Государственная политика в области развития малого бизнеса, особенности его налогообложения и льготы для малых предприятий
Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и, в конечном счете, высокий уровень жизни населения. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира — в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента — идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и в особенности страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса. Что касается России, то с 1 января 2008 г. вступил в силу новый закон о поддержке малого и среднего предпринимательства в России.[1] 24 июля 2007 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон 2007 г.). Действовавший в этой сфере ранее Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон 1995 г.) предусматривал определенные льготы и привилегии в сфере малого предпринимательства. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для предпринимателя, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания компании. Такой мораторий надежно защищал малый бизнес от повышенных ставок единого налога на вмененный доход, введения налога на добавленную стоимость для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать эту оговорку закона, но Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения. Кроме того, Закон 1995 г. давал малым предприятиям право на ускоренную амортизацию - они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов как амортизационные отчисления.
Названные льготы с 2005 г. в основном были отменены, продолжает действовать лишь мораторий. Например, если компания зарегистрирована 30 декабря 2005 г., то она может применять действовавшее на тот момент налоговое законодательство до 2009 г. (хотя отстаивать это право ей, скорее всего, придется в суде). Закон 2007 г. определяет, на какую поддержку в дальнейшем стоит рассчитывать предпринимателям малого и среднего масштаба. Принципы поддержки: В статье 6 Закона 2007 г. названы основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в частности: - обеспечение равного доступа субъектов к участию в соответствующих программах поддержки; - разграничение полномочий различных уровней власти; - участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов. Для реализации поставленных задач в ст. 7 Закона 2007 г. предусматриваются следующие меры: - введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;
- установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества; - специальные формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд. Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона 2007 г.). Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ. Конкретные льготы в Законе 2007 г. не указаны. Их планируется включать в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые на основании данного закона будут приниматься органами власти всех уровней. В числе форм поддержки Закон 2007 г. предусматривает финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь, содействие в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, особые условия для субъектов, действующих в отдельных отраслях, в том числе в области инноваций и промышленного производства, и др. Возможные виды поддержки названы в отдельных статьях Закона 2007 г. В статье 14 Закона 2007 г. установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов); инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам; профессиональным участникам рынка ценных бумаг; ломбардам; участникам соглашений о разделе продукции; лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации). Согласно ст. 17 Закона 2007 г. финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций. Финансовая поддержка не оказывается тем, кто осуществляет производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).
Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона 2007 г.), которая может выражаться в передаче во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной либо безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий. Кроме того, в Законе 2007 г. названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т.д. Особенности налогообложения и льготы для малых предприятий. К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налогообложения. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от применения системы налогообложения разделены на пять категорий. Первая категория малых предприятий использует обычный бухгалтерский учет, и расчеты с бюджетом осуществляет аналогично средним и крупным предприятиям, применяя при этом некоторые налоговые льготы. Вторая категория — юридические лица, ведущие упрощенный бухгалтерский учет и уплачивающие единый налог. Третья категория (с 01.01.1999 г.) — субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в сферах налично-денежного оборота, — обязаны вести расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход. Четвертая категория (с 01.01.2004 г.) — субъекты малого предпринимательства, функционирующие в различных сферах деятельности, могут использовать одновременно упрощенную систему налогообложения и систему по единому налогу на вмененный доход.
Пятая категория (01.01.2004 г.) — малые сельскохозяйственные предприятия, использующие систему единого сельскохозяйственного налога. По сути, все системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, кроме обычной, являются льготными. Для малых предприятий имеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в этой области имеются льготы следующего характера: • осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2; • в первый год эксплуатации новой техники с момента ее ввода в эксплуатацию имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной ее стоимости как амортизационные отчисления. На использование этих льгот в области амортизационных отчислений имеются следующие ограничения: 1) срок службы основных производственных фондов (машин и оборудования) должен превышать три года; 2) малые предприятия не должны прекращать свою деятельность в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию того оборудования, по которому списывается на себестоимость до 50% его стоимости. • налог на добавленную стоимость уплачивается один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным; • малые предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квартала; • в течение четырех лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться. Малым предприятиям, производящим и перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские препараты и лекарства, занимающимся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, предоставляются дополнительные льготы: • в первые два года они освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации; • в третий и четвертый годы работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в третий год — по ставке 25%, в четвертый — 50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации. При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что отечественные малые предприятия все же имеют определенные налоговые и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития малого бизнеса в нашей стране, но этого явно недостаточно. Необходима более ощутимая и действенная поддержка в развитии малого бизнеса со стороны государства. В экономической литературе предлагается критерий для определения оценки эффективности государственной и региональной поддержки малого предпринимательства, который равен частному от деления доли малых предприятий в ВВП страны (региона) к доле расходов на поддержку малого предпринимательства в соответствующем бюджете. Согласно этому критерию эффективная государственная поддержка будет возрастать только в том случае, если с увеличением доли средств, выделяемых из бюджета на поддержку малого предпринимательства, его доля в создании ВВП будет возрастать в большей мере. А если доля выделяемых средств из бюджета будет снижаться? Однозначный ответ на этот вопрос отсутствует, что свидетельствует об уязвимости этого критерия. На наш взгляд, оценка эффективности функционирования малого предпринимательства вообще и государственной поддержки в частности может быть определена на основе сопоставления ДВВП и AN, где ДВВП — прирост доли ВВП, созданной за счет развития малого предпринимательства; AN — прирост доли численности работающих в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике. Если Δ ВВП > Δ N то повышается эффективность функционирования малого бизнеса, если Δ ВВП < Δ N снижается. Развитие малого предпринимательства самым существенным образом влияет на важнейшие экономические показатели как на макро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, созданного малым бизнесом в целом по Российской Федерации или отдельному региону, можно определить по формуле: dпд = dотч * (Тмб / Тх)
где dпд — плановая доля ВВП, созданная малым предпринимательством; dотч — доля ВВП, созданная малым бизнесом за отчетный период; Тмб — темп роста выпуска продукции (работ, услуг) малым бизнесом в плановом периоде в целом по Российской Федерации или региону; Тх —темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в целом по Российской Федерации или региону в плановом периоде. Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по Российской Федерации или отдельному региону за отчетный или плановый период можно определить по формуле:
Тпт = Тв / Тч
где Тпт — темп роста производительности труда в малом бизнесе за отчетный или плановый период; Тв - темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в малом бизнесе за отчетный или плановый период; Тч - темп роста численности работников, занятых в малом бизнесе за отчетный или плановый период. На основе данных критериев можно с достаточной точностью судить о правильности проводимой государственной или региональной политики в области развития малого бизнеса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|