметь интеллигенция…»294. СВ. Бахрушин отмечал отсутствие преемственности новой думы» к старой: только 25 из 200 избранных гласных входили в состав цензовой Московской городской думы и управы. По его мнению, «в культурном отношении демократическая дума представляла собой… значительный шаг назад». После выборов нового состава гласных встал вопрос об избрании городского головы и управы. Автор редакционной статьи в газете «Московские ведомости» свидетельствовал о большой растерянности в рядах московских неонародников. Вчерашние пристрастные критики, не имевшие опыта городского управления, они неожиданно получили господство в одном из самых крупных муниципалитетов в России в. экстремальных революционных условиях. Наилучшей тактикой в таком случае было попытаться разделить ответственность с представителями других партий, привлечь оттуда толковых муниципальных работников. На своём совещании эсеры заявили, что раз вся избирательная кампания прошла под знаком победы социалистов, то ни одна из социалистических партий не может снять с себя ответственности за ведение городского хозяйства. Большевики решили воздержаться от участия в выборах руководящего аппарата думы и управы». Кадеты решили, что совместная работа с эсерами была бы возможна только если их муниципально-политическая деятельность не находилась бы в противоречии с программой кадетов. Стоявшие политически близко к эсерам меньшевики также не захотели занять место подчинённых помощников и разделить с эсерами ответственность за делагородского управления. Как с обидой писал эсер И.Н. Коварский, «…И справа, и, что гораздо хуже, слева мы не нашли той помощи, на которую имели основание в большей или меньшей мере рассчитывать… Наперерыв, одна за другой, с большей или меньшей энергией, все социалистические фракции поспешили умыть руки и стали в позу безответственной оппозиции… С.-р. были предоставлены самим себе». Проводившаяся накануне выборов социалистическая тактика разжигания классовых противоречий, острой критики всей деятельности цензовых дум, размежевания и предвыборной борьбы даже с политически близкими силами - оказалась более чем успешной. Эсерам удалось неожиданно для самих себя, единолично взойти на вершину муниципальной власти. Но тактика политизации способствовала и тому, что эсеры остались у руля новой думы в одиночестве. Определённую вину за сложившуюся ситуацию несли и оппоненты победителей, поставившие интересы политического выживания и сохранения популярности своих партий превыше интересов всего города, диктовавших необходимость сплочённой совместной работы. «…Этот расчет не лишен практичности. Но зато он лишён другого: общественной совести…», - восклицала эсеровский публицист и гласная думы Л. Арманд ~. Первое заседание нового состава Московской городской думы состоялось 7 июля 1917 г. Председателем думы был избран большинством в 120 голосов один из лидеров московских эсеров старый народник О.С. Минор, 11 июля городским головой большинством 106 голосов против 27 стал эсер В.В. Руднев, товарищами городского головы - эсеры С.А. Студенецкий и И.Н. Коварский. Новый городской голова В.В. Руднев продолжил искать пути выхода партии из изоляции в кулуарных переговорах с кадетами. Товарищ городского головы в старом составе городской думы П.А. Бурышкин, избранный в новый состав думы по списку кадетов, не состоял формально членом Партии народной свободы, и был хорошо знаком по прошлой работе с эсером С.А. Студенецким, который и предложил' ему остаться - товарищем' городского головы, заявив, что перевыборы ему обеспечены. Оказавшись в одном поезде по пути в Петроград, В.В. Руднев и П.А. Бурышкин провели ночь в совместной беседе. Как вспоминал СВ. Бахрушин, П.А. Бурышкин вернулся «очарованный» В.В. Рудневым305. Фракция думских кадетов во главе с Н.И. Астровым также поддержала планы П.А. Бурышкина, и тот стал5посвоим собственным словам, «…единственным в России товарищем городского головы, избранным «цензовой» думой и переизбранным «социалистической»»306. Преодолев долгие колебания, после Государственного совещания кадеты решили принять деятельное участие в работе управы. Товарищем городского головы по заведованию гражданским управлением стал энес Г.В. Филатьев. Членами городской управы были переизбраны кадеты: кн. М.В. Голицын, А.Н. Зембицкий, Л.Н. Литошенко и другие. Не добившись поддержки слева, пришедшие к власти в московском муниципалитете эсеры начали поворот вправо, заключив союз с кадетами. Поправение было заметно уже на первом заседании новой думы, когда в своём выступлении избранный председателем думы О.С. Минор заявил, что Москва «…при старой думе сумела стать лучшим образцом муниципального хозяйства», что «Московские деятели прежней думы сумели сплотить вокруг себя всё честное, всё мыслящее». Эти утверждения разительно отличались от прежних высказываний социалистов-революционеров. Эсеры не предприняли тех радикальных мер, которые обещали накануне выборов. Наперекор опасениям «буржуев», ожидавших от эсеров «всяких ужасов», как отмечала газета «Коммерсант» 14 июля, новые думские гласные «…начали, честь честью, с займа, т.е. с давно практиковавшейся… панацеи Каких-либо органических мероприятий, в корне изменяющих систему городского хозяйства, не предвидится…». Быстрая сдача эсерами позиций не осталась незамеченной и массам москвичей. Со всех сторон на эсеров обрушилась критика. Отвечая на неё, представители ведущей муниципальной силы в Москве обвиняли в наивности самих горожан: «…Обывателю нужен блеск, шум, яркость выступлений, а когда работа идёт подземная, муравьиная - он ворчит…»311. И вот уже в статьях эсеров мелькают фразы, произносившиеся кадетами весной 1917 г. и накануне муниципальных выборов: «…не время теперь говорить, не время пробуждать в народе легкомысленное отношение к жизни. Мы будем открывать перед читателем свою физиономию не в словах, а в деле, не в лозунгах, а в правде» ~. Одного желания было недостаточно. У эсеров не было имевшихся у кадетов опытных муниципальных деятелей, проработанного практического плана реализации хотя бы части обещаний. Этот план эсерам, заваленным текущими делами и работавшим «по 24 часа в сутки», пришлось разрабатывать в условиях цейтнота летом-осенью 1917 г. Выборы в городские думы в провинции происходили примерно в то же время, что и в Москве: летом 1917 г. Особенностью предвыборных кампаний в губернских, а особенно в уездных городах было то, что далеко не всё население накануне выборов разделяло те или иные' партийные предпочтения, политические партии были не так сильны и активны, поэтому их место занимали союзы различных групп населения, организовавшиеся весной 1917 г. с целью отстаивания во всех организациях своих узких бытовых, далеких от политики интересов. Происходил процесс поляризации различных слоев населения городов, когда они начали весьма ожесточённо заботиться в первую очередь об интересах своего класса, а не всего города. Деление происходило по сословному, профессиональному, национальному, религиозному признаку: например, отдельные списки на выборы в Вятскую городскую думу составили Вятский губернский союз инженеров и техников, Вятский торгово-промышленный комитет. В Туле на выборы самостоятельно выдвинулся блок местных еврейских организаций, в Котельниче отдельными списками на выборы шли «Красный, крест», родительский комитет женской гимназии. Особенностью выборов в провинции были также более вялые, по сравнению с Москвой, темпы агитации, связанные с меньшей политизацией населения и более ограниченными финансовыми возможностями общественных сил. Предвыборная агитация разворачивалась в основном на устраиваемых ораторами собраниях на предприятиях, в городских парках, на страницах городских газет, общественные организации рекомендовали своим членам голосовать за тот или иной список. Тульская предвыборная кампания закончилась 30 июля 1917 года. В выборах участвовало 7 списков: кадеты, энесы, социалистический блок меньшевиков, эсеров, бунда и сионистов, блок большевиков, социал-демократов Польши, Литвы и Латышского края, список союза домовладельцев, блок тульской торгово-промышленной партии и домовладельцев, союз объединенных еврейских организаций. В выборах приняли участие 57,5% избирателей. Сокрушительную победу одержал социалистический блок, которому досталось 85 из 104 мест в думе (81,7% всех гласных), в то время как кадеты провели лишь 7, а большевики - 5 гласных, представительство энесов ограничилось одним делегатом, остальные списки получили по 2 представителя в муниципалитете. В составе избранных в думу кандидатов социалистического блока преобладали меньшевики - 48 человек, эсеров прошло 37. Большевики, кадеты и торгово-промышленники, оказавшиеся в меньшинстве, отказались участвовать в избрании руководящих деятелей демократического муниципалитета. На первом заседании нового состава гласных председателем Тульской городской думы был избран эсер П.А. Буланже, его заместителем - меньшевик Н.Г. Бригадиров, городским головой стал бывший губернский комиссар меньшевик С.Р: Дзюбин, а спустя 2 недели* пост товарища городского головы занял меньшевик - Л.В. Обрезков. Число членов городской - управы было оставлено прежним - 9 человек, 4 места досталось эсерам и 5 - меньшевикам. Городской голова С.Р. Дзюбин попытался было уговорить бывшего заместителя городского головы цензовой думы А.Н. Хатунцева, шедшего на выборы - по списку кадетов, остаться в управе для совместной работы, однако кадеты выступили против занятия членами их партии ответственных должностей в социалистическом тульском муниципалитете, А.Н. Хатунцев отказался. Постепенно отстранились от меньшевиков и эсеры: к декабрю 1917 г. все члены управы от партии эсеров один за другим ушли в отставку. Город оказался под полным, контролем меньшевиков, в то время как эсеры сосредоточили свои силы в земских органах. Выборы в Вятскую городскую думу прошли 23 июля 1917 г. Явка была невысокой - примерно 36,9% от числа зарегистрированных избирателей. За социалистический блок (представители партий меньшевиков, эсеров, муниципальных рабочих и служащих) проголосовало 64% от числа действительных голосов, они получили большинство - 39 из 60 мест в думе; за кадетов - 24%, и 15 мест в думе; за местный союз инженеров и техников - 0,6%, в думу он не попал; за Вятский торгово-промышленный комитет - 11% и 6 мест в думе. В Вятской городской думе получили полное преобладание социалисты: городским головой стал меньшевик-оборонец преподаватель технического училища Н.П. Алеев, товарищем городского головы был избран представитель занявших 2 место кадетов - А.Е. Иорданский. Членами городской управы стали 2 эсера: чиновник министерства земледелия Ю.А. Малис и преподаватель духовной семинарии А.В. Крассов; 1 меньшевик монтёр городской электростанции ~ С.А. Мотошков. Председателем думы стал бывший председатель губисполкома социалист В.В. Аммосов, его заместителем - член 3-ей Государственной, думы кадет С.С. Липягов. Сотрудничество меньшевиков и эсеров с кадетами в Вятке началось сразу при формировании руководящих органов муниципалитета. По наблюдению инструктора Московского губернского избирательного комитета М. Ушакова, в Серпухове широкой предвыборной агитации не велось. Вопросы, связанные с выборами, обсуждались на партийных собраниях, на случайных митингах. Из муниципальных платформ партий была опубликована только программа большевиков». Как вспоминал большевик А. Мишин, «…В связи с предстоящими выборами в городскую управу в городе шли оживленные разговоры… Не раз завязывались. споры в чайной общества потребителей, куда по вечерам стало собираться много народа, интересующегося выборами. На нас обычно нападали меньшевики и эсеры с упрёками по поводу отказа от блока с ними <…> Спор разгорался всё сильнее и сильнее, наши столы обычно тесным кольцом окружали. К октябрю 1917 г. до крайних пределов обострились отношения между московским муниципалитетом и городскими рабочими. Вехой стало Государственное совещание, в организации которого деятельное участие приняла эсеровская Московская городская дума. Как отмечалось позднее,»… если до того городские рабочие <…> ещё колебались, то - после Совещания они открыто стали на сторону большевиков. Совещание и Корнилов ускорили Октябрь». На совещании Бюро профсоюзов Москвы по инициативе комитета партии большевиков * было решено устроить однодневную стачку протеста в день созыва совещания - 12 августа, несмотря на протесты со стороны городского головы В. Руднева, эсеро-меньшевистских составов Московского совета солдатских депутатов и исполкома совета рабочих депутатов. На Государственном совещании в приветственной речи от имени всей Москвы В.В. Руднев назвал организаторов стачки «анархическим меньшинством», но попытки сорвать стачку не увенчались успехом. В период между 12 августа и концом сентября большевики смогли окончательно поставить под свой контроль московскую организацию муниципальных рабочих. Символом усиления влияния Центрального союза городских рабочих Московского общественного управления и свидетельством господства там большевистских идей должна была стать всеобщая стачка всех рабочих московского городского самоуправления. Муниципальных рабочих не устраивали размеры их жалованья, они выразили недовольство действиями заведующего отделом труда и быта Б.Н. Коварского, который разослал в городские учреждения циркуляр министра труда М. Скобелева, и потребовали его увольнения. Согласно этому циркуляру право приёма и увольнения рабочих и служащих должно было принадлежать только городской управе, а местные комитеты рабочих могли собираться только в нерабочее время. Начались долгие переговоры, в результате которых город вынужден был принять все требования рабочих. На заседании Московской городской думы 17 октября 1917 г. должно было состояться подписание соглашения. Однако после того как все его пункты были приняты, с чем согласился и председатель стачечного комитета С. Пупко, неожиданно с внеочередным заявлением выступил представитель большевиков гласный В.Н. Подбельский. Он сообщил, что, так как в согласительной комиссии требования ультиматума рабочих были несколько переформулированы, то соглашение не состоялось, а значит, забастовка неизбежна. Это заявление поразило все остальные фракции думы. Меньшевик Л.М. Хинчук назвал заявление большевиков «провокацией». Поднялся шум. «Русские ведомости» констатировали: «…стало ясно всем то, что было понятно до этого момента меньшинству: забастовка не> вызвана экономическими запросами…, она имеет мало отношения к интересам рабочих, она - преднамеренный политически рассчитанный шаг». Спустя год С. Пупко вспоминал, что представители стачечного комитета, предвидя восстание, стремились затягивать переговоры, но, опасаясь разбить силы несвоевременным выступлением, пошли на соглашение, которое было сорвано по указанию В.Н. Подбельского. Фактически, ещё до большевистского выступления Московская городская дума была лишена своих полномочий, так как рабочие, которые непосредственно выполняли те или иные городские функции, находились под полным контролем большевиков, а не управы и высших служащих. После начала октябрьского переворота в Петрограде и в ожидании выступления большевиков в Москве Московская городская дума пообещала «…решительно бороться с попытками захвата власти, откуда бы они не исходили…» и «…охранять нормальный ход жизни в городе, чтобы предотвратить грозящую Москве гражданскую войну», был сформирован Комитет общественной безопасности. В открытом в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|