Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




Введение

 

Нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты сирот, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им поддержку в деле жизнеустройства. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов - ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи детям-сиротам, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав сирот, гарантировать возможности их успешной адаптации в обществе.

Актуальность темы исследования. Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной психологии и педагогики.

Проблемасоциальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включает в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Защита государством и обществом детства является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Тем более актуальна задача обеспечить защиту прав и интересов тех категорий детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а именно детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждый ребенок имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества. Безусловно, в первую очередь обеспечение прав и интересов детей является правом и обязанностью их родителей. Если же родительское попечение по тем или иным причинам отсутствует, функции родителей берет на себя государство, предоставляющее детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей особые гарантии по их социальной защите.

Именно система государственных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей призвана способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства. В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы исследования юридического аспекта проблем социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки детей-сирот как относительно самостоятельной группы населения.

Целью данной курсовой работы является изучение системы государственных гарантий, направленных на обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты детей-сирот в современном российском обществе.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

дать общую характеристику института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

показать место и роль института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном российском обществе;

рассмотреть вопросы правового регулирования в области социальной поддержки прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

проанализировать систему государственных гарантий по поддержке прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сложившуюся в настоящее время в РФ, а именно: рассмотреть проблемы связанные с вопросами образования детей-сирот, с вопросами медицинского обслуживания, прав на имущество, прав на жилье детей-сирот, и, конечно же, права на труд.

По степени разработанности рассматриваемая тема является еще не до конца изученной, что главным образом, связано с тем, что вопросы социальной защиты детей-сирот и, особенно, их максимально эффективной социальной интеграции - являются достаточно новыми направлениями в отечественной юридической и социологической литературе.

Тем не менее, вопросы, связанные с защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становятся все более актуальными и все чаще затрагиваются учеными, как правоведами, так и социологами. Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются такими учеными как: Терехина В. («Для детей-сирот» - комментарий к Федеральному Закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), Пантюхина Е.Н. («Социально-педагогическая защита детей-сирот в России»), Габдрахманов Ф. («Защита жилищных прав детей-сирот»), Зезина М.Р. (» Система социальной защиты детей»). Новикова Н. (» Некоторые аспекты обеспечения защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), Воронова Б. («Охрана здоровья детей-сирот: новое санитарное законодательство») и др.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: историко-правовой метод, его применение позволило раскрыть процесс развития правового института социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; системно-структурный метод, его применение в исследовании позволило выработать понятие и раскрыть сущность системы государственных гарантий в области защиты прав детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей; при решении отдельных проблем, связанных с социальной адаптацией детей-сирот, в работе использовались также социально-психологический метод.

Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования; основной части, состоящей из трех разделов: «Общая характеристика института социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правовое регулирование в области социальной поддержки прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и «Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» каждый из которых состоит из параграфов, где конкретизируются положения каждого раздела, и заключения, в котором делаются выводы, полученные в ходе изучения системы государственных гарантий в области защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 


Общая характеристика института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски современных путей решения основных социальных проблем, происходящие в нашей стране в последние годы, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало сиротство. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом, при общем снижении рождаемости, относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним из стратегических приоритетов государственной политики.

По официальным данным, на фоне сокращения общей численности детей число детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, продолжает увеличиваться. В 2000 году таких детей в России было 667,6 тысячи, в 2002-м - более 707,8 тысячи, в 2004-м - 734,2 тысячи. В 2005 году сиротство в нашей стране достигло устрашающей цифры 800 тысяч.

Рассмотрим, кто же относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

отсутствием родителей;

лишением их родительских прав;

ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;

отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети, оставшиеся без попечения родителей это так называемые «социальные сироты» - то есть дети, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о них. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Рассмотрим подробнее историю социального сиротства в России. Практика призрения детей-сирот в Российском государстве начала оформляться в систему ещё в период средневековья. Призрение бедных и страждущих в России было уже при Владимире Мономахе (начало правления 1114 г.) и при Иване Грозном. Основную ответственность за устройство сирот взяли на себя князья и церковь. Многолетняя практика заботы о сиротах в России существовала в двух основных видах: государственно-общественном и частно-церковном. Затем, от подачи милостыни наметился переход к воспитанию и обучению в специальных учреждениях или устройству для этих же целей в семьи. До Октябрьской революции 1917 г. практика социальной помощи детям-сиротам была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью. Но нужно отметить, что у государства практически никогда не хватало средств на оказание перманентной помощи и планомерной успешной работы.

После 1917 г. года основная форма заботы о детях стала носить государственно-общественный характер. Во времена голода в первые годы после гражданской войны (1921 - 22 гг.) появилась масса безнадзорных детей, своего рода социальное сиротство. К 30-м годам ХХ века подавляющее число воспитанников детских приёмников всё ещё составляли круглые сироты. Страна производила сирот массовыми раскулачиваниями, репрессиями, войнами. В сталинские времена детские дома пополнялись за счёт детей репрессированных.

Серьезные катаклизмы, породившие массовую беспризорность, пришлись на время после распада Советского Союза. Особенностями социального напряжения в тогдашней России стали обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе. Последние годы также нельзя считать благополучными, происходит постоянный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются государством на полное обеспечение, при этом для них государством гарантируются льготы во многих сферах общественной жизни.

Формирование системы государственных гарантий по социальной защите детей-сирот осуществлялось в течение нескольких последних десятилетий, и было обусловлено как увеличивающимся из года в год количеством случаев социального сиротства, так и постепенным повышением внимания государства к данной проблеме. Введение тех или иных гарантий, как правило, увязывалось с социально-политическими задачами своего времени.

Если вначале первоочередная задача заключалась в сохранении жизни и здоровья детей-сирот, впоследствии наряду с этим главным объектом внимания становилось их воспитание и образование. В 1956 году предельный возраст детей, воспитываемых в детских домах, был увеличен до 18 лет (ранее - 14), с тем, чтобы обеспечить таких детей всеобщим средним образованием. По мере увеличения социальной ориентированности общества государство брало на себя все больше функций по защите интересов детей-сирот. Открывались новые школы-интернаты, обеспечивающие проживание, содержание, воспитание и образование, как детей-сирот, так и детей, временно оставшихся без родительского попечения. С 1978 года на полном государственном обеспечении стали содержаться дети-сироты, обучающиеся в средних специальных учебных заведениях. Предусматривалась возможность проживания и питания в детских домах их бывших воспитанников, обучающихся в высших учебных заведениях. В дальнейшем государство последовательно расширяло гарантии прав детей-сирот на жилое помещение, трудоустройство, медицинское обслуживание, образование, обеспечение питанием, одеждой, обувью, предметами первой необходимости.

С 1987 года дети-сироты получили право внеконкурсного приема в высшие и средние специальные заведения, им в обязательном порядке предоставлялось общежитие, дети данной категории получили право проводить каникулы в детских интернатных учреждениях, где они воспитывались, с предоставлением бесплатного проживания и питания, при этом проезд от места учебы до места проведения каникул и обратно оплачивался из средств учебного заведения. Помимо полного государственного обеспечения, им выплачивалась ежегодная материальная помощь. Также было закреплено их право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по окончании пребывания в детском интернатном учреждении, службы в Вооруженных силах или обучения в высшем (среднем специальном) учебном заведении.

В 1988 году были введены новые формы устройства детей-сирот на воспитание: это детские дома семейного типа, детские городки, в 1993 году правовое закрепление нашло понятие «детская деревня». С 1999 года активно развивается еще одна форма семейного устройства детей-сирот на воспитание - приемная семья.

В настоящее время наблюдается все усиливающаяся тенденция к сокращению числа детских домов - к 2010 г. сеть таких учреждений по прогнозам сократиться на 30%. Но это не связано с уменьшением числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное сокращение числа детских домов связано, в первую очередь, с развитием системы опекунства и увеличения числа детей, устроенных в приемные семьи. По данным статистики за 8 месяцев 2008 года более 64 тыс. детей обрели свой дом. В подавляющем числе случаев эти дети были устроены в российские семьи.

Таким образом, государством постоянно и планомерно проводится политика направленная на решение вопросов защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предотвращение социального сиротства, снижения количества детей, отбираемых у родителей и помещаемых в специализированные учреждения, совершенствованию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...